Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДорТехИнжиниринг" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Пермского судебного района Пермского края от 14.02.2019, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 28.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ДорТехИнжиниринг",
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Пермского судебного района Пермского края от 14.02.2019 общества с ограниченной ответственностью "ДорТехИнжиниринг" (далее - ООО "ДорТехИнжиниринг") признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 руб.
Решением судьи Пермского районного суда Пермского края от28.03.2019 постановление мирового судьи судебного участка N 4 Пермского судебного района Пермского края от 14.02.2019 оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "ДорТехИнжиниринг" К. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 17.04.2019, директор ООО "ДорТехИнжиниринг" Э. ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Для проверки доводов жалобы дело об административном правонарушении истребовано 22.04.2019, поступило в Пермский краевой суд 30.04.2019.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из положений п. 6 ст. 3 и п. 6 ч.2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 данного Закона содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно п.8.1 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017), утвержденному Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, осуществляемых в срок не более 4 часов с момента обнаружения зимней скользкости.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 25.11.2018 в 10:10 на автомобильной дороге федерального значения 1 категории "Пермь-Екатеринбург" на участке с км 31+700 по км 31+800 (направление г. Екатеринбург) произошло дорожно-транспортное происшествие.
В 11:05 на место дорожно-транспортного происшествия прибыли сотрудники ГИБДД, которыми было установлено, что на первой полосе проезжей части имеется зимняя скользкость (стекловидный лед, гололед), следы обработки противогололедным материалом отсутствуют, тем самым нарушены требования п.8 ГОСТ Р 50597-2017, п.10 ГОСТ 33220-2015 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию", ГОСТ 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания".
В соответствии с государственным контрактом ** от 03.11.2018, заключенным между ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" и ООО "ДорТехИнжиниринг", обязанность по содержанию вышеуказанного участка автомобильной дороги и искусственных сооружений на нем лежит на ООО "ДорТехИнжиниринг".
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "ДорТехИнжиниринг" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от21.01.2019 (л.д.4-8); фотографиями с места ДТП (л.д.20); актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 25.11.2018 (л.д.21); справкой Пермского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о метеорологических условиях 25.11.2018 (л.д.22); выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "ДорТехИнжиниринг" (л.д.47-48) и другими имеющимися в деле доказательствами.
Установив на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе связанные с тем, что являясь ответственным лицом за содержание указанного участка дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, ООО "ДорТехИнжиниринг" не выполнило требования к эксплуатационному состоянию дороги для безопасного дорожного движения, допустив тем самым нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017, пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "ДорТехИнжиниринг" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В жалобе заявитель приводит доводы о том, что само по себе наличие на проезжей части зимней скользкости не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ. Выражает несогласие с выводом мирового судьи о том, что ООО "ДорТехИнжиниринг" не были приняты меры по предотвращению образования зимней скользкости в нормативные сроки с момента обнаружения зимней скользкости. По мнению заявителя жалобы, моментом обнаружения зимней скользкости является время передачи информации о выявлении зимней скользкости представителю ООО "ДорТехИнжиниринг" Д. - 25.11.2018 в 11:20, с этого момента должен исчисляться срок на ликвидацию обнаруженной зимней скользкости. По истечении 4 часов (после 15:20) сотрудники ГИБДД не проверили спорный участок на предмет устранения зимней скользкости.
Указанные доводы основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с п.3.4 ГОСТ Р 50597-2017 под моментом обнаружения зимней скользкости понимается дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.
Распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 N ОС-548-р утверждено Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, которое устанавливает основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период и является обязательным, в том числе для организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог.
Пунктом 2.4.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах предусмотрено: так как процесс образования скользкости идет на фоне устойчивого понижения температуры воздуха, для организации работ по ликвидации скользкости необходимо иметь прогноз отрицательной температуры на ближайшее время.
В силу п.3.3.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах зимнее содержание дороги зависит от погодно-климатических условий района ее прохождения. При организации работ по борьбе с зимней скользкостью используется различная метеорологическая информация. Для планирования работ и расчета ресурсов на борьбу с зимней скользкостью необходима климатологическая (режимно-справочная) информация.
