Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Ариничева С.Н,
судей Ахрамеева С.В. и Романовой Е.А,
при секретаре Заморской В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Ариничева С.Н. дело по апелляционной жалобе Малиновского А.Р, поданной его представителем Симонянц К.В, на решение Боровского районного суда Калужской области от 27 декабря 2018 года по иску Забировой М.Т.к к Малиновскому А. Р. об установлении смежной границы земельных участков, встречному иску Малиновского А. Р. к Забировой М.Т.к о признании недействительными результатов межевания, установлении смежной границы земельных участков,
УСТАНОВИЛА:
24 августа 2018 года Забидова М.Т. обратилась в суд с иском к Малиновскому А.Р, уточнив требования, просила установить смежную границу земельных участков с кадастровым номером "62" и кадастровым номером "27" в соответствии с планом границ земельных участков для перераспределения границ, подготовленным кадастровым инженером ФИО8 12 декабря 2018 года.
В обоснование исковых требований указано, что на основании договора купли-продажи от 7 июня 2017 года Забидова М.Т. является собственником земельного участка с кадастровым номером "62", Малиновский А.Р. является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером "27", расположенного по адресу: "адрес". После приобретения Забидовой М.Т. земельного участка выяснилось, что фактическое местоположение границ земельных участков сторон спора не соответствует сведениям о границах, содержащихся в ЕГРН.
31 октября 2018 года Малиновский А.Р. предъявил встречный иск, уточнив требования, просил признать недействительными результаты межевания земельных участков с кадастровым номером "27" и кадастровым номером "62", установить смежную границу данных земельных участков в соответствии с ситуационной схемой, подготовленной кадастровым инженером ФИО9 21 октября 2018 года.
В обоснование встречного иска указано, что в результате межевания вышеуказанных земельных участков на земельном участке Забитовой М.Т. с кадастровым номером "62" частично расположены жилой дом и ограждение, принадлежащие Малиновскому А.Р, а также, что при межевании земельных участков не было учтено соглашение, достигнутое в 2007 году между прежними собственниками земельных участков относительно установления смежной границы участков.
Забидова М.Т. в суд не явилась, ее представители Мироненко М.В. и Захра М. в судебном заседании заявленные требования подержали, против удовлетворения встречного иска об установлении смежной границы по предложенному Малиновским А.Р. варианту возражали.
Малиновский А.Р. в суд не явился, его представители Симонянц К.В. и Костина Е.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Забидовой М.Т. возражали, встречные исковые требования поддержали.
Представители третьих лиц ФГБУ "ФКП Росреестра" и администрации МО ГП "Город Балабаново", извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Решением Боровского районного суда Калужской области от 27 декабря 2018 года постановлено:
исковые требования Малиновского А.Р. удовлетворить частично;
исправить реестровую ошибку, признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером "27", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Малиновскому А.Р, и результаты межевания земельного участка с кадастровым номером "62", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Забидовой М.Т.;
в иске Малиновского А.Р. к Забидовой М.Т. об установлении смежной границы земельных участков с кадастровым номером "27", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Малиновскому А.Р, с кадастровым номером "62", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Забидовой М.Т, в соответствии со схемой, выполненной кадастровым инженером ФИО9, отказать;
исковые требования Забидовой М.Т. удовлетворить;
установить смежную границу земельного участка с кадастровым номером "27", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Малиновскому А.Р, и результаты межевания земельного участка с кадастровым номером "62", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Забидовой М.Т, в соответствии с планом границ земельных участков для перераспределения земель от 12 декабря 2018 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО8;
план границ земельных участков для перераспределения земель от 12 декабря 2018 года, подготовленный кадастровым инженером ФИО8, является неотъемлемой частью настоящего решения.
В апелляционной жалобе Малиновского А.Р, поданной его представителем Симонянц К.В, поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об установлении спорной смежной границы земельных участков в соответствии с ситуационной схемой, подготовленной кадастровым инженером ФИО9 21 октября 2018 года, и отказе в удовлетворении исковых требований Забидовой М.Т.
В возражениях на апелляционную жалобу Забидова М.Т. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей Малиновского А.Р. - Малиновскую Л.В. и Симонянц К.В, поддержавших жалобу, представителя Забидовой М.Т. - Мироненко М.В, считавшую жалобу необоснованной, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из дела видно, что на основании договора купли-продажи от 7 июня 2017 года Забидова М.Т. является собственником земельного участка с кадастровым номером "62" общей площадью 452 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Данный участок поставлен на кадастровый учет 15 февраля 2008 года, границы участка установлены в соответствии с межевым планом от 2008 года, выполненным ООО "Землемер+".
Малиновский А.Р. на основании договора купли-продажи от 12 февраля 2010 года является собственником земельного участка с кадастровым номером "27" общей площадью 421 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Данный участок поставлен на кадастровый учет 15 октября 2005 года, границы участка установлены в соответствии с межевым планом от 2007 года, выполненным ООО "Землемер+".
Указанные земельные участки являются смежными и имеют общую границу.
Признавая результаты межевания земельных участков сторон недействительными и устанавливая смежную границу в соответствии с планом границ земельных участков для перераспределения земель от 12 декабря 2018 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО8, суд пришел к выводу, что при межевании земельных участков была допущена реестровая ошибка, поскольку частично на земельном участке Забидовой И.П. расположены жилой дом и ограждение, принадлежащие Малиновскому А.Р. При этом суд отдает предпочтение плану границ земельных участков для перераспределения земель от 12 декабря 2018 года, подготовленному кадастровым инженером ФИО8, поскольку такой вариант является предпочтительным в части соблюдения расстояний расположения построек от границ земельных участков.
