Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Адушкиной И.В, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 мая 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Иванова П.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения в части невключения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву, возложении обязанности включить в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Исайкиной У.Д. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 27 февраля 2019 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Иванов П.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения в части невключения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву, возложении обязанности включить в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование иска указано, что решением ответчика N 32 от 7 ноября 2018 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ввиду отсутствия требуемого специального стажа - 25 лет. По мнению ответчика, специальный стаж истца составляет 23 года 1 месяц 19 дней.
В специальный стаж ответчиком не засчитан период прохождения военной службы по призыву с 16 июня 1990 г. по 25 апреля 1992 г.
С решением ответчика не согласен, считает его незаконным и необоснованным.
Просил суд признать незаконным и отменить решение ответчика N 32 от 7 ноября 2018 г. в части невключения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву с 16 июня 1990 г. по 25 апреля 1992 г, обязать ответчика зачесть в специальный стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью указанный период и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 25 октября 2018 г, а также взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 27 февраля 2019 г. иск удовлетворен.
Начальник Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Исайкина У.Д. подала апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение. Приводит доводы о том, что правовых оснований для включения в стаж периода прохождения службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 15 июня 1990 г. по 25 апреля 1992 г. не имеется, поскольку отсутствует период осуществления педагогической деятельности до 1 октября 1993 г. по постановлению Совета Министра СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Ссылается на то, что военная служба, имевшая место как до 1 января 1992 г, так и до 1 октября 1993 г, может засчитываться в стаж на соответствующих видах работ в случае наличия в периоды до указанных дат работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министра СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Ивашкина Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Иванов П.Н. относительно жалобы возразил.
Рассмотрев дело в порядке части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25 октября 2018 г. Иванов П.Н. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением ответчика N 32 от 7 ноября 2018 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 23 года 1 месяц 19 дней.
В специальный стаж истца не засчитан период прохождения службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 16 июня 1990 г. по 25 апреля 1992 г.
В качестве причины отказа во включении данного периода в специальный стаж указано на отсутствие периода осуществления педагогической деятельности до 1 октября 1993 г. по постановлению Совета Министра СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Согласно документам начало педагогической деятельности истца - 1 сентября 1995 г. В указанный период действовало постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждений для детей дает право на пенсию за выслугу лет", которое не предусматривало включение в специальный стаж периода прохождения военной службы. Не предусматривает период прохождения военной службы и постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (л.д. 7-8).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Иванова П.Н. о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в части отказа во включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву с 15 июня 1990 г. по 25 апреля 1992 г. и возложении обязанности на ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период прохождения военной службы, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, пунктом 1 которого предусмотрена была возможность зачета учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, периода службы в составе Вооруженных Сил СССР. Установив, что на момент обращения Иванова П.Н. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (25 октября 2018 г.) им было выработано более 2/3 педагогического стажа (23 года 1 месяц 19 дней), требуемого для досрочного назначения пенсии, суд пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости период его службы в армии. Поскольку с учетом включенного периода специальный стаж истца на день обращения в пенсионный орган составил 25 лет, суд посчитал необходимым назначить с указанной даты досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
Судебная коллегия считает, что данные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу части 8 статьи 13 Закона о страховых пенсиях при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 г, было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение).
Пунктом 1 Положения предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного положения время службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Судом первой инстанции не учтено, что в силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г.
Как следует из материалов дела, начало педагогической деятельности Иванова П.Н. имело место с 1 сентября 1995 г, следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения, утратившего силу с 1 октября 1993 г, предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного Положения, как установлено судом, у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.
Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 27 февраля 2019 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Иванова П.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании незаконным и отмене решения в части невключения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву, возложении обязанности включить в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
Председательствующий Н.В. Демидчик
Судьи И.В. Адушкина
Г.Ф. Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.