Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Кондинского района
от 4 мая 2012 г. N 730
Положение
о выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении
и (или) иной трудной жизненной ситуации
Настоящее Положение определяет действия территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Кондинского района (далее - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав), в состав которой входят все субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Кондинского района (далее - субъекты профилактики), должностные лица органов и учреждений системы профилактики, а также другие органы и учреждения Кондинского района, осуществляющие меры по профилактике, своевременному выявлению несовершеннолетних, их социальной реабилитации, предупреждению правонарушений и антиобщественных действий. В целях подготовки индивидуальной программы реабилитации при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создается Рабочая группа (далее - группа, Рабочая группа).
Основными задачами по выявлению и учету семейного неблагополучия, организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и семьями являются:
выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;
предупреждение беспризорности, безнадзорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних; оказание социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним;
проведение комплексной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении;
реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия.
Обстановкой, представляющей угрозу жизни или здоровью ребенка, является безнадзорность или беспризорность несовершеннолетнего, совершение родителями (законными представителями) противоправных действий в присутствии детей, жестокое обращение с ними, проживание или пребывание ребенка в условиях, не соответствующих требованиям безопасности и (или) санитарным нормам, без законных представителей. Жестокое обращение с ребенком может выражаться в лишении его питания, обуви, одежды, грубом нарушении режима дня, обусловленного его психофизическими потребностями, лишении сна, отдыха, нарушении санитарных правил и норм, невыполнении рекомендаций и предписаний врача по его лечению, отказе от оказания необходимой медицинской помощи, применении недопустимых методов воспитания и обращения, физическом, психоэмоциональном насилии, неприязни к нему, систематическом проявлении физического и психического насилия к родственникам ребенка в его присутствии.
1. Объекты системы профилактики
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации,
дети, находящиеся в социально опасном положении,
дети, совершившие правонарушения,
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
родители (законные представители), находящиеся в трудной жизненной ситуации,
родители (законные представители), уклоняющиеся от воспитания детей.
2. Субъекты системы профилактики
Отдел по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Кондинского района (далее - отдел по организации деятельности КДН и ЗП),
отдел по опеке и попечительству администрации Кондинского района (далее - отдел по опеке и попечительству или органы опеки и попечительства),
управление социальной защиты населения по Кондинскому району (далее - управление социальной защиты населения) и бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания "Фортуна" (далее - комплексный центр социального обслуживания "Фортуна"),
управление образования Кондинского района (далее - управление образования), учреждения и организации системы образования,
отдел по здравоохранению администрации Кондинского района (далее - отдел по здравоохранению) и учреждения здравоохранения,
управление культуры и молодежной политики администрации Кондинского района (далее управление культуры и молодежной политики) и учреждения, осуществляющие деятельность в сфере культуры и молодежной политики,
управление по физической культуре и спорту администрации Кондинского района (далее - управление по физической культуре и спорту) и учреждения, осуществляющие деятельность по физической культуре и спорту,
отдел министерства внутренних дел России по Кондинскому району (далее - отдел министерства внутренних дел или орган внутренних дел),
казенное учреждение "Междуреченский центр занятости населения" (далее - центр занятости населения),
администрации городских и сельских поселений Кондинского района,
другие учреждения и ведомства, работающие с семьей и детьми на территории Кондинского района (по согласованию).
3. Основные понятия
Выявление и учет семейного неблагополучия - комплекс профессиональных действий субъектов системы профилактики по установлению фактов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия;
трудная жизненная ситуация несовершеннолетнего - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность несовершеннолетнего (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность семьи, безработица родителей, отсутствия определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно;
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети - инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
к детям, права и законные интересы которых нарушены, относятся, в том числе, и дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в обстановке, представляющей действиями и бездействием законных представителей угрозу их жизни или здоровью либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, а также дети из семей, где родители (законные представители) не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (далее - дети, права и законные интересы которых нарушены);
индивидуальная профилактическая работа (далее ИПР или индивидуальная профилактическая (реабилитационная) работа) - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социальной реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
4. Гарантии исполнения настоящего Положения
4.1. В соответствии с п. 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:
прокуратуру по Кондинскому району о нарушении прав и свобод несовершеннолетних (приложение 1 к Положению);
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав (приложение 2 к Положению), а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (приложение 3 к Положению);
отдел по опеке и попечительству о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их нормальному воспитанию и развитию (приложение 4 к Положению);
управление социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении и (или) иной трудной жизненной ситуации (приложение 5 к Положению);
отдел министерства внутренних дел о выявлении родителей несовершеннолетних (иных законных представителей) и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия (приложение 6 к Положению);
отдел по здравоохранению, учреждения здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с непосредственной угрозой жизни ребенка или его здоровью (приложение 7 к Положению);
управление образования о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из школ-интернатов и других детских учреждений, в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях, и не приступивших к обучению (приложение 8 к Положению);
управление культуры и молодежной политики о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости (приложение 9 к Положению);
центр занятости населения о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и содействии в трудовом устройстве (приложение 10 к Положению).
