Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Романовой В.В,
судей Ватолиной Ю.А, Клюевой С.А.
при секретаре Билибиной А.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Романовой В.В. дело по апелляционной жалобе Киселева И. А. на решение Калужского районного суда Калужской области от 27 декабря 2018 года по иску Киселева И. А. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калужской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об установлении группы инвалидности, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
6 июня 2018 года Киселев И.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калужской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России), Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России), уточнив исковые требования, просил признать решение бюро медико-социальной экспертизы N 9 ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России от 7 мая 2018 года об установлении ему третьей группы инвалидности незаконным, признать решение ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России от 24 мая 2018 года незаконным, признать решение ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 22 июня 2018 года об установлении ему третьей группы инвалидности незаконным, установить ему вторую группу инвалидности бессрочно, взыскать с ответчиков денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
В обоснование иска истец указал, что 28 апреля 2015 года он был освидетельствован в бюро медико-социальной экспертизы N 9 ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России и признан инвалидом второй группы до 1 мая 2016 года. В ходе освидетельствования ему было проведено спирографическое исследование и выявлено осложнение основного заболевания "часть текста удалена". 16 мая 2016 года и 24 апреля 2017 года вторая группа инвалидности ему была продлена до 1 мая 2017 года и до 1 мая 2018 года соответственно с тем же диагнозом. С 2017 года общее состояние его здоровья ухудшилось, находился на стационарном лечении. При проведении освидетельствования 7 мая 2018 года в бюро медико-социальной экспертизы N 9 ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России комиссией не были рассмотрены все обстоятельства и медицинские документы, без осмотра и выяснения состояния его здоровья ему была выдана справка об установлении ему третьей группы инвалидности, что он считает незаконным.
Киселев И.А. и его представитель Агеева А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России Крючкова Н.Е. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 27 декабря 2018 года исковые требования Киселева И.А. удовлетворены частично, постановлено:
признать незаконным решение ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России (бюро медико-социальной экспертизы N 9) от 7 мая 2018 года акт и протокол N 107.9.40\2018;
в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе истца ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона.
Выслушав представителя Киселева И.А. - Агееву А.В, поддержавшую доводы жалобы, представителя ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России Крючкову Н.Е, возражавшую против доводов жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что 28 апреля 2015 года Киселев И.А. был освидетельствован в бюро медико-социальной экспертизы N 9 ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России, по результатам освидетельствования признан инвалидом второй группы. В 2016 году истец по результатам повторного освидетельствования признан инвалидом второй группы. 24 апреля 2017 года Киселев И.А. прошел повторное освидетельствование, по результатам которого был признан инвалидом второй группы.
7 мая 2018 года Киселеев И.А. прошел освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы N 9 ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России. По результатам проведения медико-социальной экспертизы было установлено, что у Киселева И.А. умеренные нарушения функции дыхательной системы 60%, истец был признан инвалидом третьей группы сроком на 1 год до 01 мая 2019 года.
24 мая 2018 года Киселев И.А. был освидетельствован в порядке обжалования в экспертном составе N1 ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России, по результатам освидетельствования решение бюро медико-социальной экспертизы N 9 оставлено без изменения.
22 июня 2018 года Киселев И.А. был освидетельствован заочно в экспертном составе N5 общего профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, по результатам освидетельствования решение бюро медико-социальной экспертизы N 9 также оставлено без изменения.
Исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах данного дела, в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о признании незаконным решения бюро медико-социальной экспертизы N 9 ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России от 7 мая 2018 года и протокола N 107.9.40\2018.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.
Что касается решения суда в обжалуемой части, то судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты; ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью; в зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид"; признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Судом первой инстанции была назначена заочная судебно- медицинская экспертиза, проведение которой было поручено Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по результатам которой эксперты пришли к выводам о том, что на момент освидетельствования 7 мая 2018 года, 24 мая 2018 года, 22 июня 2018 года Киселева И.А. оснований для установления ему второй группы инвалидности не выявлено.
Опрошенные в судебном заседании судом первой инстанции эксперты ФИО10 и ФИО11, входившие в экспертный состав проводивший судебную экспертизу, полностью поддержали сделанные ими в заключении выводы, дав мотивированные ответы на все поставленные перед ними вопросы, подтвердили отсутствие оснований для установления истцу 2 группы инвалидности.
Учитывая указанное выше правовое регулирование спорных правоотношений, принимая во внимание выводы судебной медико-социальной экспертизы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Киселева И.А, оспариваемые им решения ответчиков от 24 мая 2018 года и от 22 июня 2018 года приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, на основании проведенного освидетельствования специалистами МСЭ, изучения документов, представленных истцом, и медико-экспертных документов.
Достаточные и достоверные доказательства, подвергающие обоснованным сомнениям выводы медико-социальных экспертиз, в материалах дела отсутствуют.
Судебная коллегия находит вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда верным, исходя из оснований заявленных требований, суд обоснованно не применил положения статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение суда является законным и обоснованным.
Доводов, которые ставили бы под сомнение законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем, отсутствуют основания для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 27 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Киселева И. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.