Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Адушкиной И.В, Ериной Н.П,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 мая 2019 г. в г.Саранске гражданское дело по иску Черепанова В.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж периоды работы и военной службы, произвести перерасчет пенсии с учетом периодов работы и военной службы по апелляционной жалобе представителя истца Черепанова В.А. - Саенко А.А. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 28 февраля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Черепанов В.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж периоды работы и военной службы, произвести перерасчет пенсии с учетом периодов работы и военной службы.
В обоснование требований указал, что с 18 августа 2018 г. является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет 8265 руб. 06 коп.
Ввиду несогласия с размером назначенной пенсии он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия. Однако ответчик ему сообщил, что не учел в страховой стаж периоды трудовой деятельности в Эстонской ССР, а также период прохождения военной службы в рядах Советской армии, с 1 августа 1975 г. по 1 сентября 1992 г, а именно:
с 1 августа 1975 г. по 22 сентября 1978 г. - прохождение службы а Вооруженных Силах Союза ССР в должности курсанта;
с 22 сентября 1978 г. по 3 сентября 1982 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР;
с 3 сентября 1982 г. по 28 мая 1987 г. - прохождение службы а Вооруженных Силах Союза ССР в должности старшего авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР;
с 7 июля 1987 г. по 1 сентября 1992 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР.
Указывает, что в соответствии с действующим законодательством и международными правовыми актами имеет право на перерасчет пенсии с учетом включения в трудовой стаж периодов трудовой деятельности на территории Эстонской ССР.
Просил суд с учетом уточнений обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить в общий трудовой стаж периоды трудовой деятельности: с 22 сентября 1978 г. по 3 сентября 1982 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР; с 3 сентября 1982 г. по 28 мая 1987 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности старшего авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР; с 7 июля 1987 г. по 15 июля 1989 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР; с 2 августа 1989 г. по 24 апреля 1991 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР; с 6 мая 1991 г. по 5 июня 1991 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР; с 18 сентября 1991 г. по 1 сентября 1992 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР. Произвести перерасчет страховой пенсии с 18 августа 2018 г. с учетом указанных периодов трудовой деятельности.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 28 февраля 2019 г. в удовлетворении исковых требований Черепанова В.А. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Черепанова В.А. - Саенко А.А. не согласен с решением суда в части не включения в общий трудовой стаж истца спорных периодов трудовой деятельности и военной службы. Указывает, что ни законодательством СССР, ни действующим в настоящее время законодательством России право на включение в стаж периода службы в рядах советской армии не ставится в зависимость от места прохождения такой службы. Отмечает, что решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г..N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР". Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. В соответствии с пунктом 8 указанного распоряжения для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01 января 1991 г, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15 января 2003 г..N 88-16).
Из анализа указанных соглашений и рекомендаций следует, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Иное толкование указанных норм закона приведет к нарушению пенсионных прав граждан, которые в период осуществления трудовой деятельности на территории РСФСР и ЭССР имели право на пенсию по старости. Указанные лица вправе рассчитывать на гарантированное государством в тот период времени пенсионное обеспечение независимо от изменения в последующем законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения в каждом из вновь образованных государств. Просит решение суда отменить, заявленным истцом требования удовлетворить в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Федянова Т.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец Черепанов В.А. и его представитель Саенко А.А, представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец Черепанов В.А. и его представитель Саенко А.А. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил в ее удовлетворении отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 19 июля 2018 г. Черепанов В.А. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Черепанов В.А. с 18 августа 2018 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При расчете страховой пенсии, продолжительность стажа, осуществлявшегося на территории Российской Федерации по состоянию на 01 января 2002 г. у Черепанова В.А. составила 10 лет 5 месяцев 2 дня. Не включены периоды работы и военной службы в войсковых частях 40567 и 42191, дислоцированных в г. Тарту Эстонской Республики в период с 8 июля 1978 г. по 28 мая 1987 г
Приведенные обстоятельства содержатся в ответе пенсионного органа от 12 ноября и 14 декабря 2018 г. на обращение Черепанова В.А. по вопросу правомерности исключения из стажа периода прохождения военной службы.
При подсчете страхового стажа пенсионным органом не включены следующие периоды:
с 22 сентября 1978 г. по 3 сентября 1982 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР;
с 3 сентября 1982 г. по 28 мая 1987 г. - прохождение службы в Вооруженных Силах Союза ССР в должности старшего авиационного техника корабля в г. Тарту Эстонской ССР;
с 7 июля 1987 г. по 15 июля 1989 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР;
с 2 августа 1989 г. по 24 апреля 1991 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР;с 6 мая 1991 г. по 5 июня 1991 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР;
с 18 сентября 1991 г. по 1 сентября 1992 г. - период трудовой деятельности на территории Эстонской ССР.
