Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" об установлении административного надзора в отношении осужденного Александрова Виталия Васильевича, поступившее по апелляционной жалобе Александрова В.В. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 11 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, учреждение) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора на срок 8 лет в отношении осужденного Александрова В.В, освобождаемого из мест лишения свободы, и установлении в отношении него административных ограничений в виде обязательной явки три раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.
Заявление мотивировано тем, что ранее судимый Александров В.В. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления по приговору Бугульминского городского суда Республики Татарстан от.., которым в действиях осужденного судом установлен опасный рецидив преступлений. По прибытию в учреждение и после прохождения карантинных мероприятий был распределен в отряд N.., где и содержится по настоящее время. С 3 сентября 2014 года был трудоустроен... С 1 марта 2018 года был трудоустроен и по настоящее время работает... К возложенным обязанностям относится не всегда добросовестно, имеет замечания по работе со стороны мастерского состава. За период отбывания срока наказания в местах лишения свободы имеет 30 взысканий за нарушения требований установленного порядка отбывания наказания, из которых в настоящее время 22 погашено, остальные - не сняты и не погашены. Поощрений не имеет. За период отбывания наказания в учреждении в учебных заведениях при учреждении обучение не проходил. С 4 сентября 2014 года состоял на профилактическом учете по категории 6, как лицо, имеющее "данные изъяты", с которого снят 23 марта 2016 года. Выездов за пределы учреждения не имел. По характеру... В коллективе осужденных уживчив, конфликтных ситуаций не создает. Поддерживает дружеские отношения с осужденными, как положительной, так и отрицательной направленности. С представителями администрации учреждения вежлив, тактичен. Мероприятия воспитательного характера посещает регулярно. Из проводимых с ним профилактических бесед старается делать для себя должные и правильные выводы. Санитарно-гигиенические требования соблюдает, внешний вид опрятный. К работам по благоустройству территории учреждения относится положительно. В употреблении спиртных напитков, наркотических средств замечен не был. С родными и близкими поддерживает отношения путем телефонных переговоров, взаимоотношения между ними хорошие. Иска не имеет. В адрес учреждения исполнительные листы не поступали.
Вину в совершенном преступлении, с его слов, признает полностью.
Представитель ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии, в судебном заседании суда первой инстанции не присутствовал, в административном иске просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.
Александров В.В, участвовавший в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, требования учреждения признал, но просил снизить количество явок обязательных явок в орган внутренних дел с трех до одной.
Прокурор Мадюшкин А.А. полагал заявление учреждения подлежащим удовлетворению.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 11 марта 2019 года в отношении Александрова В.В, 4... установлен административный надзор на срок 8 (восемь) лет по приговору Бугульминского городского суда Республики Татарстан... за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Начало срока отбывания административного надзора исчислено со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания и в отношении Александрова В.В. установлены административные ограничения в виде: явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на периодическую регистрацию два раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков в розлив.
Не согласившись с данным решением, Александров В.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит о снижении срока установленного судом административного надзора.
В суде апелляционной инстанции прокурор Иванова И.Г. решение суда просила оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - далее ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы") административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч.1 ст. 231, ч.1 ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
При этом ч. 2 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 данной статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 указанной статьи.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 этого же Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 данного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из дела следует и судом установлено, что приговором Бугульминского городского суда Республики Татарстан от... Александров В.В. осужден за совершение тяжкого преступления, предусмотренного... к лишению свободы на срок 5 с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. В действиях Александрова В.В. установлен опасный рецидив преступлений.
По месту отбывания наказания Александров В.В. характеризуется отрицательно, находясь в местах лишения свободы, допустил 22 взыскания за нарушения требований установленного порядка отбывания наказания, из которых в настоящее время 22 погашены, остальные - не сняты и не погашены. Поощрений не имеет.
Устанавливая в отношении Александрова В.В. административный надзор на срок 8 (восемь) лет, районный суд руководствовался вышеизложенными нормами права и обоснованно исходил из того, что, он осужден судом за совершение тяжкого преступления, судимость за совершение которого погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания, при наличии опасного рецидива преступлений.
Оснований для снижения установленного судом срока административного надзора, о чем ставится вопрос Александровым В.В. в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает, поскольку как верно указал в своем решении районный суд, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений на срок меньший, чем предусмотрено законодательством для погашения судимости, не допускается.
Далее, приняв во внимание имеющиеся в деле характеризующие сведения о личности осужденного и обстоятельств совершенного им преступления, исходя из целей и задач административного надзора, районный суд счел целесообразным установить в отношении Александрова В.В. административные ограничения в виде: явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на периодическую регистрацию два раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом; запрета пребывания в заведениях, где реализуются спиртные напитки в розлив.
Вместе с тем формулировка установленного административного ограничения подлежит приведению в соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласно которому обязательная явка поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел возможна не только по месту жительства или пребывания, но по фактическому нахождению, а такая оговорка суда, как "в дни, установленные надзирающим органом" не предусмотрена, потому резолютивная часть решения суда в указанной части подлежит уточнению.
Наряду с этим подлежит уточнению и резолютивная часть решения суда в части порядка исчисления срока административного надзора, поскольку постановка на учет в органе внутренних дела также возможна по фактическому нахождению поднадзорного лица (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Уточнить абзац второй резолютивной части решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 11 марта 2019 года в части порядка исчисления срока административного надзора и изложить его в следующей редакции:
"Начало срока административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения".
Уточнить абзац четвертый резолютивной части решения Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 11 марта 2019 года в части, касающейся установления административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица в орган внутренних дел, и изложить его в следующей редакции:
"явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации".
Апелляционную жалобу Александрова В.В. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 11 марта 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: И.Н. Орлова
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.