4.2. При выявлении детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, должностные лица органов и учреждений системы профилактики вызывают сотрудника органа внутренних дел, сотрудника органа опеки и попечительства, при необходимости - дежурную бригаду скорой медицинской помощи. До устранения обстановки, представляющей угрозу жизни или здоровью, несовершеннолетний помещается в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо учреждение здравоохранения, либо образовательное учреждение, выполняющее функции временного содержания беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также другие органы и учреждения системы профилактики информируются о перечне учреждений здравоохранения и образовательных учреждений, выполняющих функции временного содержания беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, в которые могут помещаться дети, находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью.
В случае отсутствия специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, дети помещаются в учреждения здравоохранения для обследования и решения вопроса об оказании медицинской помощи. Не допускается содержание в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, детей и подростков, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания.
4.3. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики района по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации находящимися, в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью. При выявлении таких детей, действия органов системы профилактики регулируются Регламентом межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций в муниципальном образовании Кондинский район при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации (далее - Регламент межведомственного взаимодействия). В целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по жизнеустройству детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав:
организует межведомственные мероприятия по выявлению несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни или здоровья;
ведет учет несовершеннолетних, находившихся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни или здоровья (приложение 11 к Положению);
направляет в средства массовой информации сведения о выявлении несовершеннолетних, личность или место жительства которых не установлены;
совместно с администрациями специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, согласовывает вопрос передачи ребенка родителям (законным представителям);
принимает другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.4. Учреждения здравоохранения круглосуточно принимают несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, осуществляют содержание, выхаживание детей, подлежащих госпитализации для проведения обследования и выдачи заключения в случае, если ребенок болеет, до полного его выздоровления.
Работники учреждений здравоохранения при выявлении ребенка, находящегося в обстановке, представляющей угрозу его жизни или здоровью, вызывают сотрудника органа внутренних дел, сотрудника органа опеки и попечительства, при необходимости - дежурную бригаду скорой медицинской помощи.
Работники учреждения здравоохранения передают детей родителям (законным представителям) на основании документов, удостоверяющих их личность, после сообщения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Несовершеннолетние, находящиеся в учреждениях здравоохранения, не могут быть переданы родителям в случаях, если:
родители лишены или ограничены в родительских правах, родители признаны недееспособными в установленном законом порядке;
ребенок отобран у родителей (одного из них) в связи с угрозой его жизни или здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации);
в отношении родителей (законных представителей) или одного из них возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с ребенком.
Несовершеннолетние, прошедшие медицинское обследование и (или) лечение и не нуждающиеся более в медицинской помощи, незамедлительно переводятся в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в образовательное учреждение, выполняющее функции временного содержания беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.
Учреждения здравоохранения, располагающие сведениями о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно сообщить об этом в органы опеки и попечительства в случаях, если при осуществлении медицинского патронажа выявлены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся в социально опасном положении, об этом необходимо сообщить в органы опеки и попечительства в письменной форме в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02 сентября 2009 года N 232-п "О порядке организации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены".
В случаях отказа родителей взять своих детей из родовспомогательного учреждения или лечебных учреждений обязаны оформить и заверить в надлежащем порядке:
заявление родителей о согласии на усыновление ребенка в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 ноября 2008 года N 347 "Об утверждении административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и выдаче предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации" (далее - Регламент);
По видимому, в предыдущем абзаце имелся в виду приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2008 года N 347
заявление родителей об отказе забрать ребенка из медицинского учреждения в соответствии с Регламентом;
медицинское свидетельство о рождении ребенка (форма N 103/у-98).
В случае, если роженица на момент написания заявлений не имела при себе документа, удостоверяющего личность, необходимо дополнительно заполнить акт об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении матерью, не имевшей при себе документов, удостоверяющих ее личность.
