Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В,
судей Бады-Сагаана А.В. и Таргына А.О.
при секретаре Чимит Е.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Монгуша А.А. к прокуратуре Республики Тыва, прокурору г.Кызыла Пономареву Р.В. о признании незаконными бездействия, возложении обязанности устранить нарушения по апелляционной жалобе административного истца Монгуша А.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Таргына А.О, административного истца Монгуша А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административных ответчиков - прокуратуры Республики Тыва, прокурора г.Кызыла,
УСТАНОВИЛА:
Монгуш А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Республики Тыва, прокурору г. Кызыла Пономареву Р.В. о признании незаконными бездействия должностных лиц прокуратуры Республики Тыва, г.Кызыла, возложении обязанности устранить нарушения, указав на то, что 5 октября 2018 года через интернет приемную официального сайта прокуратуры Республики Тыва подал электронное заявление, в котором просил составить протокол по делу об административном правонарушении в отношении руководителя или работников Государственной инспекции труда в Республике Тыва по ст. 5.59 КоАП РФ и направить в суд для рассмотрения. Со дня подачи вышеуказанного заявления до настоящего время ответа или уведомления о продлении сроков рассмотрения заявления не получал. В силу Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" в течение 30 дней со дня получения, регистрации его заявления должен был дан ответ. Просил признать незаконным бездействие должностных лиц прокуратуры Республики Тыва и г. Кызыла, возложить обязанность не допускать подобные нарушения.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 февраля 2019 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, административный истец Монгуш А.А. подал апелляционную жалобу, указав на то, что ответ прокуратуры от 6 ноября 2018 года не получал. Просил решение суда отменить, признать бездействие должностных лиц прокуратуры Республики Тыва незаконным, обязать прокуратуру Республики Тыва не допускать подобные нарушения впредь.
В судебном заседании административный истец Монгуш А.А. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель административного ответчика - прокуратуры Республики Тыва по доверенности Ооржак С.А. с апелляционной жалобой согласилась частично, указав, что прокуратурой ответ на обращение истца был изготовлен своевременно - 6 ноября 2018 года, однако ответ направили только 10 апреля 2019 года.
Представитель административного ответчика - прокурора г.Кызыла по доверенности Цыганок М.А. с жалобой не согласилась, указав, что в прокуратуру г.Кызыла обращение Монгуша А.А. не поступало. Промежуточный ответ Монгушу А.А. на его обращение направлялось, что подтверждается материалами дела.
Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении административного дела, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 8 октября 2018 года в 17 часов 23 минуты за N в интернет приемную официального сайта прокуратуры Республики Тыва поступило электронное заявление Монгуша А.А. от 5 октября 2018 года, в котором указано на то, что 20 августа 2018 года им подано электронное заявление о нарушении статей КоАП РФ диспетчерской службой заказа такси ООО " **". 30 августа 2018 года на его электронный адрес поступило уведомление за подписью прокурора г. Кызыла Пономарева Р.В. о перенаправлении заявления в Государственную инспекцию труда в Республике Тыва. До настоящего времени ответа от данного учреждения не получал, в связи с чем просит составить протокол по делу об административном правонарушении в отношении руководителя или работников Государственной инспекции труда в Республике Тыва по ст. 5.59 КоАП РФ и направить в суд для рассмотрения.
Электронное заявление Монгуша А.А. от 20 августа 2018 года зарегистрировано в прокуратуре Республики Тыва 21 августа 2018 года в 09 часов 18 минут за N, в котором просит принять меры по пресечению нарушений законов диспетчерской службы заказа такси " **" (л.д. 76).
24 августа 2018 года и.о. начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва А. обращение Монгуша А.А. направлено прокурору г. Кызыла (л.д. 75).
30 августа 2018 года прокурором г. Кызыла Пономаревым Р.В. обращение Монгуша А.А. перенаправлено руководителям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва, Государственной инспекции труда в Республике Тыва, начальнику МРИ ФНС России N1 по Республике Тыва, о чем было сообщено в письме заявителю (л.д.77-81).
