Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А,
судей Дулуша В.В, Кочергиной Е.Ю,
при секретаре Доржан Т.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. административное дело по административному исковому заявлению Бадарчы А.Э. к Мэрии города Кызыла, Министерству финансов Республики Тыва, Департаменту финансов мэрии города Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по апелляционной жалобе представителя административного ответчика мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. и истца на решение Верховного Суда Республики Тыва от 22 января 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Бадарчы А.Э. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мэрии г. Кызыла, Министерству финансов Республики Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 декабря 2012 года за ней признано право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, на Мэрию г. Кызыла возложена обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления. На основании вступившего в законную силу решения суда судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда. До настоящего времени решение суда не исполнено, чем нарушено её право на исполнение судебного акта в разумный срок. Неисполнение решения суда ставит её в трудную жизненную ситуацию, она понесла убытки, проживая в наём до 2017 года. В 2017 году ей дали временное жильё, непригодное для проживания - ветхое жильё под снос в аварийном состоянии, в котором она каждый день находится под угрозой своей жизни и здоровья. Считает сумму 500 000 рублей оправданной в счёт компенсации морального вреда, причинённого ей и её семье вследствие неисполнения судебного решения по предоставлению жилого помещения в разумный срок. Просит взыскать с Министерства финансов Республики Тыва, Мэрии г. Кызыла солидарно компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей.
Определением судьи от 7 декабря 2018 года в качестве административного соответчика привлечён Департамент финансов мэрии г. Кызыла, в качестве заинтересованных лиц - Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.
Решением суда административное исковое заявление Бадарчы А.Э. удовлетворено частично. Бадарчы А.Э. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 рублей, взыскано в ее пользу 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины. Исполнение решения суда возложено на Департамент финансов мэрии г. Кызыла. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика - Мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска, указав, что с 2013 года мэрией г. Кызыла предпринимались меры к исполнению решения суда. Указанное судебное решение не исполнено из-за недостаточного финансирования Министерством финансов Республики Тыва переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. В 2015 году мэрия г. Кызыла обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с иском об обязании Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва предоставить 49 жилых помещений на территории г. Кызыла детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, площадью не менее 12.5 кв.м, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям. Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 22 января 2016 года по делу А69-3509/2015 утверждено мировое соглашение между мэрией г. Кызыла, Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентством по делам семьи детей Республики Тыва, по условиям которого Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва обязуется построить за счет бюджетных средств Республики Тыва 2015 года 34 жилых помещений в срок до 01.12.2016 года, за счет бюджетных средств Республики Тыва за 2016 год обязуется построить 15 жилых помещений до 31.12.2017 года. Мэрия г. Кызыла предпринимает все меры, зависящие от нее для скорейшего исполнения решения суда в рамках своих полномочий. В муниципальном жилищном фонде отсутствуют свободные жилые помещения.
В апелляционной жалобе истец Бадарчы А.Э. просит изменить решение суда в части размера присужденной компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, присудив Бадарчы А.Э. компенсацию в размере 500 000 руб.
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец Бадарчы А.Э. и её представитель Долзатмаа О.О. апелляционную жалобу поддержали, с апелляционной жалобой административного ответчика - мэрии г. Кызыла не согласились.
Представитель административного ответчика - Мэрии г. Кызыла Монгуш А.Д. апелляционную жалобу поддержала по указанным в ней основаниям.
Представитель заинтересованного лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ Силинмей Ч.А. апелляционную жалобу административного ответчика - мэрии г. Кызыла поддержала.
Представитель заинтересованного лица - Агентства по делам семьи и детей РТ Ященко Т.Н. апелляционную жалобу административного ответчика - мэрии г. Кызыла поддержала.
Представители административных ответчиков - Министерства финансов Республики Тыва, Департамента финансов мэрии г. Кызыла, представители заинтересованных лиц - Федеральной службы судебных приставов России, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва в суд не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующий в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 года в г. Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п. 1 ст. 6).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 8 ст. 3 Закона о компенсации, ч. 4 ст. 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
На основании частей 2 и 3 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В силу ч. 3 ст. 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд, устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 6 декабря 2012 года, вступившим в законную силу 10 января 2013 года, на Мэрию г. Кызыла возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу предоставить жилое помещение Бадарчы А.Э. на территории городского округа "Город Кызыл" общей площадью не менее 12,5 кв.м, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям.
