Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Петрова Николая Валерьевича о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, поступившее по апелляционным жалобам администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики и Петрова Н.В. на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 6 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Петров Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от 10.01.2019 N 25 в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером... по адресу: Чувашская Республика,.., возложении выдать разрешение на реконструкцию названного объекта капитального строительства согласно проектной документации 2018/10-АР, изготовленной ЗАО "... ", свидетельство о допуске к определенному виду и видам работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства N 0066.04-2017-7717007644-П-060.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером... обратился в администрацию Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (далее - администрация городского поселения) с заявлениями от 31.10.2018, 13.11.2018, 26.12.2018 о выдаче разрешения на реконструкцию склада путем возведения пристроя к существующему объекту недвижимости с приложением необходимых документов. Однако администрацией городского поселения в выдаче разрешения на строительство письмами от 13.11.2018 N 1742, 20.12.2018 N 2026, 10.01.2019 N 25 отказано со ссылкой на то, что выдача разрешения невозможна ввиду того, что работы по реконструкции уже ведутся, а также указано на необходимость согласования работ по съезду с дороги общего пользования. Полагает отказ незаконным ввиду того, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в законе, начало проведения строительных работ к таковым основаниям не отнесено.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец и его представитель Никифоров Э.Г. поддержали заявленное требование, представитель администрация городского поселения Владимиров А.А. в судебном заседании не присутствовал, в возражениях относительно заявленного требования указал на производство административным истцом работ по реконструкции здания склада до обращения за получением разрешения на строительство (реконструкцию), предоставлению неполного пакета документов, в частности, не предоставлению градостроительного плана земельного участка, на что указано в п.2 ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также возведению сооружений и объектов: транспортер, емкости для сбора воды, оборудование для изготовления бетона, без разрешительных документов и не указанных в схеме планировочной организации земельного участка (разбивочном плане земельного участка) проектной документации.
Решением Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 6 марта 2019 года признан незаконным отказ администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от 10.01.2019 N 25 в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером... по адресу: Чувашская Республика,.., возложена обязанность на администрацию Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики повторно рассмотреть заявление Петрова Н.В.
Не согласившись с данным решением, администрация городского поселения подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, указывая, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства. Между тем, административным истцом проведены земляные и строительные работы по возведению самовольной постройки, в том числе залит фундамент, не отвечающий заявленным в предоставленной проектной документации требованиям, в связи с чем, позиция административного истца основана на неверном толковании норм права. Аналогичная позиция высказана в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской федерации от 16.06.2016 по делу N 309-КГ15-209.
Административный истец также не согласился с принятым решением в части отказа в возложении обязанности выдать разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, указывая на неполноту восстановления его прав, в связи с чем, решение просил изменить.
Лица, участвующие по делу в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.
Согласно положениям пункта 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского поселения, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Как видно из материалов дела, административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 5315 кв.м. с кадастровым номером... с расположенным на нем нежилым зданием -... площадью 579,9 кв.м. с кадастровым номером.., находящихся по адресу:...
31.10.2018, 26.11.2018 административный истец обратился в администрацию городского поселения с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию принадлежащего ему объекта капитального строительства путем строительства пристроя к существующему объекту недвижимости, приложив к заявлению правоустанавливающий документ на земельный участок, объект капитального строительства, расположенный на нем, проектную документацию реконструкции склада материалов по... N 2018/10-АР, разработанную ЗАО "... ", содержащую свидетельство о допуске к определенному виду и видам работ, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства N 0066.04-2017-7717007644-П-060.
02.11.2018 и 12.12.2018 уполномоченные лица администрации городского поселения осуществили выезд на место и установили, что на земельном участке начаты работы по реконструкции объекта капитального строительства без получения соответствующей разрешительной документации: залит фундамент, возведен цоколь, установлено сооружение для изготовления бетона с восточной стороны здания склада - бетоносмеситель, емкости для сбора воды, транспортер.
Письмами от 13.11.2018 N 1742, от 20.12.2018 N 2026 администрация городского поселения отказала в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства в связи с тем, что работы по реконструкции уже проводятся, кроме того не согласованы работы по устройству с восточной стороны земельного участка съезда с дороги общего пользования, которые следует выполнять, руководствуясь нормативными документами.
Письмом от 10.01.2019 N 25 администрация городского поселения дополнительно на ранее поданные заявления административного истца сослалась на то, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложен градостроительный план земельного участка; на земельном участке возведены сооружения без разрешительных документов и объекты: транспортер, емкости для сбора воды, оборудование для изготовления бетона, не указанных в схеме планировочной организации земельного участка (разбивочном плане земельного участка) проектной документации.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о принятии оспариваемого решения администрацией городского поселения в пределах предоставленных полномочий.
Проанализировав основания, послужившие отказом в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, суд пришел к выводу о его несоответствии требованиям градостроительного законодательства.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Согласно п.1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительства с целью реконструкции объекта капитального строительства прилагаются, в числе прочего, следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации.
Состав сведений, содержащихся в градостроительном плане земельного участка определен ч.3 ст. 57.3 ГрК РФ, к каковым отнесены: 1) реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; 2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии); 3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); 4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; 5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом; 6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; 7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части; 7.1) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства,
установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории; 8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; 9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; 10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; 11) о границах публичных сервитутов; 12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок; 13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения; 14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов; 15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа; 16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории; 17) о красных линиях.
Частями 7.1, 7.2 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - 5, 7 и 9 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно; документы, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений.
Согласно ч.10 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Исходя из смысла названных правовых норм и применительно к настоящему публично-правовому спору, проверочные действия уполномоченного органа направлены на предмет определения возможности строительства (реконструкции) объекта капитального строительства по предоставленному проекту на заявленном земельном участке, при том, что разработчиком документов территориального планирования, к каковым отнесен генеральный план городского поселения и разработанные на его положениях Правила землепользования и застройки, является сам административный ответчик. Градостроительный план по своей правовой природе выполняет информационную функцию, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения. Имея в распоряжении соответствующие документы территориального планирования административный ответчик имел возможность проверить соответствие представленного проекта реконструкции склада материалов по... N 2018/10-АР, разработанного ЗАО "... ", на соответствие соблюдения градостроительных норм и правил.
Таким образом, основание, изложенное в оспариваемом отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) принадлежащего административному истцу объекта капитального строительства, в частности, начало работ по реконструкции объекта капитального строительства, как и дополнительно изложенное в возражениях на исковое заявление, а именно, отсутствие приложенного к заявлению градостроительного плана земельного участка, не отвечают названным правовым нормам, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем, судом первой инстанции правомерно требование административного истца удовлетворено и возложена обязанность на администрацию Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики повторно рассмотреть заявление Петрова Н.В.
Что касается ссылки административного ответчика на иную правовую позицию, изложенную в определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2016 по делу N 309-КГ15-209, то данный довод правового значения для разрешения данного административного дела не имеет и не может служить поводом к отмене решения суда первой инстанции, так как изложенные в нем правовые позиции сформулированы с учетом фактических обстоятельств конкретного дела.
Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Обстоятельства настоящего публично-правового спора свидетельствуют о том, что правовая оценка соответствия представленной проектной документации требованиям документов территориального планирования, действующих в конкретном публично-правовом образовании, не осуществлялась, в связи с чем апелляционная жалоба административного истца об изменении постановленного решения и возложении обязанности на административного ответчика выдать разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, не подлежит удовлетворению.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда, иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии в обжалованном судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционные жалобы административного ответчика администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики и административного истца Петрова Н.В. на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 6 марта 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи И.Н. Орлова
Е.Д. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.