Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В,
судей
Стаховой Т.М,
Ивановой Ю.В.
при секретаре
Журко А.В.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-4254/2018 по апелляционной жалобе Александровой Л. Т. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 15 ноября 2018 года по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Санкт-Петербургу к Александровой Л. Т. о взыскании пени.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, объяснения представителя административного истца Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Санкт-Петербургу - Забегаевского Ю.Ю. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
межрайонная инспекция ФНС России N 18 по Санкт-Петербургу обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Александровой Л.Т, в котором представитель налоговой инспекции просил взыскать с ответчика пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2010-2015 гг. в размере 7426 рубля 48 копеек.
В обоснование заявленного иска, представитель Межрайонной инспекция ФНС России N 18 по Санкт-Петербургу ссылался на то обстоятельство, что Александрова Л.Т. являлась собственником транспортных средств в указываемый в иске налоговый период, но своевременно не исполнила предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность уплаты транспортного налога, в связи с чем, в адрес Александровой Л.Т. направлялись уведомления и требования об уплате налога и пени, однако на момент обращения налогового органа в суд с данным иском требования об уплате обязательных налоговых платежей ответчиком в полном объёме не исполнены.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 15 ноября 2018 года исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Санкт-Петербургу удовлетворены частично - с Александровой Л.Т. взысканы пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год в размере 5 013 рублей 43 копейки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Этим же решением с Александровой Л.Т. в доход государства взыскана государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе Александрова Л.Т. просит решение суда отменить, ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Административный ответчик Александрова Л.Т. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом посредством. Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда в части.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно учётным данным налогоплательщиков Александрова Л.Т. в 2010-2015 гг. являлась собственником транспортных средств, в частности в 2014 и 2015 году - автомобилей "... ", а также "... ", государственный регистрационный знак "... "
Межрайонной инспекцией ФНС России N 18 по Санкт-Петербургу в адрес Александровой Л.Т. в 2010, 2011,2013 годах направлялись налоговые уведомления (л.д.8-10).
22 мая 2015 года ответчику направлено налоговое уведомление N... об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 26 300 руб, срок исполнения требования до "дата" "... "
21 сентября 2016 года в адрес Александровой Л.Т. направлено налоговое уведомление N... об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 15 888 рублей, срок исполнения - до 01 декабря 2016 года "... "
22 июня 2017 года в адрес Александровой направлено требование N... об уплате пени в сумме 10 515 рублей 68 копеек, начисленных по состоянию на 13 июня 2017 года (л.д. 14).
При расчёте пени, указанной в требовании N.., налоговым органом учтена недоимка по уплате транспортного налога за 2010, 2011, 2013, 2014, 2015 годы.
10 ноября 2017 года мировым судьей судебного участка N 41 Санкт-Петербурга в связи с поступившими от Александровой Л.Т. возражениями отменён судебный приказ от 16 октября 2017 года, выданный по заявлению МИ ФНС России N 18 по Санкт-Петербургу, на взыскание с Александровой Л.Т. пени на недоимку по транспортному налогу (л.д. 7).
Суд первой инстанции с учётом того обстоятельства, что доказательств уплаты пени налогоплательщиком не представлено, пришёл к выводу об обоснованности заявленного налоговым органом иска в части взыскания с Александровой Л.Т. пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 5 013 рублей 43 копейки.
Между тем, расчет задолженности по пени, начисленных на недоимку за 2015 год, нельзя признать обоснованным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены, то есть в порядке, предусмотренном статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
При этом, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (пункты 1, 2 статьи 48 НК РФ).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, административным истцом в расчёте пени учтена сумма недоимки по налогу на имущество, образовавшаяся за налоговые периоды 2010, 2011, 2013 гг, которая не подлежит взысканию, в связи со вступлением 29 декабря 2017 года в законную силу Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 12 указанного Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ признаны безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с данной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Учитывая изложенное, пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2010, 2011, 2013 годы, не могут быть взысканы в судебном порядке, поскольку подлежат признанию безнадежными к взысканию.
Следует признать обоснованным и отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований налоговой инспекции о взыскании пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2014 год.
Судом апелляционной инстанции в ходе рассмотрения дела из Калининского районного суда Санкт-Петербурга истребованы решения, принятые по административному делу N 2а-6794/2016 03 октября 2016 года и 28 ноября 2018 года по административному делу N 2а-6500/2018, по искам Межрайонной инспекцией ФНС России N 18 по Санкт-Петербургу о взыскании с Александровой Л.Т. транспортного налога за 2014, 2015 годы.
Указанные судебные акты в соответствии со статьями 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должны были учитываться судом первой инстанции при принятии решения по данному делу, поскольку обстоятельства, установленные этими постановлениями, относятся к числу доказательств, подлежавших истребованию и исследованию судом независимо от волеизъявления участников спора.
Решением Калининского районного суда от 03 октября 2016 года по административному делу N 2а-6794/2016 Межрайонной ИФНС России N 18по Санкт-Петербургу отказано в удовлетворении иска о взыскании с Александровой Л.Т. недоимки по транспортному налогу за 2014 год и пени.
Таким образом, в отсутствие возможности принудительного взыскания с Александровой Л.Т. задолженности по транспортному налогу за 2014 год, следует прийти к выводу о необоснованности заявленного налоговой инспекцией иска в части требований о взыскании пени, начисленных на недоимку по налогу, образовавшуюся за налоговый период 2014 года.
Относительно требований о взыскании пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2015 год, судебная коллегия приходит к следующему.
Факт владения на праве собственности транспортными средствами за налоговый период 2015 года со стороны Александровой Л.Т. не оспорен; доказательств, свидетельствующих об уплате задолженности по пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2015 год ответчик не представил.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 28 ноября 2018 года по административному делу N2а-6500/2018 с Александровой Л.Т. в пользу Межрайонной ИФНС России N18 по Санкт-Петербургу взыскана недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 15 888 рублей, пени по транспортному налогу в размере 105 рублей 92 копейки, начисленные за период с 02 декабря по 21 декабря 2016 года.
Учитывая содержание указанного судебного акта, с Александровой Т.Л. подлежит взысканию сумма пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с 22 декабря 2016 года по 12 июня 2017 года.
Сумма пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за период с 22 декабря 2016 года по 26 марта 2017 года, должна составить 503 рубля 12 копеек (15888 руб. *1/300*10 % (ставка рефинансирования ЦБ РФ)* 95 дней).
Сумма пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за период с 27 марта 2017 года по 01 мая 2017 года, составит 185 рублей 89 копеек (15888 руб. *1/300*9,75 % (ставка рефинансирования ЦБ РФ)* 36 дней).
Сумма пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за период с 02 мая 2017 года по 12 июня 2017 года, составит 594 рубля 64 копейки (15888 руб. *1/300*9,25 % (ставка рефинансирования ЦБ РФ)* 42 дня).
Общая сумма пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с 22 декабря 2016 года по 12 июня 2017 года, составит 894 рубля 76 копеек (503,12+185,89+205,75).
Поскольку решение суда первой инстанции принято без учёта приведённых выше обстоятельств, оно, в силу пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации подлежит изменению в части размера взысканной судом с Александровой Л.Т. пени.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 15 октября 2018 года по делу N 2а-4254/2018, изменить в части взысканной судом суммы пени, начисленной на задолженность по транспортному налогу за период 2015 года.
Взыскать в пользу Межрайонной инспекции ФНС России N 18 по Санкт-Петербургу с Александровой Л. Т. пени 894 рубля 76 копеек.
В остальной решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 15 октября 2018 года по делу N 2а-4254/2018, оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.