Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой Ю.Ю.
судей
Сухаревой С.И.и Шиловской Н.Ю.
при секретаре
Ивановой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании 16 апреля 2019 года гражданское дело N 2-3791/18 по апелляционной жалобе Круппа Натальи Сергеевны, Круппа Яна Юрьевича на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 ноября 2018 года по иску ТСЖ "Талион" к Круппа Наталье Сергеевне, Круппа Яну Юрьевичу об обязании предоставить доступ для осмотра и ремонта общего имущества дома.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И, объяснения представителя ТСЖ "Талион" - Борисовой Г.Х. по доверенности б/н от "дата", представителя Круппа Н.С. и Круппа Я.Ю. - Коршунова А.К. доверенностям N... и N... от "дата", судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ТСЖ "Талион" обратилось в суд с иском к Круппа Н.С, Круппа Я.Ю. об обязании предоставить доступ для осмотра и ремонта общего имущества дома.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ТСЖ "Талион" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес" Товарищество проводит работы по замене стояка системы отопления, проходящего через ванную комнату квартиры в связи с его неудовлетворительным состоянием. В ходе подготовки к производству работ проводилось информирование собственников многоквартирного дома о датах работ и требованиях к обеспечению доступа. "дата" в адрес собственников "адрес" было выписано уведомление о необходимости обеспечения доступа к стояку отопления в квартире в удобное время в срок до "дата". Ответчик получил данное уведомление по месту фактического проживания "адрес". Доступ для проведения ремонтных работ представители ответчика в Санкт-Петербурге и сами ответчики предоставлять отказываются. Во время проведения капитального ремонта системы отопления в "дата" году собственники квартиры отказали в доступе для производства работ по замене стояков ЦО (акт от "дата"). Истец просил суд обязать ответчиков обеспечить представителям ТСЖ "Талион" доступ к инженерному оборудованию - стояку отопления в ванне "адрес", находящейся в собственности ответчиков, для полного осмотра стояка и проведения ремонта (замены), взыскать с ответчиков расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены. Круппа Н.С. и Круппа Я.Ю. обязаны предоставить доступ в принадлежащую им "адрес" представителям ТСЖ "Талион" для осмотра и ремонта общего имущества дома.
С Круппа Н.С. и Круппа Я.Ю. в пользу ТСЖ "Талион" солидарно взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Не согласившись с данным решением суда, Круппа Н.С. и Круппа Я.Ю. подали апелляционную жалобу, в апелляционной жалобе ссылаются на допущенное при рассмотрении дела судом первой инстанции нарушение требований п.5 ст.67 ГПК РФ, ч.2 ст.55 ГПК РФ, также ч. 1 ст.113 ГПК РФ, указав, что извещение о рассмотрении дела судом первой инстанции они не получали, более того, в адрес ответчиков приходили судебные повестки с указанием даты рассмотрения дела "дата" - выходной день, воскресенье, а также на "дата" - суббота.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2019 года судебная коллегия перешла к рассмотрению данного дела по правилам суда первой инстанции в связи с тем, что в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении ответчиков.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение подлежит отмене, поскольку постановлено с нарушением норм гражданского процессуального права.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является, в частности, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
При подготовке дела к апелляционному рассмотрению было установлено, что сторонам было направлено извещение о рассмотрении дела, назначенного к слушанию на "дата" - воскресенье, выходной день (л.д. 42).
Таким образом, как усматривается из материалов дела, о времени и месте судебного заседания, назначенного на "дата", ответчики не были извещены, что является нарушением норм гражданского процессуального права и безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При новом рассмотрении представитель истца заявленные требования поддержал, ссылаясь на то, что из-за действий ответчиков в настоящее время отопление аварийного стояка отключено.