Для оперативной организации работ, выбора вида и норм распределения противогололедных материалов необходимо использовать специализированные прогнозы погоды, штормовые предупреждения, текущую или фактическую метеорологическую информацию. Такая информация может быть получена в региональных отделениях Росгидромета. Текущая информация о погодных и дорожных условиях может быть получена с автоматических дорожных метеостанций (АДМС).
Согласно п.7.3.25 государственного контракта ** от 03.11.2018 исполнитель обязан организовать дорожно-патрульную службу (ДПС) и ежедневный (без исключения выходных и праздничных дней) мониторинг этой службой состояния автодорог с ведением Журнала ежедневных осмотров. Исполнитель обязан ежедневно, а при неблагоприятных и особо неблагоприятных условиях погоды - круглосуточно, производить патрулирование и постоянное наблюдение за состоянием дорог с целью принятия оперативных мер по предупреждению возможных причин ограничения и прекращения движения, дорожно-транспортных происшествий, устранения мелких повреждений элементов Объекта и ликвидации возникших препятствий для движения (л.д.29).
Согласно п.1.4 приложения N 5 к государственному контракту ** от 03.11.2018 целью деятельности дорожно-патрульной службы является, в том числе создание условий непрерывного информационного обеспечения, позволяющего получать оперативную, достоверную и объективную информацию о транспортно-эксплуатационном состоянии Объекта содержания и осуществлять прогнозирование (л.д.37).
Мировой судья при определении момента обнаружения зимней скользкости руководствовался п.3.4 ГОСТ Р 50597-2017, исходил из имеющейся в материалах дела информации Пермского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиал ФГБУ "Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о том, что 25.11.2018 с 00 часов до 09 часов 50 минут наблюдался ливневый снег, и пришел к выводу о том, что ООО "ДорТехИнжиниринг" обязано было заблаговременно получить метеорологическую информацию и предпринять оперативные меры к недопущению образования и устранению зимней скользкости на автомобильной дороге.
Пунктом 2 ст.2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, учитывая положения п.3.4 ГОСТ Р 50597-2017, Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах условия государственного контракта ** от 03.11.2018, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что на ООО "ДорТехИнжиниринг" как на лице, ответственном за содержание автомобильной дороги, лежала обязанность по своевременному получению метеорологической информации с целью предотвращения образования зимней скользкости.
Выводы судебных инстанций о виновности ООО "ДорТехИнжиниринг" в непринятии мер по своевременному устранению зимней скользкости, угрожающей безопасности дорожного движения, в срок не более 4 часов с момента обнаружения зимней скользкости, а именно с момента получения метеорологической информации, являются обоснованными и соответствуют приведенным выше нормам права.
При этом ООО "ДорТехИнжиниринг" не предоставлено доказательств, свидетельствующих о невозможности получения им метеорологической информации и принятию своевременных мер, направленных на надлежащее исполнение обязанностей по содержанию автомобильной дороги.
Вопреки доводам жалобы у сотрудников ГИБДД не имелось оснований для повторной проверки участка автомобильной дороги, на котором была обнаружена зимняя скользкость, поскольку предписание об устранении выявленных недостатков юридическому лицу не выдавалось. В данном случае по факту выявления на автомобильной дороге зимней скользкости должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, который в порядке ст.28.8 КоАП РФ был направлен на рассмотрение мировому судье.
Доводы жалобы о том, что судебные акты не содержат выводов об установлении виновности ООО "ДорТехИнжиниринг" в нарушении ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 33220-2015, ГОСТ 33181-2014, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие бездействие дорожной организации, на законность принятых по делу судебных актов не влияют, поскольку направлены на переоценку исследованных судебными инстанциями доказательств. Иная оценка заявителем установленных судебными инстанциями обстоятельств основанием к отмене судебных постановлений не является.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение вступивших в законную силу судебных постановлений в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления мирового судьи и решения судьи районного суда при рассмотрении настоящей жалобы и проверке законности обжалуемых судебных актов не установлено.
Постановление о привлечении ООО "ДорТехИнжиниринг" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Принимая во внимание вышеизложенное, правовых оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Пермского судебного района Пермского края от 14.02.2019, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 28.03.2019 по делу об административном правонарушении о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ДорТехИнжиниринг" к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДорТехИнжиниринг" - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.