В случаях, когда мать ребенка самовольно покинула родовспомогательное или лечебное учреждение, не оформив вышеуказанные заявления или заявление о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение, руководители данных учреждений обязаны незамедлительно сообщить об этом факте в орган опеки и попечительства.
В случаях, когда в медицинское учреждение по акту об обнаружении брошенного (подкинутого) ребенка помещается ребенок, родители которого неизвестны, администрация учреждения в течение двух дней предоставляет в орган опеки и попечительства документ о возрасте и поле найденного ребенка, подписанный руководителем учреждения.
При выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, рождение которого не было своевременно зарегистрировано родителями в органах ЗАГС, администрацией учреждения родовспоможения по запросу органа опеки и попечительства предоставляются сведения о том, выдавалось ли матери ребенка медицинское свидетельство о рождении (форма N 103/у-98).
В случае, если личность матери была установлена при поступлении ее в учреждение родовспоможения, по запросу органа опеки и попечительства (с приложением справки отдела ЗАГС о том, что регистрация рождения ребенка в установленном законом порядке не производилась), администрацией учреждения родовспоможения выдается органу опеки и попечительства дубликат медицинского свидетельства о рождении (форма N 103/у-98).
В случае, если личность матери документально не установлена, органу опеки и попечительства выдается уведомление о данном факте с приложением выписки из истории родов.
Документы, направляются в адрес органа опеки и попечительства с сопроводительным письмом, где на таких детей в установленные законом сроки производится регистрация рождения ребенка в органах ЗАГС и передача его в учреждение, где находится ребенок.
При передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью руководители и должностные лица медицинских и родовспомогательных учреждений не вправе самостоятельно решать вопросы о подборе ребенку кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также допускать посещение ребенка и знакомство с ним посторонними гражданами без разрешения отдела по опеке и попечительству.
В случае обращения граждан, изъявивших желание взять ребенка (детей) на воспитание в семью и обратившихся самостоятельно в медицинское учреждение, граждане в обязательном порядке направляются в орган опеки и попечительства.
При переводе ребенка из медицинского учреждения в Дом ребенка или другое специализированное учреждение для несовершеннолетних, администрацией медицинского учреждения передаются в орган опеки и попечительства для формирования личного дела ребенка следующие документы:
медицинская справка о рождении ребенка;
медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка;
выписка из истории болезни и развития ребенка;
результаты лабораторных обследований (общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глист и соскоб на энтеробиоз, данные обследования на ВИЧ-инфекцию, австралийский антиген, сифилис, бактериологическое обследование кала на дизентерию, сальмонеллез, тиф, паратиф, бакпосев);
медицинская амбулаторная карта ребенка при ее наличии;
имеющиеся сведения о прививках.
Передача ребенка (детей) администрации Дома ребенка или другого специализированного учреждения для несовершеннолетних, производится на основании постановления главы администрации Кондинского района по акту приема-передачи ребенка и его документов.
4.5. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, социальные приюты, центры помощи детям), на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с уставом учреждения, круглосуточно принимают и содержат на полном государственном обеспечении несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, независимо от места их жительства и гражданства.
Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее - специализированные учреждения), являются:
личное обращение несовершеннолетнего;
заявление родителей (законных представителей) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
направление органа социальной защиты населения;
ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, согласованное с органом социальной защиты населения;
постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничения свободы, лишения свободы родителей (законных представителей) несовершеннолетнего;
акт оперативного дежурного органа внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение, копия которого в течение 5 суток направляется в орган социальной защиты населения.
Администрация специализированного учреждения незамедлительно с момента помещения ребенка информирует (по телефону и письменно) родителей (законных представителей) несовершеннолетнего (при наличии сведений о месте их жительства или месте пребывания) либо администрацию школ-интернатов, и иных детских учреждений, из которых ушли воспитанники, о том, что несовершеннолетние могут быть возвращены.
Сотрудники специализированного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (социальный приют для детей и подростков) осуществляют перевозку детей из специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в аналогичное специализированное учреждение по месту жительства несовершеннолетнего при получении письменного подтверждения органов социальной защиты населения по месту жительства несовершеннолетнего. Передача несовершеннолетнего производится на основании акта приема - передачи ребенка.
Перевозка несовершеннолетних может осуществляться непосредственно родителями (законными представителями), специалистами органа опеки и попечительства при содействии всех субъектов профилактики и администраций городских (сельских) поселений Кондинского района.
Работники специализированных учреждений передают детей родителям (законным представителям) на основании документов, удостоверяющих их личность, после письменного согласования с территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства родителей.
