Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Кунгаа Т.В,
судей Егорова А.А, Таргына А.О,
при секретаре Данзырын А.С.-М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кунгаа Т.В. административное дело по административному иску Дуйшенбекова в интересах несовершеннолетнего Д, к Мэрии г. Кызыла Республики Тыва, Департаменту по образованию Мэрии г. Кызыла Республики Тыва о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня по апелляционной жалобе Дуйшенбекова на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 февраля 2019 года,
установила:
Дуйшенбекова Ч.А. в интересах несовершеннолетнего Д, обратилась в суд с административным иском к Мэрии г. Кызыла о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, указывая на то, что ее сын Д, ** года рождения, состоит на учёте на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла и она неоднократно обращалась в Мэрию г. Кызыла с просьбой предоставить для ребенка места в дошкольном образовательном учреждении. В ответ на обращение Департамент по образованию Мэрии г. Кызыла сообщил, что ее ребенок состоит в общегородской очереди под номером N. Считает, что нарушается право ее ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование. Обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования возложены на органы местного самоуправления, а в городе Кызыле - на Мэрию г. Кызыла. Мэрия г. Кызыла обязана принять все меры для обеспечения реализации прав ребенка. Просила суд обязать Мэрию г. Кызыла предоставить Д, года рождения, место в одном из дошкольных образовательных учреждений г. Кызыла в группе полного дня.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 февраля 2019 года в удовлетворении административного иска Дуйшенбековой Ч.А. отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Дуйшенбекова Ч.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, которые повлекли принятие незаконного судебного акта, вывод суда об исполнении административным ответчиком требований действующего законодательства неправомерен, в виду того, что меры по обеспечению ребенка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении не исполнены, несмотря на то, что несовершеннолетний Д,. достиг возраста для обеспечения его местом в детском дошкольном образовательном учреждении и состоял на соответствующем учете. Учитывая, что ближайшим муниципальным дошкольным образовательным учреждением к месту проживания ребенка Д,, проживающего по адресу: **, является муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида "Детский сад N" города Кызыла Республики Тыва, находящийся по адресу: **, а также что в ближайшее время с мая 2019 года будет укомплектование на 2019-2020 г.г. в указанном учреждении, просит предоставить место в данном дошкольном образовательном учреждении.
В судебном заседании административный истец Дуйшенбекова Ч.А. поддержала апелляционную жалобу, по доводам, которые в ней изложены.
Выслушав административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Дуйшенбекова Ч.А. является матерью несовершеннолетнего Д,, ** года рождения, который состоит на учёте для получения места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (общая очередь), до настоящего времени место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Д,. не предоставлено, по состоянию на 27 февраля 2019 года номер очереди N.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что ребенок административного истца права на внеочередное, первоочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, внеочередное предоставление ему места повлечёт нарушение прав других детей, поставленных на очередь ранее, в том числе имеющих право на получение места в дошкольном образовательном учреждении во внеочередном (первоочередном) порядке.
Судебная коллегия с таким выводом согласна по следующим основаниям.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что государство и муниципальные образования в силу положений ст. 43 Конституции Российской Федерации обязаны гарантировать конституционное право ребёнка на доступное дошкольное образование.
Исходя из положений, указанных в статье 67 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Реализация права на приём в образовательное учреждение в группу полного дня возможна лишь в определённом порядке, установленном законом и подзаконными нормативными актами. В отличие от общего образования, являющегося обязательным, где обучение детей начинается с достижения ими возраста 6,5 лет, дошкольное образование реализуется в первую очередь в семье. Поступление ребёнка в дошкольные группы муниципальных образовательных учреждений возможно только в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Количество групп в учреждениях образования и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учётом санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости.
На территории Российской Федерации действуют единые для всех субъектов Российской Федерации СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 года N 26 (в ред. 27.08.2015).
Пунктом 1.9 СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчёта площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребёнка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребёнка.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (п. 1.4 СанПиН).
В настоящее время количество групп в существующих дошкольных образовательных учреждениях на территории г. Кызыла недостаточно для обеспечения всех нуждающихся, превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведёт к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13. Приём в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечёт нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий выданной учреждению лицензии.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая то, что ребёнок поставлен на учёт с соблюдением требований законодательства, права на внеочередное, первоочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не имеет, то решение суда об отказе в удовлетворении административного иска является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 27 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.