Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Топоркова С.А., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, Хотамова И.О. на постановление Якутского городского суда РС (Я) от 21 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Кыргызстан Замир Уулу Тамирлана, _______ года рождения, которым
постановлено:
Признать гражданина Республики Кыргызстан Замир Уулу Тамирлана, _______ года рождения, уроженца Республики Кыргызстан, не зарегистрированного, проживающего по адресу:.., имеющего среднее образование, не работающего, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Подвергнуть гражданина Республики Кыргызстан Замир Уулу Тамирлана, _______ года рождения, уроженца Республики Кыргызстан, не зарегистрированного, проживающего по адресу:.., имеющего среднее образование, не работающего, административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
До выдворения гражданина Республики Кыргызстан Замир Уулу Тамирлана, _______ года рождения, не зарегистрированного, проживающего по адресу:.., имеющего среднее образование, не работающего, содержать в Центре временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия).
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав пояснения привлекаемого лица и его защитника Хотамова И.О, суд
установил:
20 мая 2019 года ДПР ОП N 1 МУ МВД России "Якутское" старшим лейтенантом полиции Ш.А.Б. в отношении гражданина Республики Кыргызстан Замир У.Т. составлен протокол об административном правонарушении N.., предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в связи с нарушением режима пребывания в РФ, выразившегося в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в РФ, а также уклонения от выезда за пределы РФ по истечении срока пребывания. Срок пребывания на территории РФ истек 31 декабря 2018г.
21 мая 2019 года Якутским городским судом РС (Я) постановлено указанное выше постановление.
Не согласившись с решением суда, защитник привлекаемого лица Хотамов И.О. обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в порядке статей 30.1, 30.2 КоАП РФ с жалобой об его отмене и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что Замир У.Т. 22.06.2018 года заключил договор на осуществление трудовой деятельности с ИП Е.А.Д. В связи с чем, на основании ч. 5 ст. 97 Договора о Евразийском союзе от 29.05.2014г. срок временного пребывания Замир У.Т. должен определяться сроком действия указанного договора.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 20 мая 2019 г. в 13 час. 28 минут по адресу:.., выявлен гражданин Республики Кыргызстан Замир У.Т, у которого при проверке документов отсутствовали документы, подтверждающие его право на пребывание на территории РФ. При этом установлено, что срок пребывания на территории РФ истек 31.12.2018г.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения Замир У.Т. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 2-3).
Из сведений базы данных АС ЦБДУИГ от 20.05.2019г. следует, что Замир У.Т. въехал на территорию Российской Федерации 20.02.2018г. с целью работы по найму. Выдана миграционная карта серии N.., из которой следует, что Замир У.Т. был поставлен на миграционный учет 16.07.2018г. на срок до 31.12.2018г, по месту пребывания по адресу:...
Кроме того в указанных сведениях имеется запись о заключении 22.06.2018г. трудового договора, по которому работодателем явился ИП Е.А.Д., при этом срок договора не указан (л.д. 6-17).
При рассмотрении данного материала, судья Якутского городского суда пришел к выводу, что в действиях гражданина Республики Кыргызстан Замир У.Т. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в связи с чем признал его виновным в совершении указанного правонарушения и назначил наказание в виде штрафа, с административным выдворением за пределы РФ за счет средств федерального бюджета.
Между тем, с выводом суда оснований согласиться не нахожу по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п. 5 ст. 5 того же Федерального закона от 25 июля 2002 года, срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
Как указано в п. п. 4, 5 Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 18.12.2017 N 933, основаниями для продления либо сокращения срока временного пребывания являются обстоятельства, установленные пунктами 2, 3, 5 и 7 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статьей 97 Договора о Евразийском экономическом союзе.
В соответствии с п. 5 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, определяющим срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства, сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг), оснований для признания Р. уклоняющимся от выезда из РФ на момент его задержания не имелось, поскольку срок действия представленного заявителем трудового договора не истек.
В случае подачи иностранным гражданином или принимающей его стороной заявления или ходатайства, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона, а также при выдаче иностранному гражданину или при продлении срока действия документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 5 Федерального закона, срок временного пребывания продлевается без подачи заявления о продлении срока временного пребывания.
В суд апелляционной инстанции защитником привлекаемого лица представлен трудовой договор б/н от 22.06.2018г, заключенный между ИП Е.А.Д. и Замир У.Т, согласно которому Замир У.Т. был принят на работу к ИП Е.А.Д. на должность каменщика, срок действия договора установлен по 22 июня 2019 года (оригинал указанного документа был исследован в судебном заседании).
Следовательно, данное обстоятельство подтверждает, что на момент задержания и составления протокола об административном правонарушении основания для привлечения Замир У.Т. к административной ответственности отсутствовали, поскольку нарушений правил миграционного законодательства Российской Федерации, вмененных ему по протоколу, с его стороны не имелось.
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, представленных документов, на территории Российской Федерации Замир У.Т. находится на законных основаниях, в соответствии с требованиями миграционного законодательства.
В силу положений ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Установив, что на момент выявления Замир У.Т. сотрудниками полиции по указанному выше адресу срок его временного пребывания на территории Российской Федерации не истек, в действиях Замир У.Т. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Замир У.Т. - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление Якутского городского суда РС (Я) от 21 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Кыргызстан Замир Уулу Тамирлана, _______ года рождения, о т м е н и т ь.
Производство по указанному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Освободить Замир Уулу Тамирлана из Центра временного содержания иностранных граждан подразделения полиции по охране общественного порядка МВД по Республике Саха (Якутия) немедленно.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.