Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В,
судей Егорова А.А, Таргына А.О,
при секретаре Данзырын А.С.-М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. административное дело по административному иску Монгуш А.М. в интересах несовершеннолетнего М. М. к Мэрии г. Кызыла Республики Тыва о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла в группе полного дня в первоочередном порядке по апелляционной жалобе административного истца Монгуш А.М. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 февраля 2019 года,
установила:
Монгуш А.М. в интересах несовершеннолетнего М. обратился в суд с административным иском к Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла, указывая на то, что его сын М., ** года рождения, состоит на учёте на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла с 21 июня 2016 года под номером N (общая очередь). Поскольку он является сотрудником органов внутренних дел на основании Федерального закона N 3 от 07.02.2011 года "О полиции" место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении его ребенку предоставляется в первоочередном порядке. Обращение в Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла не принесло результатов. На данный момент его ребенку 2 года 8 месяцев, в связи с этим просил суд обязать Мэрию г. Кызыла предоставить М., ** года рождения, место в одном из дошкольных образовательных учреждений г. Кызыла, в группе полного дня в первоочередном порядке с момента вступления решения в законную силу.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 февраля 2019 года административный иск Монгуша А.М. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что в решении суда суд ссылается на ответ начальника Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла от 13 февраля 2019 года N, что М. посещает МАДОУ "Детский сад N" г. Кызыла, группа **" с очной формой обучения. С данными выводами суда не согласен, поскольку его сын посещает указанный детский сад на платной основе, что подтверждается справкой, выданной директором МАДОУ N ФИО21. За автономное место в садике оплачен первоначальный взнос в размере ** рублей. В судебное заседание не мог явиться в связи с занятостью на работе, справку представить не представилось возможным. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 173-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. В связи с тем, что он работает в органах внутренних дел, его ребенок имеет право на первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
В возражении на апелляционную жалобу представитель Мэрии г. Кызыла Республики Тыва по доверенности Монгуш А.Ю. просит решение суда отменить и вынести решение о возложении обязанности предоставления места в дошкольном образовательном учреждении на Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла, ссылаясь на то, что согласно п. 1.1 Положения о Департаменте по образованию Мэрии г. Кызыла, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 06 сентября 2011 года N 333, Департамент является отраслевым органом Мэрии г. Кызыла Республики Тыва, реализующим вопросы местного значения городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" в пределах своих полномочий, ведет муниципальную политику в области образования с учетом Программ развития образования Республики Тыва и города Кызыла, обеспечивающим создание условий развития муниципальной образовательной системы города Кызыла и осуществляющим руководство и контроль за ее функционированием.
В судебном заседании административный истец Монгуш А.М. просил удовлетворить апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Мэрии г. Кызыла Республики Тыва по доверенности Монгуш А.Ю. просила отменить решение суда по доводам, изложенным в возражении на апелляционную жалобу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Монгуш А.М. является отцом несовершеннолетнего М. ** рождения, мать - Монгуш А.А. (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ года N
М. состоит на учёте для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с 21 июня 2016 года (общая очередь) под номером N.
Согласно ответу на запрос суда Департамента по образованию Мэрии г. Кызыла от 13.02.2019 N, М., ** года рождения, посещает МАДОУ "Детский сад N "г. Кызыла Республик Тыва, группа **" (с ** лет), очная форма обучения.
К апелляционной жалобе приложена справка директора муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад N N " **" г. Кызыла Республики Тыва ФИО21, где указано, что М... группа " **" посещает МАДОУ Детский сад N г. Кызыла с 12 октября 2017 года и по настоящее время на автономном месте, оплачен первоначальный взносом ** рублей.
Согласно ст. 3 "Конвенции о правах ребенка", во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Законе Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 ФЗ N 131 от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12. 2012 года (в редакции от 25 ноября 2013 года) N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Решением Хурала представителей г. Кызыла от 29 марта 2017 года N 324 утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - Порядок).
В п. 3.12 Порядка указывается, что дети сотрудников органов внутренних дел имеют право на первоочередное зачисление ребенка в дошкольную организацию.
Согласно п.1 ч. 6 ст. 46 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции", места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от формы собственности предоставляются в первоочередном порядке детям сотрудника полиции.
Из справки, выданной заместителем начальника управления - начальника отдела кадров Министерства внутренних дел по Республике Тыва ФИО29. от 16 января 2019 года N, следует, что ** ** Монгуш А.М. действительно служит в органах внутренних дел с 1 сентября 2017 года по настоящее время.Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что согласно ответу на запрос Департамента по образованию, несовершеннолетний М... посещает Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N" г. Кызыла, поэтому административный иск не подлежит удовлетовению.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации", в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В силу п.1 ч.1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Согласно п. 12 ст. 12 Устава города Кызыла Республики Тыва, к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно справке директора МАДОУ "Детский сад N" г. Кызыла, ребенок административного истца посещает Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N ** г. Кызыла на автономном месте, оплачен первоначальный взнос ** рублей.
Поскольку в соответствии со ст. 43 Конституции РФ и иными нормативными актами, государством гарантируется бесплатное дошкольное образование, учитывая то, что отец ребенка является сотрудником органов внутренних дел и его ребенок имеет право на первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, состоит на учете под номером N (льготная очередь), что подтверждается уведомлением от 24 апреля 2019 года, представленным суду апелляционной инстанции, то требования административного истца о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в первоочередном порядке подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения требований о предоставлении места в группе полного дня с момента вступления решения суда в законную силу не имеется ввиду следующего.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержит обязанности дошкольных образовательных учреждений предоставлять места в группе полного дня с момента вступления решения суда в законную силу по желанию граждан.
В статье 67 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" указано, что получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Реализация права на приём в образовательное учреждение в группу полного дня возможна лишь в определённом порядке, установленном законом и подзаконными нормативными актами. В отличие от общего образования, являющегося обязательным, где обучение детей начинается с достижения ими возраста 6,5 лет, дошкольное образование реализуется в первую очередь в семье. Поступление ребёнка в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений возможно только в порядке, установленном органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2.5 приказа Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 года N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" при разработке образовательной программы дошкольного образования дошкольные образовательные учреждения определяют в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности предельную наполняемость групп. Дошкольное образовательное учреждение может разрабатывать и реализовать в группах различные программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продленного дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
В соответствии с п. 2 ст.309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении административного иска.
Доводы, указанные в возражении на апелляционную жалобу, о необходимости возложения обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении на Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла, несостоятельны, поскольку законом полномочия по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования возложены на органы местного самоуправления городских округов (п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 февраля 2019 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
"Административный иск Монгуш А.М. в интересах несовершеннолетнего М. к Мэрии г. Кызыла Республики Тыва о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла в группе полного дня в первоочередном порядке удовлетворить частично.
Обязать Мэрию г. Кызыла Республики Тыва предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла Республики Тыва М, ** года рождения, в первоочередном порядке.
Обязать Мэрию г. Кызыла сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца административному истцу и в Кызылский городской суд Республики Тыва.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 апреля 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.