Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Кучукова О.М.
судей Бейтуганова А.З. и Хамирзова М.Х.
при секретаре Абазове Э.А,
по докладу судьи Хамирзова М.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ордокова Муаеда Мухамедовича на решение Баксанского районного суда КБР от 06 марта 2019 года, по гражданскому делу по иску Министерства сельского хозяйства КБР к Ордокову Муаеду Мухамедовичу о взыскании суммы социальной выплаты на приобретение жилья,
установила:
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19.02.2014г. N 19-ПП утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам Министерства сельского хозяйства КБР, 22 мая 2015 года на основании представленных документов выдало Ордокову М.М, являющемуся участником мероприятия по улучшению жилищных условий, свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 590 940 рублей.
Ордоковым М.М. условия предоставления указанной социальной выплаты не соблюдены.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства Министерство сельского хозяйства КБР обратилось в суд с иском к Ордокову М.М. о взыскании суммы социальной выплаты на приобретение жилья в размере 590 940 рублей.
В возражениях на иск Ордоков М.М. просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решением Баксанского районного суда КБР от 06 марта 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, Ордоков М.М. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указано, что вся предоставленная сумма потрачена именно на строительство жилого дома, что подтверждается чеками на приобретение строительных материалов. Дом на стадии завершения и не позднее мая месяца 2019 года, будет пригоден для постоянного проживания со всеми необходимыми условиями.
Из заработанных семейных сбережений, так же оплачена стоимость строительных работ вплоть до завершения и сдачи дома под ключ.
Суд первой инстанции ссылается на то, что согласно Типового положения, Ордоков М.М. не оформил общедолевую собственность на всех членов семьи в установленные сроки. О такой необходимости, в момент выделения субсидии, ответчик в известность поставлен не был. Ордоков М.М. со своей супругой строили этот дом только для дальнейшего постоянного жительства. Вся выделенная сумма потрачена по назначению, что подтверждается предоставленными суду документами.
В настоящее время, Ордоков М.М. подал заявление в нотариальную контору и процедура оформления общедолевой собственности жилья завершена. Документ, подтверждающий данное обстоятельство будет представлен при рассмотрении данной жалобы.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КБР Хамирзова М.Х, обсудив в отсутствие сторон доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при разрешении настоящего спора были допущены.
Из дела следует, что Ордоков М.М. являлся участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" для улучшения жилищных условий путем строительства жилого дома в с. "адрес", Кабардино-Балкарской республики.
22 мая 2015 года Ордокову М.М. выдано свидетельство N о предоставлении социальной выплаты в размере 590 940 руб. на строительство индивидуального жилого дома в с. "адрес", Кабардино-Балкарской республики, в том числе за счет средств федерального бюджета - 413 658 руб, за счет средств республиканского бюджета - 177 282 руб.
16 октября 2018 года Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в адрес Ордокова М.М. было направлено требование о необходимости в добровольном порядке возврата предоставленной социальной выплаты в связи с несоблюдением требований, содержащихся в Положении о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденном постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 февраля 2014 года N19-ПП.
Нарушение требований названного нормативного правового акта выразилось в несоблюдении срока, в течение которого участник мероприятий обязан был зарегистрировать право общей долевой собственности всех членов его семьи на жилое помещение, для строительства которого предоставлялась социальная выплата.
В связи с неисполнением указанного требования в добровольном порядке истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции сослался на то, что Ордоков М.М. в нарушение требований пункта 29 Положения не зарегистрировала в течение годичного срока действия свидетельства о предоставлении социальной выплаты в установленном законом порядке право общей долевой собственности всех членов ее семьи на жилое помещение, в связи с чем он обязан возвратить средства социальной выплаты в бюджет муниципального образования.
С такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В силу пунктов "ж, к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утверждена названная федеральная целевая программа, действовавшая в период спорных отношений.
При определении основных целей и задач указанной целевой программы учитывалось, что настоящая программа будет являться инструментом реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N2136-р.
В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.
С учетом целевых установок Концепции реализация Программы направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения следующих целей:
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;
формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Для достижения целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий в рамках реализации Программы предусмотрено решение задач, в том числе в области создания комфортных условий жизнедеятельности - повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами и удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Таким образом, одной из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее также - Типовое положение), приведенным в приложении N4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подпункту "а" пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
Под социальной сферой согласно подпункту "б" пункта 36 Типового положения понимаются - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 февраля 2014 года N19-ПП утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Пунктом 11 названого Положения предусмотрено, что право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме, предусмотренной приложением N1 к настоящему Положению, которое не является ценной бумагой (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.
В пункте 29 республиканского Положения закреплена обязанность участника федеральной целевой программы оформления жилого помещения приобретенного с использованием социальной выплаты в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок не позднее срока действия свидетельства согласно пункту 11 настоящего Положения.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность (абзац четвертый настоящего пункта Положения).
Вместе с тем, Типовым положением такого рода основания возникновения у органа исполнительной власти права истребовать в судебном порядке предоставленной участнику социальной выплаты не предусмотрено.
Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями названного договора являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты.
При этом, основанием возникновения права органа исполнительной власти истребовать в судебном порядке предоставленной социальной выплаты является лишь неисполнение членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" пункта 43 названного положения (подпункт "б" пункта 43 Типового положения).
Из приведенных положений нормативных актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. Лишь при несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи (молодого специалиста).
Вместе с тем, с учетом целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, само по себе непринятие участником федеральной целевой программы мер по государственной регистрации права общей долевой собственности на возведенное с использованием средств, выделенных в качестве социальной выплаты, жилое помещение, не может служить безусловным основанием для истребования у такого участника этой выплаты.
При этом каких-либо доказательств расходования денежных средств не по целевому назначению суду первой инстанции представлено не было. Более того, из представленных ответчиком документов следует, что им получено разрешение на строительство, понесены расходы на приобретение строительных материалов на сумму превышающую предоставленную, из акта обследования местной администрации Баксанского района N от 18.09.2018г. следует, что одноэтажный жилой дом площадью 89 кв.м. находится в стадии строительства, степень готовности строительства согласно выписке из ЕГРН составляет 74%.
Соответственно само по себе лишь только то обстоятельство что строительство дома не окончено в течение года и право собственности на него не зарегистрировано в течение года, само по себе не может являться основанием для взыскания предоставленной истцом социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия,
определила:
Решение Баксанского районного суда КБР от 06 марта 2019 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Министерства сельского хозяйства КБР к Ордокову Муаеду Мухамедовичу о взыскании суммы социальной выплаты на приобретение жилья в размере 590 940 рублей отказать.
Председательствующий О.М. Кучуков
Судьи А.З. Бейтуганов
М.Х. Хамирзов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.