Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания в составе:
председательствующего Климова И.А,
судей Моргоева Э.Т, Панаиотиди И.В,
при секретаре Кучиевой М.З,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Моисеевой В.Н. о прекращении статуса ветерана боевых действий, обязании сдать удостоверение ветерана боевых действий, по апелляционной жалобе Моисеевой В.Н. на решение Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от... года, которым постановлено:
исковые требования Военного прокурора Владикавказского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Моисеевой В.Н, третьему лицу - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Владикавказе РСО-Алания о прекращении статуса ветерана боевых действий, обязании сдать удостоверение ветерана боевых действий для его уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий - удовлетворить.
Прекратить Моисеевой В.Н. статус ветерана боевых действий и обязать её сдать удостоверение ветерана боевых действий серии... для его уничтожения в комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, через Военную прокуратуру Владикавказского гарнизона... ) в течении пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Моисеевой В.Н. в бюджет муниципального образования г. Владикавказ государственную пошлину в размере... рублей и перечислить ее на номер счета получателя платежа:.., расчетный счет.., КБК.., БИК.., ИНН.., ОКАТО.., КПП...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Климова И.А, выслушав помощника Военного прокурора Владикавказского гарнизона Нестерчук В.О, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания,
установила:
Военный прокурор Владикавказского гарнизона в интересах РФ в лице Министерства обороны РФ обратился в суд с иском к Моисеевой В.Н. о прекращении статуса ветерана боевых действий, обязании сдать удостоверение ветерана боевых действий для его уничтожения в Комиссию штаба Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий.
В обоснование иска указал, что Военной прокуратурой Владикавказского гарнизона проведены надзорные мероприятия в части, касающейся законности выдачи гражданскому персоналу военного комиссариата РСО-Алания удостоверений ветеранов боевых действий. Проверкой установлено, что в... году военным комиссаром РСО-Алания полковником Тавитовым Р.С, Моисеевой В.Н. было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии...
Изучением, представленных Моисеевой В.Н. документов, подтверждающих ее право на получение данного удостоверения, установлено, что факт выдачи удостоверения отражен в книге учета удостоверений ветерана боевых действий военного комиссариата РСО-Алания (по номенклатуре... от... года.
Опрошенная, в ходе проверки Моисеева В.Н. пояснила, что в служебные командировки на территорию Чеченской Республики в период с... по... годы не убывала, участие в боевых действиях не принимала. Военным комиссариатом РСО-Алания сведения, подтверждающие направление Моисеевой В.Н. в служебные командировки на территорию Чеченской Республики и ее участие в боевых действиях, представлены не были.
По сообщению начальника управления кадров Южного военного округа удостоверения ветерана боевых действий на военнослужащих и гражданский персонал военного комиссариата РСО-Алания управлением кадров Северо-Кавказского военного округа не оформлялись, документы, послужившие основанием для выдачи удостоверений ветерана боевых действий, в управление кадров не передавались.
Из копии трудовой книжки Моисеевой В.Н. следует, что она... года в соответствии с приказом N... принята на работу в военный комиссариат РСО-Алания на должность медицинской сестры в военно-врачебную комиссию. Информация о привлечении Моисеевой В.Н. в выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов РФ, расположенных в Северо-Кавказском регионе и о фактическом выполнении Моисеевой В.Н. задач в зоне вооруженного конфликта отсутствует.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Гаркуша А.Н. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Моисеева В.Н. в судебное заседание не явилась, иск не признала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя Мищенко Т.В.
Представитель Моисеевой В.Н. - Мищенко Т.В. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Управления пенсионного фонда РФ в г.Владикавказ РСО-Алания - Фидарова Л.Х. в судебном заседании пояснила, что Моисеева В.Н. с... года по настоящее время является получателем ежемесячной выплаты по категории "Ветеран боевых действий". Решение оставила на усмотрение суда.
Советским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания... года вынесено указанное решение, с которым не согласилась Моисеева В.Н.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение районного суда отменить, применить сроки исковой давности для подачи настоящего иска в суд и отказать в удовлетворении иска.
Ответчик Моисеева В.Н, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Управления пенсионного фонда РФ в г.Владикавказ РСО-Алания в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, 327 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Статьей 13 Федерального закона "О ветеранах" в подпунктах 1 - 5 пункта 1 предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Как усматривается из материалов дела, Моисеевой В.Н. на основании её заявления от... года на имя военного комиссара РСО-Алания с приложением выписок из приказа N... от... года и приказа N... от... года военного комиссара РСО-Алания "О выплате дополнительных тарифных ставок гражданскому персоналу военного комиссариата РСО-Алания и предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска" оформлено и выдано удостоверение серии...
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Моисеева В.Н. фактическое участие в контртеррористических операциях в составе специальных сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации не принимала и оснований для наделения ее статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, приведенный в приложении к Федеральному закону "О ветеранах", включено, в том числе, и выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в ЧР и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с... года по... года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории СК региона РФ с... года по настоящее время.
Порядок установления факта участия в контртеррористической операции установлен в Постановлении Правительства РФ от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
В соответствии с названным Постановлением к участию в контртеррористической операции приравнивается:
- прохождение службы в дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях, органах и подразделениях уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики);
- прикомандирование в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики;
- направление в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики);
- участие в контртеррористических операциях и обеспечение правопорядка и общественной безопасности на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п.2 Инструкции "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ", утв. Приказом Министра обороны РФ от 15.03.2004 N 77, действовавшей в период с апреля 2004 г. по август 2005 г, основанием для выдачи удостоверений лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
В силу абз.2 п.2 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Подпунктом "в" п.4 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а с 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Таким образом, основания для выдачи удостоверения ветеран боевых действий ограничены фактическим участием в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
При этом, фактическое участие в боевых действиях, контртеррористических операциях должно быть доказано в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие факт участия Моисеевой В.Н. в боевых действиях на территории Северо - Кавказского региона РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований для документирования Моисеевой В.Н. удостоверением ветерана боевых действий не имелось, в связи с чем обосновано прекратил ее статус ветерана боевых действий.
Обоснован вывод суда и о том, что срок для обращения в суд с настоящим иском Военным прокурором Владикавказского гарнизона не пропущен.
Отношения, связанные с предоставлением военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти социальных гарантий на основании Федерального закона "О ветеранах", регулируются нормами специального законодательства, следовательно, к данным правоотношениям нормы ГК РФ, в частности применение последствий пропуска срока исковой давности со ссылкой на статью 196 ГК РФ, судебная коллегия признает неправомерным. Кроме того, приобретение истцом на основании полученного ею удостоверения статуса ветерана боевых действий и предоставление ей в связи с наличием такого статуса социальных гарантий в виде ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий бессрочно свидетельствует о наличии в данном случае длящихся правоотношений между Министерством обороны РФ и Моисеевой В.Н, таким образом, суждение апеллянта о пропуске Военным прокурором Владикавказского гарнизона срока для предъявления в суд названных исковых требований является ошибочным.
Кроме того, как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела районным судом, и им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться, с которой у суда апелляционной инстанции оснований нет.
При таких обстоятельствах решение следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания,
определила:
решение Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от... года оставить без изменения, апелляционную жалобу Моисеевой В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Климов И.А.
Судьи Моргоев Э.Т.
Панаиотиди И.В.
Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции Советским районным судом г.Владикавказа РСО-Алания под председательством судьи Урумова С.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.