11 сентября 2018 года Государственной инспекцией труда в Республике Тыва обращение Монгуша А.А. перенаправлено в Государственную инспекцию труда в Республике Хакасия, поскольку работодатель диспетчерской службы заказа легкового транспорта ООО " **" зарегистрирован в г. Абакане Республики Хакасия (л.д. 56-57).
Письмо, в котором сообщалось о перенаправлении обращения Монгуша А.А. в Государственную инспекцию труда в Республике Хакасия, Государственной инспекцией труда в Республике Тыва было направлено Монгушу А.А. за исх. N от 11 сентября 2018 года, которое им получено 20 октября 2018 года (л.д. 55,58).
Постановлением заместителя прокурора республики Дябкина С.Н. от 13 ноября 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении в отношении государственного инспектора труда Б. (л.д. 59-63).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 7 г.Кызыла от 5 декабря 2018 года производство по делу отношении Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения в административной ответственности (л.д.64-66).
В письме N от 6 ноября 2018 года, адресованном Монгушу А.А, начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Республики Тыва В, сообщает о том, что по его обращению проведена проверка, его обращение в прокуратуру г. Кызыла поступило 27 августа 2018 года. 30 августа 2018 года его обращение перенаправлено в Государственную инспекцию труда в Республике Тыва. 4 сентября 2018 года обращение поступило в Государственную инспекцию труда в Республике Тыва. 11 сентября 2018 года государственным инспектором труда в нарушение требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ ответ направлен по адресу проживания, а не на адрес электронной почты. Руководителю Государственной инспекции труда в Республике Тыва направлено требование о явке для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ. С результатами рассмотрения постановления прокурора он вправе ознакомится в прокуратуре республики после 20 ноября 2018 года по адресу: ул. Ленина, д. 30, г. Кызыла, предварительно написав соответствующее заявление (л.д. 74).
Оставляя без удовлетворения административное исковое заявление Монгуша А.А, суд первой инстанции исходил из того, что по заявлению Монгуша А.А, зарегистрированного в прокуратуре Республики Тыва 8 октября 2018 года, была проведена проверка, должностным лицом прокуратуры республики дан ответ административному истцу от 6 ноября 2018 года, который направлен на его электронный адрес, в связи с чем тридцатидневный срок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ, предоставления ответа не нарушен.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
В силу части 2 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного суда РФ от 21 мая 2015 г. N 1163-О, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию. Указанные законоположения предполагают, что во всяком случае гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Как следует из части 4 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ, ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Судебной коллегией в ходе подготовки дела к рассмотрению в прокуратуру Республики Тыва направлен запрос о предоставлении сведений об отправке и получения Монгушом А.А. ответа прокуратуры республики от 6 ноября 2018 года.
Согласно ответу N от 11 апреля 2019 года, поступившему по запросу судебной коллегии, прокуратурой Республики Тыва письмо N от 6 ноября 2018 года на заявление Монгуша А.А. от 5 октября 2018 года (зарегистрированного 8 октября 2018 года за N) направлено на его электронный адрес 10 апреля 2019 года. К ответу приложен скриншот отправки на электронный адрес.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Пунктом 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Судебная коллегия, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит в выводу о том, что решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 февраля 2019 года не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в части требований к прокуратуре Республики Тыва с принятием нового решения по административному делу о частичном удовлетворении административного искового заявления Монгуша А.А. по не направлению ответа N от 6 ноября 2018 года Монгушу А.А. на его заявление от 5 октября 2018 года за N в течение 30 дней.
В части отказа исковых требований к прокурору г. Кызыла Пономареву Р.В. суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку обращение истца не направлялась прокурору г. Кызыла для исполнения, соответственно последний не является надлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 февраля 2019 года отменить в части требований к прокуратуре Республики Тыва и принять новое решение следующего содержания:
"Административное исковое заявление Монгуша А.А. к прокуратуре Республики Тыва о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить.
Признать незаконными бездействия прокуратуры Республики Тыва по не направлению ответа N от 6 ноября 2018 года Монгушу А.А. на его заявление от 5 октября 2018 года (зарегистрированного 8 октября 2018 года) за N в течение 30 дней.
В остальной части решение Кызылского городского суда Республики Тыва оставить без изменения".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение будет изготовлено 22 апреля 2019 года.
Председательствующий
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.