Не согласившись с решением ответчика, Черепанов В.А. обратился в суд.
Как следует из справки, выданной Военным комиссариатом города Саранск Республики Мордовия от 18 июля 2018 г. N 1596, старший лейтенант в отставке Черепанов В.А, проходил военную службу на офицерских должностях в Вооруженных силах СССР в период с 1 августа 1975 г. по 28 мая 1987 г, в том числе с 1 августа 1975 г. по 7 июля 1978 г. - курсант Васильковского военного авиационно-технического училища им. 50-летия Ленинского комсомола Украины.
В военном билете ВШ N 020841 на имя Черепанова В.А, выданного Тартуским Объединенным Горвоенкомом г. Тарту ЭССР, содержатся сведения о прохождении службы в Вооруженных Силах Союза СССР, в войсковых частях 40567 и 42191, дислоцированных в г. Тарту Эстонской Республики с 1 августа 1975 г. по 28 мая 1987 г, а именно: с 1 августа 1975 г. по 22 сентября 1978 г. - в должности курсанта; с 22 сентября 1978 г. по 3 сентября 1982 г. - в должности авиационного техника корабля; с 3 сентября 1982 г. по 28 мая 1987 г. - в должности старшего авиационного техника корабля.
Согласно архивной справке ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" от 20 ноября 2015 г. N 4/123351, по архивным документам установлено, что Черепанов В.А, проходил службу в войсковой части 40567 (которая состояла на денежном довольствии при войсковой части 42191) с октября 1978 г. (раздаточные ведомости) по 5 мая 1987 г. (приказ ГК ВВС от 5 мая 1987 г. N 0471) в должности техника по подготовке фотооборудования, авиационного техника корабля, в воинском звании "старший лейтенант".
Из трудовой книжки Черепанова В.А. усматривается, что на основании приказа от 7 июля 1987 г. N 40 он принят на должность формовщика машинной формовки - заливщика металла I разряда в АО "Валюмеханика" г. Тарту Эстонской Республики и уволен по собственному желанию 15 июля 1989 г. На основании приказа от 02 августа 1989 г. N 234 принят на работу учеником оператора станков с программным управлением в механический цех Тартуского приборостроительного завода, приказом от 24 января 1990 г. N 22/к присвоена специальность оператора станков с программным управлением 2 разряда и назначен на работу по указанному разряду, откуда уволен 24 апреля 1991 г. за отсутствием на работе без уважительных причин, статья 37 пункта 4 КЗоТ ЭССР. С 6 мая 1991 г. на основании договора N 117 принят на работу токарем в кооператив "Каскад", с которой уволен 5 июня 1991 г, за отсутствием на работе без уважительных причин, статья 37 пункта 4 КЗоТ ЭССР. С 18 сентября 1991 г. на основании приказа от 19 сентября 1991 г. N 318 принят на должность слесаря-сборщика летательных аппаратов 2 разряда в Войсковую часть 21655, уволен 1 сентября 1992 г. по статье 86 пункт 1 Закона Эстонской Республики "О трудовом договоре", в связи с ликвидацией предприятия.
Учитывая изложенное, судом верно установлено, что трудовая деятельность и военная служба Черепанова В.А. в период с 22 сентября 1978 г. по 01 сентября 1992 г. протекала на территории Эстонской ССР.
В обоснование отказа ответчик сослался на пункт 1 статьи 6 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г.
В силу статьи 6 указанного Договора каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Проанализировав установленные обстоятельства и правомерно руководствуясь нормами Федерального закона "О страховых пенсиях", Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правомерности отказа истцу в удовлетворении требований о принятии к зачету периодов работы и военной службы на территории Эстонской Республики и перерасчете страховой пенсии с учетом спорных периодов трудовой деятельности и военной службы Черепанова В.А.
Вывод суда мотивирован и оснований для признания его неверным не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона).
Между Российской Федерацией и Эстонской Республикой 14 июля 2011г. подписан Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (вступил в силу 01 апреля 2012 г.).
Согласно пункту 1 статьи 5 Договора при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункт 2 статьи 5 Договора).
Из смысла указанного Договора следует, что он основан на пропорциональном принципе, в соответствии с которым за пенсионный стаж, приобретенный на территориях Эстонской Республики (ЭССР) и Российской Федерации (РСФСР), пенсия устанавливается по законодательству и за счет той стороны, на территории которой он был приобретен.
Трудовая деятельность и военная служба истца протекала на территории Эстонской ССР.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца Черепанова В.А. - Саенко А.А. правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на ошибочном толковании положений примененного судом пенсионного законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 28 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Черепанова В.А. - Саенко А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В.Демидчик
судьи И.В.Адушкина
Н.П.Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.