Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Грачев А.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл Черновой В.В. на вступившие в законную силу решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 февраля
2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от
25 марта 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пичугиной О. В, родившейся "... " проживающей по адресу: "адрес", являющейся заместителем начальника государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Медицинский информационно-аналитический центр",
установил:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Марий Эл Черновой В.В. от 21 декабря 2018 года "N" заместитель начальника государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Медицинский информационно-аналитический центр" (далее - ГКУ Республики Марий Эл "МИАЦ") Пичугина О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 февраля 2019 года, вынесенным по жалобе Пичугиной О.В, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Пичугиной О.В. состава административного правонарушения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 марта 2019 года решение судьи городского суда оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл, заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл просит отменить решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 февраля 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 марта 2019 года, дело об административном правонарушении в отношении Пичугиной О.В. направить на новое рассмотрение в
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл. Указывает, что выводы судей основаны на неправильном применении норм материального права, выводы, изложенные в решениях, не соответствуют обстоятельствам дела. Настаивает, что положения аукционных документаций сформированы с нарушением положений пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Так, при закупке лекарственных препаратов с МНН "Паклитаксел" в лекарственной форме "концентрат для приготовления раствора для инфузий" заказчиком при описании объекта закупки указан объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, что в силу пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов не допускается. В аукционных документациях имеются противоречия в описательной и табличной форме технического задания в части указания конкретного объема наполнения флакона 23,3 мл, 25 мл и возможности поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках. Вопреки выводам суда считает, что аукционная документация не содержит соответствующего обоснования потребностей заказчика в использовании в своей работе флаконов указанного объема, а также невозможности использования флаконов большего объема. Приводя в жалобе расчет, указывает, что требуемая доза лекарственного препарата, вводимая пациенту с учетом средней площади поверхности тела, не зависит от объема наполнения флакона, ввиду чего флакон с объемом наполнения 43,3 мл полностью обеспечивает потребность заказчика. Все лекарственные препараты с МНН "Паклитаксел", имеющие одинаковую дозировку (6 мг/мл), но отличающиеся объемом наполнения первичной упаковки, следует считать эквивалентными и взаимозаменяемыми. Указание в аукционной документации требований к объему наполнения первичной упаковки лекарственного препарата с МНН "Паклитаксел" повлекло ограничение числа участников закупки, что подтверждается поданными ООО " "... "" жалобами.
Пичугина О.В. подала на жалобу возражения, указывая, что судебные решения являются законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении "N", дел по жалобам ООО " "... "" на действия единой комиссии ГКУ Республики Марий Эл "МИАЦ" "N", "N", дела по жалобе Пичугиной О.В. "N", нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки, в том числе следующие: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1); документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства (пункт 6).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 года N 1380 утверждены Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности описания лекарственных препаратов), в соответствии с
пунктом 2 которых заказчики при описании в документации о закупке помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывают: лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.); дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг в документации о закупке указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности; остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.).
В силу подпункта "в" пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании объекта закупки не допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий.
Пунктом 6 Особенностей описания лекарственных препаратов установлена возможность в описании объекта закупки указывать на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" приведенного документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик; показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ГКУ Республики Марий Эл "МИАЦ" проводились электронные аукционы "N" и "N" на поставку лекарственного препарата "Паклитаксел" для нужд заказчика - государственного бюджетного учреждения "... "". Аукционная документация утверждена "дата" заместителем начальника ГКУ Республики Марий Эл "МИАЦ" Пичугиной О.В.
Извещения о проведении указанных электронных аукционов
размещены в единой информационной системе "дата".
