Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П,
судей Агеева О.В. и Нестеровой А.А,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело N 2-160/2019 по исковому заявлению Михайловой Антонины Алексеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (межрайонному) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, поступившее по апелляционной жалобе Михайловой Антонины Алексеевны, ее представителя Шипулина Николая Михайловича на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 января 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) (далее - УПФ РФ в г.Новочебоксарск) N 235 от 17.04.2018 Михайловой А.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) по мотиву отсутствия требуемого 25-летнего медицинского стажа работы. Специальный стаж комиссией установлен в 16 лет 02 месяца 23 дня.
В специальный стаж, помимо прочих, не были включены периоды:
- работы с 16.03.1992 по 13.06.1994, с 03.01.1996 по 16.09.1996, с 01.05.1997 по 31.05.1997, с 28.11.1997 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 24.11.1999 в должности заведующей "фельдшерским пунктом - фельдшера",
- нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с 22.10.2001 по 22.12.2001, с 09.10.2006 по 09.12.2006, с 21.02.2011 по 04.03.2011, с 23.03.2011 по 06.04.2011, с 27.09.2011 по 28.11.2011, с 24.02.2016 по 26.04.2016, с 27.04.2016 по 30.04.2016.
Периоды работы с 25.11.1999 по 21.10.2001, с 23.12.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 23.12.2003, с 01.02.2005 по 08.10.2006, с 10.12.2006 по 20.02.2011, с 05.03.2011 по 22.03.2011, с 07.04.2011 по 26.09.2011, с 29.11.2011 по 11.11.2014, с 25.11.2014 по 23.02.2016, с 01.05.2016 по 17.01.2018 в должности заведующей "фельдшерским пунктом - фельдшера" включены в специальный стаж в календарном исчислении.
Не согласившись с указанным решением, Михайлова А.А. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения - л.д.11-12), в котором просила признать решение УПФ РФ в г.Новочебоксарск от 17.04.2018 незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении из расчета один год работы как один год три месяца и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17.01.2018.
В судебном заседании истица Михайлова А.А, ее представитель Шипулин Н.М. исковые требования поддержали, представитель ответчика Макарова М.Г. иск не признала.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15.01.2019 постановлено:
"Решение УПФ РФ в г..Новочебоксарск N235 от 17.04.2018 об отказе включения в специальный медицинский стаж для назначении досрочной страховой пенсии Михайловой А.А. в специальный стаж периоды работы с 16.03.1992 по 13.06.1994, с 03.01.1996 по 16.09.1996, с 01.05.1997 по 31.05.1997, с 28.11.1997 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 31.10.1999 в должности заведующей "фельдшерским пунктом - фельдшера" в льготном исчислении из расчета один год работы как один год три месяца, а периода работы с 01.11.1999 по 24.11.1999 в должности заведующей "фельдшерским пунктом - фельдшера" в календарном исчислении признать незаконным.
Обязать УПФ РФ в г..Новочебоксарск включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", Михайловой А.А. периоды работы с 16.03.1992 по 13.06.1994, с 03.01.1996 по 16.09.1996, с 01.05.1997 по 31.05.1997, с 28.11.1997 по 31.12.1997, с 01.01.1998 по 31.10.1999 в должности заведующей "фельдшерским пунктом - фельдшера" в льготном исчислении из расчета один год работы как один год три месяца; период работы с 01.11.1999 по 24.11.1999 в должности заведующей "фельдшерским пунктом - фельдшера" в календарном исчислении; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с 22.10.2001 по 22.12.2001, с 09.10.2006 по 09.12.2006, с 21.02.2011 по 04.03.2011, с 23.03.2011 по 06.04.2011, с 27.09.2011 по 28.11.2011, с 24.02.2016 по 26.04.2016, с 27.04.2016 по 30.04.20 в календарном исчислений. В удовлетворении иска Михайловой А.А. о признании решения N 235 от 17.04.2018 об отказе включения в специальный медицинский стаж в льготном исчислении из расчета один год работы как один год три месяца периоды работы с 25.11.1999 по 21.10.2001, с 23.12.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 23.12.2003, с 01.02.2005 по 08.10.2006, с 10.12.2006 по 20.02.2011, с 05.03.2011 по 22.03.2011, с 07.04.2011 по 26.09.2011, с 29.11.2011 по 11.11.2014, с 25.11.2014 по 23.02.2016, с 01.05.2016 по 17.01.2018 в должности заведующей "фельдшерским пунктом - фельдшера", период работы с 01.11.1999 по 24.11.1999 в должности заведующей "фельдшерским пунктом - фельдшера", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с 22.10.2001 по 22.12.2001, с 09.10.2006 по 09.12.2006, с 21.02.2011 по 04.03.2011, с 23.03.2011 по 06.04.2011, с 27.09.2011 по 28.11.2011, с 24.02.2016 по 26.04.2016, с 27.04.2016 по 30.04.2016 незаконным и об обязании зачесть данные периоды в специальный медицинский стаж в льготном
исчислении отказать. В иске об обязании УПФ РФ в г..Новочебоксарск назначить Михайловой А.А. досрочную страховую пенсию по старости с 17.01.2018 отказать. Взыскать с УПФ РФ в г..Новочебоксарск, расположенное по адресу: город Новочебоксарск улица Винокурова дом 10 в пользу Михайловой А.А, проживающей по адресу: "адрес": расходы на оплату услуг представителя в размере 2000 рублей (две тысячи пятьсот рублей); расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей ( триста рублей)".