Представитель ответчиков против заявленных требований возражал, ссылаясь на то, что истец должен был согласовать с ответчиками время доступа в жилое помещение, что не было сделано, кроме того "... " - собственник "адрес" указанного дома не имеет претензий к ответчикам в связи с ремонтом и переустройством их квартиры, что подтверждается его письменным заявлением от "дата", при этом в настоящее время отопление стояка отключено, в связи с чем не может возникнуть вред имуществу третьих лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца и представителя ответчиков, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из устава ТСЖ "Талион, утверждённого решением общего собрания учредителей, протокол N... от "дата", ТСЖ "Талион" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес", в том числе, в его обязанности входит обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из акта обследования состояния элементов общего имущества, составленного "дата" комиссией ТСЖ "Талион", "дата" в ТСЖ обратился "... " собственник "адрес", с заявлением о том, что при демонтаже ванны в ходе ремонта ванной комнаты обнаружил, что находящийся за ванной стояк отопления (элемент общего имущества) находится в неудовлетворительном состоянии; обследовав данный участок стояка отопления, комиссия пришла к выводу о том, что во избежание аварийной ситуации на данном стояке отопления (элемент общего имущества), стояк следует заменить, замене подлежит участок стояка отопления в "адрес", а также в нижерасположенных квартирах N... и N...
Собственником "адрес" является Круппа Н.С. и Круппа Я.Ю. на основании договора купли-продажи от "дата", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации.
"дата" в адрес собственников "адрес" Круппа Н.С. и Круппа Я.Ю. было выписано уведомление о необходимости обеспечения доступа к стояку отопления в квартире в удобное время в срок до "дата". Ответчик получил данное уведомление по месту фактического проживания в Бельгии, однако доступ в квартиру для проведения ремонтных работ представителям ТСЖ "Талион" ответчики предоставлять отказываются.
В ходе судебного заседания представитель ответчиков подтвердил, что ответчики и в настоящее время отказываются предоставить доступ к общему имуществу дома для его ремонта, находящемуся в их квартире, ссылаясь на свои письменные возражения.
В силу ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
В силу ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, в том числе относятся крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Также согласно требованиям п. 5, 6, 10, 11, 13, 16 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", в состав общего имущества в том числе включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, a также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а так же обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения.
Согласно п. 11 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя его осмотр, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 ответственными лицами (в том числе, ТСЖ), обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, определяют, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем и технических устройств; контроль за техническим состоянием осуществляется путем проведения плановых и внеплановых осмотров, целью которых является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению (раздел 2).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, а также ответственными лицами, являющимися должностными лицами управляющей организацией.
Согласно пп. "б" п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 исполнитель вправе требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время;
При этом согласно пп. "о" п. 31 Правил исполнитель обязан согласовать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать:
дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения;
номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления;
должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.
Согласно подпункту "е" п. 34 Правил потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ.
Доводы представителя ответчика о том, что собственник "адрес" не имеет претензий к ответчикам, что истец не согласовал надлежащим образом время для доступа в квартиру, не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку истцом именно по заявлению "... " выявлено аварийное состояние стояка отопления, ответчики надлежащим образом были уведомлены о необходимости обеспечить доступ в удобное для них время в принадлежащую им квартиру в срок до "дата", в том числе и в ходе рассмотрения настоящего дела, однако до настоящего времени такой доступ не обеспечили, в связи с чем аварийный стояк отопления отключен, чем нарушены права собственников многоквартирного дома.
Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством РФ.
В силу абзаца первого п. 1 ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что со стороны ответчиков чинятся препятствия Товариществу собственников жилья для доступа в квартиру с целью ее обследования в порядке реализации обязанностей истца, как обслуживающей дом организации, и производства ремонта аварийного стояка отопления, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, судебная коллегия считает, что требования об обязании обеспечить представителям ТСЖ "Талион" доступ к инженерному оборудованию - стояку отопления в ванне "адрес", находящейся в собственности ответчиков, для полного осмотра стояка и проведения ремонта (замены) подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей, то есть по 3000 рублей с каждого ответчика.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 ноября 2018 года отменить. Исковые требования удовлетворить.
Обязать Круппа Наталью Сергеевну и Круппа Яна Юрьевича предоставить доступ в принадлежащую им "адрес" по "адрес" представителям ТСЖ "Талион" для осмотра и ремонта общего имущества дома.
Взыскать с Круппа Натальи Сергеевны и Круппа Яна Юрьевича в пользу ТСЖ "Талион" расходы по уплате государственной пошлины в размере по 3000 рублей с каждого.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.