В технических заданиях (часть III документации аукционов
"N", "N"), заказчик в обоснование требований к поставке лекарственного препарата в конкретных объемах сослался на пункт 6 Особенностей описания лекарственных препаратов и разъяснил, что указание данных требований обусловлено тем, что в соответствии с инструкцией по применению препарат вводят внутривенно в виде 3-х часовой или 24-х часовой инфузий в дозе 135-175 мг/м2 в зависимости от площади тела пациента. При выборе режима и доз в каждом случае также следует руководствоваться данными специальной литературы. Площадь тела пациента определяется в зависимости от его массы и роста. Исходя из многолетнего опыта лечения онкобольных в учреждении, большинство пациентов имеют площадь тела около 1,7 м2. Соответственно, для того, чтобы провести инфузию пациенту в минимальной дозировке
135 мг/м2 потребуется ввести 229,5 мг препарата. Соблюдению такой дозировки соответствует 1 упаковка препарата объемом 16,7 мл и 1 упаковка 23,3 мл (6*16,7 + 23,3*6 = 240 мг, в остатке не использовано будет 10,5 мг). Для соблюдения максимальной дозировки в процессе лечения
(1,7*175 = 297,5 мг) потребуется использовать 2 упаковки препарата по 25 мл (6*25*2 = 300 мг). При приготовлении любого раствора для введения при заборе лекарственного препарата в инфузионные системы полностью забрать препарат из ампулы невозможно - всегда остается незначительное количество вещества в его первичной упаковке, так называемое "мертвое пространство". Это приводит к тому, что итоговая дозировка препарата, готового к непосредственному применению, ниже. То есть дозировка вводимого препарата может быть ниже необходимой, что повлечет за собой изменение эффективности и результативности лечения больного. С целью соблюдения необходимой дозировки и снижения количества остатка препарата в первичной упаковке заказчику необходимо руководствоваться следующим принципом: при наборе дозировки вскрывать меньшее количество первичных упаковок при оптимальном соблюдении общей дозы препарата. Наличие различных объемов препарата на складах заказчика позволяет оптимально подбирать индивидуальную дозу для каждого пациента с минимизацией неиспользуемого остатка препарата.
Заказчиком предусмотрено право участника закупки предложить поставку лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве, а также возможность поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта.
Основанием для привлечения заместителя начальника ГКУ Республики Марий Эл "МИАЦ" Пичугиной О.В. к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ послужило утверждение ею документации об электронных аукционах "N", "N", несоответствующей требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении жалобы Пичугиной О.В. судья городского суда, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, установив, что в техническом задании приведено подробное обоснование необходимости установления требований к объему лекарственного препарата, пришел к выводу, что включение заказчиком в документации об электронных аукционах требований к объему наполнения первичной упаковки лекарственного препарата с МНН "Паклитаксел" является правомерным, поэтому в действиях Пичугиной О.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл, рассматривая жалобу заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл, согласился с решением судьи нижестоящего суда, указав, что заказчик описал объект закупки, требования к нему, обосновал актуальность таких требований в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок лекарственных препаратов, а также с учетом специфики назначения данного препарата - для лечения онкологических больных, требующих незамедлительной лекарственной терапии.
Оснований подвергать сомнению указанные выводы судей не имеется.
Вопреки доводам жалобы указание в аукционной документации требований к объему наполнения первичной упаковки лекарственного препарата не повлекло за собой ограничение количества участников закупки. Из материалов дел следует, что для участия в электронных аукционах
"N", "N" подано 11 заявок. Кроме того, из пункта 3 статьи 13 Закона о контрактной системе следует, что основной целью названного Закона применительно к государственному бюджетному учреждению является удовлетворение потребностей заказчика в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления им своих функций, при соблюдении установленных этим законом ограничений. Достижение максимального количества участников закупки не является самоцелью проведения аукциона, его целью является приобретение товара, отвечающего в наибольшей степени необходимым заказчику характеристикам.
Доводы жалобы о том, что лекарственные препараты с МНН "Паклитаксел", имеющие одинаковые дозировки, но отличающиеся объемом наполнения первичной упаковки, должны признаваться взаимозаменяемыми, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, они обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах.
Иные доводы жалобы по существу направлены на переоценку выводов судей обеих инстанций, не содержат указания на существенные нарушения при рассмотрении настоящего дела процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, и не могут являться основанием к отмене состоявшихся по настоящему делу судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13,
статьей 30.17 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 8 февраля 2019 года и решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 марта 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пичугиной О. В, оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике
Марий Эл Черновой В.В. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя А.В. Грачев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.