Несовершеннолетний, находящийся в специализированном учреждении органов социальной защиты населения, не может быть передан родителям (законным представителям) в случае, если:
родители лишены или ограничены в родительских правах; родители недееспособны;
ребенок отобран у родителей (одного из них) в связи с угрозой его жизни или здоровью ст. 77 (Семейного кодекса Российской Федерации);
в отношении родителей (законных представителей) или одного из них возбуждено уголовное дело по факту жестокого обращения с ребенком.
4.6. Учреждения социального обслуживания в соответствии со своей компетенцией:
предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) на основании обращений либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики;
осуществляют социальную реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации; национальными и региональными стандартами предоставления социальных услуг;
принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, в том числе путем организации реабилитационного процесса, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Работники учреждений социального обслуживания при выявлении несовершеннолетнего, находящегося в обстановке, представляющей угрозу его жизни или здоровью, вызывают сотрудника органа внутренних дел, сотрудника органа опеки и попечительства, при необходимости - дежурную бригаду скорой медицинской помощи.
4.7. Органы опеки и попечительства при получении сведений о выявлении несовершеннолетнего, находящегося в обстановке, представляющей опасность его жизни или здоровью, из других органов и учреждений системы профилактики незамедлительно проводят обследование условий содержания и воспитания в семье, готовят заключение и передают их в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
При выявлении несовершеннолетнего, находящегося в обстановке, представляющей угрозу его жизни или здоровью, незамедлительно:
принимают решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, о чем составляют акт об отобрании ребенка у родителей (одного из них) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (приложение 12 к Положению);
обеспечивают временное устройство несовершеннолетнего;
уведомляют прокурора об отобрании ребенка;
обеспечивают подготовку, согласование и подписание постановления об отобрании ребенка;
в течение 7 дней с момента выхода постановления об отобрании ребенка обращаются в судебные органы с иском о лишении или ограничении родителей родительских прав.
Органы опеки и попечительства осуществляют защиту прав и интересов детей в случае длительного отсутствия родителей, уклонения родителей (лиц, их заменяющих) от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
В случае если личность ребенка не установлена, обращаются в органы внутренних дел с заявлением о розыске его родителей, принимают меры по восстановлению отсутствующих у ребенка документов.
Органы опеки и попечительства обеспечивают устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляют сведения о таком ребенке по истечении установленного срока в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Органы опеки и попечительства оказывают:
консультативную помощь специалистам, осуществляющим работу по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства;
оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства.
По всем вопросам, касающимся прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо обращаться в отдел по опеке и попечительству администрации Кондинского района, телефон (34677) 34-584, 41-265, 32-892.
4.8. Образовательные учреждения, расположенные на территории Кондинского района, в соответствии с их уставами:
оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
по ходатайству администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, привлекают несовершеннолетних к занятиям в технических и иных кружках, клубах, спортивных секциях.
Работники образовательных учреждений при выявлении ребенка, находящегося в обстановке, представляющей опасность его жизни или здоровью, вызывают сотрудника органа внутренних дел, сотрудника органа опеки и попечительства, при необходимости - дежурную бригаду скорой медицинской помощи.
Образовательные учреждения выявляют несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, незамедлительно сообщают об этом в орган опеки и попечительства (приложение 4 к Положению).
Образовательные учреждения в мае предоставляют сведения об опекаемых детях, выпускниках 9 - х и 11 - х классов общеобразовательных школ; в сентябре предоставляют справку об обучении в образовательных учреждениях (или) трудоустройстве опекаемого ребенка с предоставлением информации в отдел по опеке и попечительству.
Образовательные учреждения проводят, начиная с 14 - летнего возраста, профориентационную работу с детьми, находящимися на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4.9. Сотрудники органов внутренних дел при выявлении детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью:
устанавливают личность и место жительства несовершеннолетних, а также личность и местонахождение их родителей (законных представителей);
незамедлительно оповещают об этом родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
оповещают оперативного дежурного, при необходимости вызывают бригаду скорой медицинской помощи;
устанавливают причины нахождения несовершеннолетнего в обстановке, представляющей угрозу его жизни или здоровью;
оформляют материалы, необходимые для привлечения родителей (законных представителей) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Сотрудники органов внутренних дел при выявлении детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, помещают их в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на основании акта оперативного дежурного органа внутренних дел.
В случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей (законных представителей) несовершеннолетнего ребенка помещают в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи.
При выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка составляют акт о доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка. Один экземпляр акта регистрируется в дежурной части органа внутренних дел для розыска лица, виновного в оставлении ребенка в опасном для жизни состоянии. Копии актов о помещении ребенка в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка в течение суток направляются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения несовершеннолетнего для координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по его жизнеустройству; в органы опеки и попечительства по месту нахождения ребенка для осуществления защиты его прав и интересов.
Сотрудники органов внутренних дел помещают несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, совершивших административное правонарушение или общественно опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, личность которых не установлена, либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории Кондинского района, либо, если они проживают на территории Кондинского района, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям (законным представителям), в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей на основании судебного решения.
Органы внутренних дел незамедлительно информируют:
родителей (законных представителей) либо администрацию школ-интернатов и иных учреждений, из которых воспитанники ушли самовольно, о местонахождении детей, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о несовершеннолетних, объявленных в розыск в связи с самовольным уходом из дома, школ-интернатов и иных детских учреждений;
администрацию учреждения, в котором находится несовершеннолетний, и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав об установлении личности несовершеннолетнего, места жительства и местонахождении родителей (законных представителей).
Специалисты органов внутренних дел по итогам проведения профилактических рейдовых мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, направляют копии раппортов по итогам рейдов в отдел по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4.10. Работники органов и учреждений культуры и молодежной политики при выявлении ребенка, находящегося в обстановке, представляющей опасность его жизни или здоровью, вызывают сотрудника органа внутренних дел, сотрудника органа опеки и попечительства, при необходимости - дежурную бригаду скорой медицинской помощи.
Органы и учреждения культуры и молодежной политики при получении сведений о выявлении несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей опасность их жизни или здоровью, и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости:
привлекают несовершеннолетних к организованным формам досуга через предоставление различных видов услуг на бесплатной основе;
организуют работу по закреплению за несовершеннолетними наставника (добровольца) из числа специалистов муниципальных учреждений по работе с молодежью или молодых граждан, положительно проявивших себя в общественно полезной деятельности;
во взаимодействии с органами службы занятости принимают необходимые меры по временной трудозанятости подростков, по трудоустройству не обучающихся и неработающих несовершеннолетних, осуществляют их профессиональное консультирование.
4.11. Органы и учреждения культуры, молодежной политики, спорта по согласованию со специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, образовательными учреждениями, выполняющими функции временного содержания несовершеннолетних, специальными учебно-воспитательным учреждениями оказывают содействие данным учреждениям в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними.
4.12. Служба занятости населения участвует в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействует их трудовому устройству в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
5. Межведомственное взаимодействие по выявлению несовершеннолетних
и семей, находящихся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной
ситуации
5.1. В выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, принимают участие все субъекты системы профилактики. Вся информация о выявленных несовершеннолетних и семьях, в которых нарушены права и законные интересы несовершеннолетних, направляется в органы внутренних дел, отдел по опеке и попечительству, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.2. Выявление несовершеннолетних и семей может осуществляться следующими способами:
активное выявление: подворовые обходы, профилактические рейды в местах массового отдыха, в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, при проведении разъяснительной работы с гражданами;
в ходе выполнения основных служебных обязанностей специалистов (в соответствии с ведомственными нормативными актами);
в процессе рассмотрения административных и персональных дел на заседаниях территориальной комиссии;
устные, письменные сообщения в произвольной форме от граждан, общественных организаций.
5.3. Специалист, зарегистрировавший информацию о факте нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, совместно с представителями органов и учреждений системы профилактики, работающими непосредственно в населенном пункте, где проживает выявленная семья (несовершеннолетний), организует первичное обследование и принимает оперативные меры помощи.
5.4. Сообщения о фактах неблагополучия семей и несовершеннолетних незамедлительно передаются в отдел по опеке и попечительству и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для обеспечения координации мер по установлению причин социально опасного положения или трудной жизненной ситуации, диагностике имеющихся проблем и разработке предложений по реабилитации.
5.5. Информация о детях, права и законные интересы которых нарушены, поступающая в отдел по опеке и попечительству, регистрируется независимо от того, в какой форме она поступила - устной (по телефону или лично) или письменной, и регистрируется ответственным лицом отдела в специальном журнале выявления и учета детей, права и законные интересы которых нарушены.
