Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., рассмотрев жалобу должностного лица административного органа на решение Мирнинского районного суда РС(Я) от 17.01.2019, решение Верховного Суда РС(Я) от 12.03.2019, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника ГБУ РС(Я) "Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Мирнинского района" Шукель Анатолия Александровича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. N 151-КС от 13.11.2018 начальник ГБУ РС(Я) "Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Мирнинского района" Шукель А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением Мирнинского районного суда РС(Я) от 17.01.2019 данное постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 13.11.2018 было отменено, производство по данному делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением Верховного Суда РС(Я) от 12 марта 2019 года решение Мирнинского районного суда РС(Я) от 17.01.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, заместитель министра финансов РС(Я) Васильева М.С. в своей жалобе ставит вопрос об их отмене и вынесении нового судебного акта об оставлении постановления административного органа без изменения, мотивируя тем, что выводы суда об отсутствии состава административного правонарушения являются ошибочными. Начальник учреждения Шукель А.А, как ответственное должностное лицо, не обеспечил своевременное размещение в Единой информационной системе (далее - ЕИС) отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) за 2017 год. Другие должностные лица, ответственные за размещение в ЕИС данного отчета в учреждении отсутствуют. Указанный отчет был размещен в ЕИС с просрочкой за электронной подписью Шукель А.А.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность вынесенных судебных решений, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
В результате плановой проверки деятельности ГБУ РС(Я) "Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Мирнинского района" установлено нарушение требования ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"), выразившееся в том, что отчет об объемах закупок у СМП и СОНКО за 2017 год размещен учреждением в ЕИС 29.06.2018, то есть с нарушением срока размещения, установленного законом до 01.04.2018.
Отменяя постановление заместителя министра финансов РС(Я) Васильевой М.С. N 151-КС от 13.11.2018 и прекращая производство по делу об административном правонарушении Мирнинский районный суд РС(Я) исходил из того, что в действиях должностного лица, а именно начальника ГБУ РС(Я) "Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Мирнинского района" Шукель А.А, отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, поскольку субъектом данного правонарушения Шукель А.А. не является.
Оставляя указанное решение Мирнинского районного суда РС(Я) без изменения, судья Верховного Суда РС(Я) пришел к выводу о том, что Шукель А.А. действительно не является должностным лицом, ответственным за размещение отчета об объемах закупок у СМП и СОНКО на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет. Постановление о привлечении Шукель А.А. к административной ответственности вынесено без учета доказательств, содержащихся в деле об административном правонарушении, их всестороннего и полного исследования, что привело к неверному выводу о наличии в действиях Шукель А.А. состава административного правонарушения.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события и состава административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как установлено статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О контрактной системе", в случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в ч. 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНКО в соответствии с ч. 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 - 25.3 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у СМП, СОНКО. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в ЕИС. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с СМП, СОНКО.
В нарушение ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О контрактной системе" отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО за 2017 год размещен учреждением в ЕИС лишь 29.06.2018, то есть с нарушением установленного законом срока.
Согласно статьи 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в размещении должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в ЕИС в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП РФ объективных и субъективных признаков.
Исходя из обстоятельств дела и диспозиции ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ судами дана надлежащая правовая оценка тому, что начальник ГБУ РС(Я) "Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Мирнинского района" Шукель А.А. не является должностным лицом, ответственным в силу возложенных на него должностных обязанностей за своевременное размещение отчета об объемах закупок у СМП и СОНКО в ЕИС.
Для планирования и осуществления государственных и муниципальных закупок товаров, работ, услуг Федеральный закон "О контрактной системе" предусматривает создание заказчиком контрактной службы или назначение контрактного управляющего.
Контрактный управляющий - это должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст. 38 Федерального закона "О контрактной системе"). Контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика.
В ст. 9 Федерального закона "О контрактной системе" установлен принцип профессионализма заказчика, заключающийся в том, что к деятельности по осуществлению закупок привлекаются квалифицированные специалисты, обладающие теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Исходя из данного принципа, определены обязательные требования к уровню образования контрактного управляющего. Согласно Приказу Минтруда России от 10.09.2015 N 625н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок" и Приказу Минтруда России от 10.09.2015 N 626н "Об утверждении профессионального стандарта "Эксперт в сфере закупок" контрактный управляющий обязан иметь либо высшее профессиональное образование в сфере закупок либо профессиональное образование в любой сфере и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Обязанности контрактного управляющего определены ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О контрактной системе". В обязанности контрактного управляющего входит исполнение обязанностей заказчика, предусмотренные настоящим законом. Перечень, приведенный в ч. 4 ст. 38 Закона не ограничен. Таким образом, все обязанности по исполнению процедуры закупок возложены на контрактного управляющего. Частью 4 ст. 30 Федерального закона "О контрактной системе" на заказчика возлагается обязанность по составлению отчета об объеме закупок у СМП и СОНКО, и по размещению его в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
Частью 2 ст. 12 Федерального закона "О контрактной системе" предусмотрена персональная ответственность должностных лиц заказчиков за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений закона, при наличии в учреждении контрактного управляющего, квалифицированного специалиста в сфере закупок, на которого должностной инструкцией возложено осуществление полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе", ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок несет контрактный управляющий.
Так, 23.11.2016 в ГБУ РС(Я) "Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Мирнинского района" учреждена должность контрактного управляющего.
Приказом начальника учреждения Шукель А.А. N 125 от 01.12.2017 в качестве контрактного управляющего в учреждении назначен Кравцов В.А, который в силу своих функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 предусмотренные Федерального закона "О контрактной системе", призван обеспечивать выполнение всех полномочий заказчика, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Согласно п. 2.7 должностной инструкции контрактный управляющий в ГБУ РС(Я) "Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Мирнинского района" осуществляет и иные полномочия, предусмотренные Федеральный законом "О контрактной системе".
Пунктом 3 должностной инструкции установлено, что на заведующего группой ОВМ Кравцова В.А. возложена ответственность за осуществление закупок (контрактного управляющего), персональная ответственность в пределах осуществляемых им полномочий.
При указанных обстоятельствах выводы судьи Мирнинского районного суда РС(Я) и судьи Верховного Суда РС(Я) об отсутствии в действиях начальника ГБУ РС(Я) "Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Мирнинского района" Шукель А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, являются правильными.
В жалобе должностное лицо административного органа ссылается на то, что начальник учреждения Шукель А.А. является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку отчет, размещенный в ЕИС, подписан именно им. Кроме того, он наделен правом использования электронной подписи при формировании и размещении информации об учреждении на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в роли специалиста с правом подписи контракта.
Между тем с данными доводами жалобы согласиться нельзя. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что согласно должностной инструкции на начальника учреждения Шукель А.А. возложена обязанность по размещению в ЕИС данного отчета, а также осуществление каких-либо полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе".
Как правильно отметил суд, приказ N 112 от 23.12.2016 возлагает на начальника учреждения, как на руководителя, лишь право подписи для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а не соответствующую обязанность, закрепленную Федеральным законом "О контрактной системе".
Таким образом, оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении жалобы заместителя министра финансов РС(Я) Васильевой М.С.- отказать.
Решение Мирнинского районного суда РС(Я) от 17.01.2019, решение Верховного Суда РС(Я) от 12.03.2019, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении начальника ГБУ РС(Я) "Управление ветеринарии с ветеринарно-испытательной лабораторией Мирнинского района" Шукель Анатолия Александровича, - оставить без изменения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) А.Н. Седалищев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.