Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В,
судей Болат-оол А.В, Таргына А.О,
при секретаре Данзырын А.С.-М,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. административное дело по административному иску Григорьева Л.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва о признании незаконным действия по апелляционной жалобе административного истца на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 января 2019 года,
установила:
Григорьева Л.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что 20 сентября 2018 года посредством почтовой связи обратилась с заявлением об ознакомлении с архивными материалами дел правоустанавливающих документов по постановке на учет земельных участков, расположенных по адресу: ** и ** путем снятия светокопий или фотографирования необходимых материалов. 5 октября 2018 года филиал ФГБУ "ФКП Росреестра по Республике Тыва", рассмотрев заявление, направил ответ о том, что для получения сведений, содержащихся в ЕГРН, лицам, являющимся правообладателями тех или иных объектов недвижимости, или иным уполномоченным лицам необходимо направить запрос через органы ГАУ МФЦ Республики Тыва в установленном порядке. Также дополнительно отмечено, что лицам, не являющимися собственниками соответствующего объекта недвижимости предоставление таких сведений не допускается. Отказ считает незаконным. По публичным данным Росреестра земельный участок Григорьевой Л.А, находящийся по адресу: **, был поставлен на кадастровый учет 15 января 2018 года с новыми уточненными границами инженером ФИО11, который не провел с административным истцом согласовательную работу при уточнении земельного участка по адресу: ** в части смежной линии земельных участков. Полагает, что действия кадастрового инженера ФИО11. нарушают ее права. Для восстановления нарушенных прав заявителю необходимо признать незаконными такие действия кадастрового инженера, а восстановление прав возможно только в случае обращения с соответствующим иском в суд. Для оспаривания такого решения кадастрового инженера в судебном и ином порядке, заявителю необходимо ознакомиться с материалами дела путем снятия светокопий с материалов дела, чтобы узнать, кем согласованы и подписаны границы земельного участка.
Просила признать незаконным действие федерального органа государственной власти - филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва, выразившееся в отказе в предоставлении Григорьевой Л.А. ознакомления с актом согласования местоположения земельного участка при постановке на кадастровый учет земельных участков из соответствующего межевого плана земельных участков, расположенных по адресу: ** и ** путем снятия светокопий и фотографирования указанного документа. Возложить на Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата"Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва обязанность ознакомить Григорьеву Л.А. с актом согласования местоположения границы земельного участка при постановке на кадастровый учет земельных участков их соответствующего межевого плана земельных участков, расположенных по адресу: ** и ** путем снятия светокопий или фотографирования данного документа. Возложить на Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва обязанность предоставить Григорьевой Л.А. копии акта согласования местоположения границы земельных участков, находящихся по адресу: ** и **
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 января 2019 года административный иск Григорьевой Л.А. оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, административный истец подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении иска из-за нарушения порядка подачи заявления о предоставлении сведений из ЕГРН. Считает, что ею не нарушаются чьи-либо права, поскольку ей необходимо ознакомиться только с тем документом, который затрагивает ее права - актом согласования границ земельных участков, поскольку ею не были заявлены просьбы об истребовании или об ознакомлении с иными документами содержащими конфиденциальные данные иных граждан. Непредставление из архива органа Росреестра информации о границах земельных участков, домов N и N по ** объективно препятствует в реализации и защите ее прав и свобод, в том числе в судебном порядке, и такие действия указывают на нарушение ее прав и свобод.
В возражении на апелляционную жалобу представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва по доверенности Монгуш В.Ю. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании административный истец Григорьева Л.А. и её представители Чемезов Р.В. и Олет Р.А. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного ответчика - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва Монгуш В.Ю. просил решение суда оставить без изменения.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития Российской Федерации по Республике Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим о времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 20 сентября 2018 года административный истец обратилась на имя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития Российской Федерации по Республике Тыва с заявлением об ознакомлении с архивными материалами дела (или дел) правоустанавливающих документов по постановке на учет земельных участков, находящихся по адресу: ** и **
25 сентября 2018 года указанное заявление перенаправлено в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва.
5 октября 2018 года филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Тыва административному истцу дан ответ о том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Закона о регистрации за предоставление сведений, аналитической и иной информации, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, взимается плата, размеры которой определены приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291. Запросы о предоставлении копий документов, соответствующие по форме и содержанию требованиям, установленным порядком, подаются через пункты приема и выдачи документов ГАУ МФЦ по Республике Тыва. Запрос, предоставленный с нарушениями, в том числе не соответствующий по форме и содержанию требованиям, установленным порядком, считается не полученным и не рассматривается органом кадастрового учета. В соответствии с ч.13 ст. 62 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в едином государственном реестре недвижимости, в виде копии документа предоставляются только самим правообладателям объекта недвижимости или их законным представителям, а также физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от имени правообладателя или его законного представителя.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, установлен статьей 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Закона о регистрации гласит, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
В силу ч. 9 ст. 62 Закона о регистрации, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 12 ст. 62 Закона о регистрации, в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 13 ст. 62 Закона о регистрации, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только самим правообладателям или их законным представителям; физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя.
В п. 116 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 06.06.2016 N 357 (далее - Административный регламент), указывается, что запрос о предоставлении сведений, представленный с нарушениями в соответствии с пунктом 104 Административного регламента, считается неполученным и не рассматривается органом, осуществляющим регистрацию прав.
Если в запросе, представленном с нарушениями установленных требований, указан адрес электронной почты заявителя, не позднее пяти рабочих дней со дня представления такого запроса орган, осуществляющий регистрацию прав, направляет заявителю уведомление с указанием требований, в соответствии с которыми должен быть представлен запрос.
В соответствии с п. 104 Административного регламента, запрос о предоставлении сведений, представленный с нарушениями Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом N 180, а также запрос о предоставлении сведений посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, представленный с нарушениями Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом N 766, в том числе не соответствующие по форме и (или) содержанию установленным требованиям, считаются неполученными и не рассматриваются органом, осуществляющим регистрацию прав.
В указанном случае сотрудник, осуществляющий прием документов, уведомляет заявителя о требованиях, в соответствии с которыми должен быть представлен запрос.
Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 N 968 (ред. от 10.12.2018) "Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - Порядок).
В соответствии с п. 30 Порядка, запрос представляется в орган регистрации прав по выбору заявителя: в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении; в виде бумажного документа путем его отправки по почте; в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальном сайте и едином портале; в электронной форме посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов.
Согласно п. 32 Порядка, формы запросов приведены в приложениях N 1 - 4 к настоящему Порядку.
В силу п. 52 Порядка, запрос, представленный с нарушениями настоящего Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным настоящим Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав.
Согласно материалам дела, заявление Григорьевой Л.А. не соответствует формам, указанным в приложениях Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Собственником земельного участка, расположенного по адресу: **, является административный истец, а собственником земельного участка по адресу: ** - иное лицо.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку ответ на заявление Григорьевой Л.А. филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Тыва от 05.10.2018 года N является обоснованным в связи с тем, что в своем заявлении административный истец просила в том числе ознакомить с архивными материалами дел правоустанавливающих документов по постановке на учет земельного участка, расположенного по адресу: **, правообладателем которого она не является.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как судебная коллегия оснований для их переоценки не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 мая 2019 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.