В целях принудительного исполнения указанного решения суда в части возложения обязанности на Мэрию г. Кызыла предоставить жилое помещение Бадарчы А.Э. был выдан исполнительный лист серии ВС N, который поступил в Управление Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва 15 февраля 2013 года.
20 февраля 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП возбуждено исполнительное производство N в отношении Мэрии г.Кызыла (далее - должник) с предметом исполнения: обязать Мэрию г. Кызыла в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить жилое помещение Бадарчы А.Э. на территории городского округа "Город Кызыл" общей площадью не менее 12,5 кв.м, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, постановление вручено должнику 25 февраля 2013 года.
Вышеуказанным постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
В письмах начальника Управления правового обеспечения Мэрии г. Кызыла от 14 ноября 2014 года и представителя Мэрии г. Кызыла от 16 декабря 2014 года, адресованных судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что судебные решения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не исполняются из-за недостаточного финансирования Министерством финансов Республики Тыва переданных государственных полномочий по обеспечению жильём детей-сирот. По данному факту 6 июня 2012 года прокурором Республики Тыва на имя Главы - Председателя Правительства Республики Тыва внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а также направлена информация Председателю Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. В целях скорейшего решения вопроса об исполнении судебных решений направлены письма в прокуратуру Республики Тыва 20 июля 2014 года и города Кызыла 24 октября 2014 года.
В письме заместителя мэра г. Кызыла от 28 августа 2017 года, адресованном судебному приставу-исполнителю, сообщается о том, что между Министерством финансов Республики Тыва, Министерством строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, Мэрией г. Кызыла заключено мировое соглашение, которое утверждено определением Арбитражного суда Республики Тыва 22 января 2016 года. Согласно условиям мирового соглашения Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва обязуется до 31 декабря 2016 года построить за счёт бюджетных средств Республики Тыва 49 жилых помещений, а Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва после окончания строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязуется предоставить 49 жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых имеются решения Кызылского городского суда Республики Тыва об обязании Мэрии г. Кызыла предоставить жилые помещения.
На день рассмотрения административного дела судебное решение о предоставлении жилого помещения Бадарчы А.Э. не исполнено.
Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов (15 февраля 2013 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (5 декабря 2018 года) составила 5 лет 9 месяцев 20 дней.
Согласно ч. 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 этой статьи.
За период с 15 февраля 2013 года по 05 декабря 2018 года решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 06 декабря 2012 года не исполнено: исполнительное производство не окончено, должником требование исполнительного документа не исполнено.
Судом первой инстанции установлено, что длительность неисполнения судебного акта составила более пяти лет, в то время как законодательством предусмотрен двухмесячный срок исполнения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем, руководствуясь положениями Закона о компенсации, суд обоснованно принял решение о частичном удовлетворении административного искового заявления.
Определяя размер компенсации, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что исполнительное производство по исполнительному листу до настоящего времени в полном объеме не завершено; длительность неисполнения судебного акта составляет более 5 лет, установлены причины, вызвавшие превышение разумных сроков исполнения судебного акта, и пришел к правильному выводу о присуждении заявителю компенсации за нарушение на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 руб.
Судебная коллегия не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, о чем просит в апелляционной жалобе административный истец, поскольку ее размер определен судом в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 2 Закона о компенсации, с учетом обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, продолжительности нарушения и значимости наступивших вследствие этого нарушения последствий для истца, данный размер компенсации отвечает принципам разумности, справедливости и соответствует практике Европейского Суда по правам человека.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии бюджетного финансирования на строительство жилых домов правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации не имеет, так как исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.
Иные доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как судебная коллегия оснований для их переоценки не находит.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб - несостоятельными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Тыва от 22 января 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 8 апреля 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.