С выводами суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны без достаточного учета подлежащих применению норм материального права, а также обстоятельств, установленных по делу.
Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Из дела видно, что спор между Забидовой И.Т. и Малиновским А.Р. возник исключительно в отношении местоположения смежной границы принадлежащих им земельных участков. В этой связи у суда отсутствовали основания для признания в целом результатов межевания земельных участков с кадастровым номером "62" и кадастровым номером "27" недействительными. При этом, признав в целом результаты межевания земельных участков недействительными, суд установилтолько смежную границу, разделяющую земельные участки, что не соответствует положениям статей 43, 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Доводы Забидовой М.Т. о том, что имеющийся между земельными участками забор установлен не в соответствии с кадастровыми границами, не свидетельствует о наличии реестровой ошибки и не является основанием для признания результатов межевания земельных участков недействительными.
Установка смежного забора не в соответствии с кадастровыми границами может являться основанием для предъявления требований об устранении нарушений прав собственника в порядке статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако такие требования по делу не заявлялись.
Забидова М.Т. также просила изменить местоположение смежной границы в порядке перераспределения земельных участков путем ее переноса в сторону земельного участка Малиновского А.Р. на расстояние, необходимое для обслуживания принадлежащей ей части жилого дома.
Вместе с тем из материалов дела следует, что Забидовой М.Т. осуществлен снос принадлежавшей ей части дома, на месте которой с увеличением площади имевшейся постройки осуществлено строительство дома, не введенного в настоящее время в эксплуатацию.
Смежная граница земельных участков в указанной части была согласована и установлена правопредшественниками сторон спора. На предусмотренные законом обстоятельства, являющиеся основанием для изменения местоположения смежной границы в указанной части, Забидова М.Т. не ссылалась, а указанное ею обстоятельство не свидетельствует о наличии реестровой ошибки и не могло являться основанием для признания результатов межевания недействительными.
Пунктом 2 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
Таким образом, по смыслу приведенной нормы, основанием для перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, является соглашение собственников участков.
Такое соглашение между сторонами по делу достигнуто не было, более того, Малиновский А.Р. возражал против изменения смежной границы в этой части, ссылаясь на создаваемые ему в случае перераспределения земельных участков препятствия в доступе к хозяйственной постройке.
Действующее законодательство не содержит нормы, позволяющей принудительное изъятие у собственника части принадлежащего ему земельного участка, в случае осуществления собственником смежного земельного участка строительства без соблюдения необходимых отступов.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
С учетом установленных обстоятельств основания для удовлетворения исковых требований Забидовой М.Т. об установлении смежной границы земельного участка с кадастровым номером "27", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Малиновскому А.Р, и земельного участка с кадастровым номером "62", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Забидовой М.Т, в соответствии с планом границ земельных участков для перераспределения земель от 12 декабря 2018 года, подготовленным кадастровым инженером ФИО8, отсутствуют.
Из материалов дела следует, что в 2007 году между правопредшественниками Малиновского А.Р. и Забидовой М.Т. - ФИО17 и ФИО16 было достигнуто соглашение, по условиям которого собственностью ФИО17 была признана часть земельного участка, расположенная вдоль смежной границы от забора со стороны "адрес" до внутренней капитальной стены дома и примыкающего к стене части дома, принадлежащего ФИО17 (дело N 2-679/2007 л.д. 60, 61).
Вместе с тем, содержащиеся в настоящее время сведения о местоположении смежной границы земельных участков не соответствуют вышеуказанному соглашению.
Забидова М.Т. не оспаривала то обстоятельство, что смежная граница земельных участков должна проходить с учетом соглашения правопредшественников сторон.
В этой связи имеются основания для признания результатов межевания земельных участков с кадастровым номером "62" и кадастровым номером "27" в данной части недействительными и установлении смежной границы земельных участков в этой части по точкам 2-1-11-10 ситуационной схемы, подготовленной кадастровым инженером ФИО9 21 октября 2018 года (т. 2 л.д. 44), с уменьшением площади земельного участка с кадастровым номером "62" на 11 кв.м и увеличением площади земельного участка с кадастровым номером "27" на 11 кв.м.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 (часть 1 пункты 2, 3) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Боровского районного суда Калужской области от 27 декабря 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Забировой М.Т.к об установлении смежной границы земельных участков отказать.
Встречные исковые требования Малиновского А. Р. удовлетворить частично.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером "27", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Малиновскому А. Р, в части местоположения границы земельного участка в точках 1-11-10-9, согласно материалу межевания данного земельного участка, подготовленному ООО "Землемер+".
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером "62", расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего Забировой М.Т.к, в части местоположения границы земельного участка в точках 1-2-3-4, согласно материалу межевания данного земельного участка, подготовленному ООО "Землемер+".
Установить смежную границу между земельным участком с кадастровым номером "27", расположенным по адресу: "адрес", и земельным участком с кадастровым номером "62", расположенным по адресу: "адрес", по точкам 2 (х-505093,69; у-1324370,59), 1 (х-505094,23; у-1324369,42), 11 (х-505087,05; у-1324365,45), 10 (х-505083,88; у-1324371,22), в соответствии с каталогом координат, содержащимся в ситуационной схеме, подготовленной кадастровым инженером ФИО9 21 октября 2018 года, с уменьшением площади земельного участка с кадастровым номером "62" на 11 кв.м и увеличением площади земельного участка с кадастровым номером "27" на 11 кв.м.
Ситуационную схему смежной границы земельных участков с кадастровыми номерами "62"; "27", расположенных по адресу: "адрес", подготовленную кадастровым инженером ФИО9 21 октября 2018 года, считать неотъемлемой частью решения.
В удовлетворении исковых требований и апелляционной жалобы в остальной части Малиновскому А. Р. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.