Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В,
судей Бады-Сагаана А.В, Таргына А.О,
при секретаре Данзырын А.С.-М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. административное дело по административному иску Сарыглар А.А. в интересах несовершеннолетнего С. к Мэрии г. Кызыла Республики Тыва о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла по апелляционной жалобе представителя Мэрии г. Кызыла Монгуш А.Ю. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2019 года,
установила:
Сарыглар А.А. в интересах несовершеннолетнего С... обратилась в суд с административным иском к Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла, указывая на то, что её сын С. ** года рождения, состоит на учёте на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла с 27 августа 2018 года под номером N (льготная очередь). По состоянию на 21 сентября 2018 года номер очереди N. Мэрия г. Кызыла незаконно и необоснованно отказывает в предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ребёнку из-за отсутствия свободных мест и в связи с наличием льготной категории граждан (первоочередников, внеочередников), так как Мэрия заблаговременно была проинформирована о необходимости предоставить место в дошкольном учреждении ребенку, что подтверждается датой постановки на учет и обязана была заранее позаботиться о создании необходимого количества мест в дошкольных образовательных учреждениях. Просила суд обязать Мэрию г. Кызыла предоставить С., ** года рождения, место в одном из дошкольных образовательных учреждений г. Кызыла, расположенном рядом с местом проживания истца, в течение месяца после вступления решения в законную силу.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2019 года административный иск Сарыглар А.А. удовлетворен частично, на Мэрию г. Кызыла возложена обязанность в первоочередном порядке предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла Республики Тыва С.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение о возложении обязанности предоставления места в дошкольном образовательном учреждении на Департамент по образованию Мэрии г..Кызыла. Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте по образованию Мэрии г..Кызыла, утвержденного решением Хурала представителей г..Кызыла от 06 сентября 2011 года N 333, Департамент является отраслевым органом мэрии г..Кызыла Республики Тыва, реализующим вопросы местного значения городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в пределах своих полномочий, ведет муниципальную политику в области образования с учетом Программ развития образования Республики Тыва и города Кызыла, обеспечивающим создание условий развития муниципальной образовательной системы города Кызыла и осуществляющим руководство и контроль за ее функционированием. В соответствии с целями и задачами Департамент осуществляет учет детей, имеющих право на получение дошкольного образования на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", и форм получения дошкольного образования, определенных родителями законными представителями детей (в соответствии с Порядком. Указывает, что Мэрия г..Кызыла властных полномочий при распределении мест в дошкольное образовательное учреждение г..Кызыла не имеет, постановлений, решений не принимает. Основанием для выдачи направлений является приказ начальника Департамента, а руководители дошкольных образовательных учреждений г..Кызыла принимают детей на основании направлений Департамента. На стадии исполнения решений судов возникают трудности, поскольку должником в исполнительном производстве является Мэрия г..Кызыла и судебные приставы - исполнители требуют исполнения решения от Мэрии г..Кызыла, хотя на основании вышеизложенных нормативных актов, исполнение решения напрямую от Мэрии г..Кызыла не зависит.
Административным органом, ответственным за предоставление места в дошкольном образовательном учреждении, является Департамент по образованию Мэрии г..Кызыла, поэтому обязанность должна возлагаться на уполномоченный орган, обладающий распорядительными полномочиями.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Сарыглар А.А. является матерью несовершеннолетнего С, ** года рождения, который состоит на учёте для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с 27 августа 2018 года (льготная очередь).
До настоящего времени место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении С... не предоставлено, по состоянию на 27 декабря 2018 года номер льготной очереди N.
Согласно ст. 3 "Конвенции о правах ребенка", во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Законе Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации". Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 ФЗ N 131 от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12. 2012 года (в редакции от 25 ноября 2013 года) N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Решением Хурала представителей г. Кызыла от 29 марта 2017 года N 324 утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
В п. 3.12 Порядка указывается, что дети многодетных семей имеют право на первоочередное зачисление ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Из справки Департамента по социальной политике Мэрии г. Кызыла следует, что семья Сарыглар А.А. является многодетной, помимо С... у истца имеется еще двое несовершеннолетних детей, поэтому на основании п. 3.12 вышеуказанного Порядка её ребенок имеет право на первоочередное зачисление в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований, об отказе в удовлетворении требований о предоставлении места с учетом территориальной доступности в группе полного дня в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, так как Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержит обязанности дошкольных образовательных учреждений предоставлять места в разумной отдаленности, в группе полного дня в течение месяца по желанию граждан.
В силу статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Реализация права на приём в образовательное учреждение в группу полного дня возможна лишь в определённом порядке, установленном законом и подзаконными нормативными актами. В отличие от общего образования, являющегося обязательным, где обучение детей начинается с достижения ими возраста 6,5 лет, дошкольное образование реализуется в первую очередь в семье. Поступление ребёнка в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений возможно только в порядке, установленном органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2.5 приказа Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 года N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" при разработке образовательной программы дошкольного образования дошкольные образовательные учреждения определяют в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности предельную наполняемость групп. Дошкольное образовательное учреждение может разрабатывать и реализовать в группах различные программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла не влекут изменение или отмену решения суда в этой части, поскольку законом полномочия по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования возложены на органы местного самоуправления городских округов (п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не учел положения пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, согласно которому в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом, в связи с чем резолютивная часть решения суда подлежит изменению путем дополнения 3 абзацем о возложении обязанности на Мэрию г. Кызыла сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца административному истцу и в Кызылский городской суд Республики Тыва", с оставлением в остальной части решения без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2019 года изменить, дополнив абзацем 3 следующего содержания:
"Обязать Мэрию г. Кызыла сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца административному истцу и в Кызылский городской суд Республики Тыва".
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 апреля 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.