Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Игнатьевой А.Р.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием административного истца Никитина П.И, его представителя Горохова А.А, представителя Окружной администрации г.Якутска Ощепковой Ю.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда от 26 февраля 2019 года по делу по административному иску Никитина П.И. к Окружной администрации г.Якутска об оспаривании решения, которым
постановлено:
Признать незаконным отказ Окружной администрации г.Якутска в предварительном согласовании Никитину П.И. предоставления земельного участка N... от 19 ноября 2018г.
Обязать Окружную администрацию г.Якутска произвести действия по предварительному согласованию предоставления земельного участка Никитину П.И, расположенного по адресу:.., с условным номером N... с условным номером по проекту межевания территории N...
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, пояснения сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Никитин П.И. обратился в суд с административным иском к Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Требования мотивировал тем, что является членом СОПК "Пламя", пользователем земельного участка N... по адресу:... Спорным участком владеет с 1998г. после покупки дачи у предыдущего владельца Л. При неоднократном обращении в Окружную администрацию... с заявлением о предварительном согласовании предоставления спорного участка для индивидуального жилищного строительства последовали отказы в связи с тем, что границы участка не соответствуют проекту межевания территории квартала, участок расположен в зоне объектов электросетевого хозяйства и площадь участка превышает установленный для данной территории предельный максимальный размер земельных участков для ведения садоводства. Считает отказ незаконным, поскольку спорный участок расположен в территориальной зоне Ж-2А, где максимальный размер допустимой площади участка установлен 1 200 кв.м, при этом согласование с сетевыми организациями имеется. Просил суд признать отказ незаконным, и обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен административный ответчик.
В апелляционной жалобе просит отменить решение ввиду ошибочности выводов суда. Указывает, что действующее законодательство не предусматривает предоставления земельного участка на территории СОТ под индивидуальное жилищное строительство. Также наличие охранной зоны электросетевого хозяйства исключает возможность предоставления данного участка в собственность в отсутствие согласования ресурсоснабжающей организации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован ст.39.15 ЗК РФ.
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в п.8 ст.39.15 ЗК РФ.
Пунктом 2 ч.8 ст.39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст.39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п.3 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования.
Судом установлено, что административный истец Никитин П.И. является членом СОТ "Пламя", образованного на основании решения Исполнительного комитета Якутского городского Совета народных депутатов N... от _______г. Истец включен в члены товарищества решением правления от 23 февраля 1998г. вместо выбывшего Л. в связи с продажей построек на участке N...
Согласно справке СОПК "Пламя" от 23 сентября 2005г. Никитин П.И. является членом СОПК "Пламя", паевой взнос выплачен полностью и приобретено право собственности на дачу, находящуюся по адресу:... инвентарный номер N...
Никитин П.И. неоднократно обращался в Окружную администрацию г.Якутска с заявлениями о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка, ориентировочной площадью 1 059 кв.м, под индивидуальное жилищное строительство.
Письмами от 13 августа 2018г, 19 ноября 2018г, 20 декабря 2018г. и 28 декабря 2018г. истцу отказано в связи с тем, что земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий - объектов системы газоснабжения, объектов электросетевого хозяйства, по проекту планировки и межевания территории квартала "Хатынг-Юрях" ГО "г.Якутск" земельный участок не соответствует испрашиваемому виду использования, также по Правилам землепользования и застройки г.Якутска испрашиваемый земельный участок относится к территориальной зоне Ж-2А, в которой использование земельного участка под ведение огородничества не входит в перечень основных видов использования.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал отказ муниципального органа незаконным. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суд.
В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом истцом все необходимые документы, предусмотренные п.2 ст.39.15 ЗК РФ, для согласования были представлены. Спорный участок расположен на территории СОПК "Пламя" что подтверждается топографической картой кооператива.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 01 августа 2018г. испрашиваемый участок расположен в зоне Ж-2А - для индивидуального жилищного строительства на территории г.Якутска, установлена зона экологического ограничения: зона с особыми условиями использования территорий - объектов системы газоснабжения и электросетевого хозяйства, участок не изъят из оборота, для государственных или муниципальных нужд не зарезервирован, решение о развитии застроенных территорий не принято.
Из акта обследования земельного участка от 25 февраля 2019г. следует, что спорный участок огорожен, на участке расположен объект капитального строительства, имеются хозяйственные постройки.
Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) предусмотрена п.3 ст.105 ЗК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
При этом расположение земельного участка в охранной зоне объектов газоснабжения и электросетевого хозяйства не препятствует обеспечению выбора земельного участка и использованию земельного участка с учетом имеющихся ограничений (обременений). Данные ограничения не исключают такие земли из гражданского оборота. Материалы дела не содержат сведений о возможных препятствиях при эксплуатации, обслуживании объектов инженерных коммуникаций.
Правилами землепользования и застройки ГО "г.Якутск", принятым Якутской городской Думы от 25.12.2013г. N 169-НПА, установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для индивидуального жилищного строительства в зоне Ж-2А и составляют 450 кв. м (минимальный) и 1200 кв. м (максимальный).
Административный истец просит согласовать предоставление земельного участка ориентировочной площадью 1 059 кв.м, что соответствует предельному размеру для указанной территориальной зоны.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с доводами ответчика о наличии препятствий для предварительного согласования предоставления земельного участка в отношении административного истца.
Принимая во внимание неоднократный отказ Окружной администрации г.Якутска в предварительном согласовании предоставления земельного участка Никитину П.И. по одним и тем же основаниям без ссылки на наличие других оснований, суд первой инстанции обоснованно обязал орган местного самоуправления произвести вышеуказанные действия.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на исследованных доказательствах. Нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к переоценке доказательств и субъективному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 26 февраля 2019 года по делу по административному иску Никитина П.И. к Окружной администрации г.Якутска об оспаривании решения оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Игнатьева А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.