На указанное решение Михайловой А.А, ее представителем Шипулиным Н.М. подана апелляционная жалоба по мотивам его незаконности в части отказа в удовлетворении исковых требований, касающихся включения в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы и нахождения на курсах повышения квалификации после 01.11.1999.
В судебном заседании Михайлова А.А. и ее представитель Шипулин Н.М. жалобу поддержали, представитель ответчика УПФ РФ в г.Новочебоксарск Тихонов А.В. просил жалобу оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Предметом апелляционной проверки по доводам жалобы является обоснованность отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов работы в должности заведующей "фельдшерским пунктом - фельдшера", имевших место после 01.11.1999, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации во время указанной работы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ (в ред, действовавшей до 01.01.2019) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ (в ред, действовавшей до 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "н" пункта 1, пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ и исчислении периодов работы в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список 2002 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила 2002 года), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Кроме того, могут применяться:
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Список 1999 года) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (Правила 1999 года), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (Список 1991 года), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, и само постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее - Перечень 1959 года) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, (далее - Положение 1959 года), утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Как следует из трудовой книжки Михайловой ( А) А.А, 16.03.1992 она принята на должность заведующей "фельдшерским пунктом - фельдшера" в районную больницу (в настоящее время - "... "), где работает по настоящее время.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции исходил из того, что в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении подлежат зачету периоды работы в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера до 01.11.1999, как работа, осуществлявшаяся в сельской местности. После 01.11.1999 периоды работы и нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат зачету в календарном порядке.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах закона, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно действовавшему до 01.11.1999 Списку 1991 года, исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, производится по следующим правилам: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
Таким образом, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, периоды работы Михайловой А.А. до 31.10.1999 подлежат зачету в специальный стаж в льготном порядке: один год работы за один год и 3 месяца. В указанной части решение не обжалуется.
С 01.11.1999 законодателем было введено новое правовое регулирование.
Так, пунктом 2 Правил 1999 года, было установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил 2002 года, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Согласно разъяснениям, которые содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 01.11.1999 (абзац седьмой пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30).
Таким образом, после 01.11.1999 льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа.
Поскольку работа истицы проходила только в сельской местности, то для исчисления 25-летнего стажа работы в сельской местности периоды, начиная с 01.11.1999, в специальный стаж подлежат включению в календарном порядке.
Обоснованно судом включены в специальный стаж в календарном порядке и периоды нахождения на курсах повышения квалификации, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Доводы жалобы об указании судом в решении включения в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении, не могут быть приняты во внимание, поскольку подобных выводов резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержит.
Поскольку у истицы на дату обращения за назначением пенсии отсутствовал требуемый стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, судебная коллегия находит обоснованным и отказ суда в назначении досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения истицы за пенсией.
Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы, всем добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.
Несогласие с выводами суда является правом участников гражданского процесса, но не свидетельствует о нарушении закона и не является основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Михайловой Антонины Алексеевны, ее представителя Шипулина Николая Михайловича на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 января 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Н.П. Лысенин
Судьи: О.В. Агеев
А.А. Нестерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.