5.6. Отдел по опеке и попечительству в течение 3 - х дней с момента поступления сообщения о ребенке, права и законные интересы которого нарушены, организует обследование условий проживания ребенка и его семьи с целью оценки риска нарушения прав и законных интересов ребенка, готовит акт обследования, обеспечивает защиту прав и законных интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
5.7. В случае отсутствия оснований к немедленному отобранию ребенка, установленных федеральным законодательством, отдел по опеке и попечительству готовит заключение о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с ребенком, права и законные интересы которого нарушены, которое в срок не позднее 7 дней с даты поступления сведений о ребенке направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для организации в соответствии с законодательством индивидуальной профилактической работы в отношении ребенка и его семьи.
5.8. Для выяснения дополнительных сведений о ребенке и семье отдел по опеке и попечительству направляет запросы в адрес субъектов системы профилактики, иные заинтересованные организации с цель выяснения сведений о мерах поддержки, предпринимаемых ими в отношении выявленного ребенка и его семьи.
5.9. Субъекты системы профилактики в срок не позднее 3 дней с даты поступления запроса из отдела по опеке и попечительству предоставляют имеющуюся у них информацию о ребенке и его семье.
5.10. При установлении факта несвоевременного выявления несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, отсутствия незамедлительного информирования соответствующих субъектов системы профилактики, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав анализирует причины и принимает меры по привлечению виновных специалистов к дисциплинарной ответственности.
5.11. Отдел по опеке и попечительству:
еженедельно направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о поступивших в их адрес сведений о детях, права и законные интересы которых нарушены, для принятия решения о начале индивидуальной профилактической работы в отношении ребенка;
проводит с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав не позднее 5 числа каждого месяца сверку поступивших за прошедший период сведений о детях, права и законные интересы которых нарушены, принятых мерах по устранению причин нарушения их прав и законных интересов и реализации индивидуальных профилактических мероприятий по отношению к ребенку.
6. Организация индивидуальной профилактической работы
6.1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в срок не позднее 3 дней с даты поступления заключения органа опеки и попечительства, документов, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" направляет запросы в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иные заинтересованные организации с целью получения предложений для организации индивидуальной профилактической (реабилитационной) работы в отношении ребенка и его семьи.
6.2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иные заинтересованные организации в срок не позднее 3 дней с даты поступления запроса из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав представляют свои предложения для организации индивидуальной профилактической (реабилитационной) работы.
6.3. В целях подготовки Плана, Индивидуальной программы при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создается Рабочая группа, совещательный, коллегиальный орган в работе с несовершеннолетними и (или) семьями, находящимися в социально опасном положении, иной трудной жизненной ситуации (далее - Группа).
6.4. После принятия Группой решения об организации индивидуальной профилактической (реабилитационной) работы с несовершеннолетними и (или) семьями секретарь Группы осуществляет подготовку проекта постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав об организации индивидуальной профилактической (реабилитационной) работы с учетом предложений членов Группы по профилактике (реабилитации) несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, иной трудной жизненной ситуации.
6.5. Подготовленный проект постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав об организации индивидуальной профилактической (реабилитационной) работы рассматривается на своем очередном заседании.
6.6. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на своем ближайшем заседании, но не позднее 15 календарных дней со дня получения заключения органа опеки и попечительства, документов предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" коллегиально принимает постановление об организации индивидуальной профилактической (реабилитационной) работы с несовершеннолетними и (или) семьями.
6.7. Куратор случая назначается в соответствии с полномочиями определенными ст. 11 - 24 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
6.8. Информация об ИПР подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
6.9. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение 3 календарных дней со дня принятия постановления об организации индивидуальной профилактической (реабилитационной) работы направляет копию постановления всем заинтересованным лицам.
7. Учет несовершеннолетних в комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав
7.1. Виды учета:
Реестр несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
реестр семей, состоящих на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
реестр семей, состоящих на профилактическом учете в субъектах профилактики (с учетом согласия на обработку персональных данных).
7.2. Обмен информацией со службами системы профилактики по вопросам постановки на учет:
Для учета несовершеннолетних, подлежащих учету, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав направляются письменные запросы в органы и учреждения, осуществляющие работу с соответствующей категорией несовершеннолетних.
Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о постановке на учет и организации комплексной индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними (семьями), проживающими в семьях, находящихся в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации, направляются во все органы и учреждения системы профилактики для разработки программ реабилитации в отношении указанных несовершеннолетних (семей), а в дальнейшем - для ее реализации.
В целях согласования данных о несовершеннолетних, и семьях, подлежащих установленным видам учета, сведения о них сверяются на постоянно действующей Рабочей группе при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав их прав.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.