Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 11 сентября 2019 г. N 53-АПА19-32 настоящее решение оставлено без изменения
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Гурулевой Е.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савина В.А. об оспаривании приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", в части установления двух территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером N
УСТАНОВИЛ:
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (далее - Решение от 07 июля 2015 N В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, являющиеся приложением к данному Решению (далее - Правила землепользования и застройки).
Приложением N 1 к Правилам землепользования и застройки является Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, на которой установлены территориальные зоны городского округа город Красноярск.
Решение от 07 июля 2015 N В-122 было подписано Главой города Красноярска и опубликовано 15 июля 2015 года в периодическом печатном издании "Городские новости" N 102, являющимся источником официального опубликования нормативных правовых актов г. Красноярска и в соответствии с пунктом 3 данного Решения вступило в силу со дня его официального опубликования - 15 июля 2015 года.
Савин В.А. обратился с административным иском о признании недействующим Приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" в части установления двух территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером N
Требования мотивированы тем, что он является собственником жилого дома, общей площадью 52,3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". Кроме того, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, находящийся под указанным жилым домом.
12.09.2018 Администрацией г. Красноярска в адрес административного истца направила уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства. Основанием для выдачи указанного уведомления является расположение земельного участка административного истца в границах двух территориальных зон Ж-4 и О-1, где в части установленных разрешенных видов использования земельного участка размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Полагает, что оспариваемые положения Правил землепользования и застройки являются незаконными в части отнесения участка административного истца к двум территориальным зонам, поскольку, установление двух различных территориальных зон существенно затрагивает его права как собственника жилого дома и землепользователя. Административный истец не может использовать земельный участок по его назначению, поскольку среди установленных разрешенных видов использования земельного участка размещение индивидуальных жилых домов вообще не предусмотрено.
Таким образом, Приложение N1 к Правилам землепользования и застройки в части установления двух территориальных зон в отношении земельного участка административного истца является незаконным, поскольку противоречит предписаниям ч. 4 ст. 30 ГрК РФ и ч. 2 ст. 85 ЗК РФ, ущемляет права административного истца на полноправное использование принадлежащего ему недвижимого имущества.
Представитель административного истца Ранн Е.П, действующая на основании доверенности 03.07.2018, в судебном заседании настаивала на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Красноярского городского Совета депутатов Смоленскене К.Н, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к их форме и содержанию и не нарушает права административного истца, поскольку не ограничивает его право на пользование земельным участком в соответствии с его целевым назначением.
Прокурор Даценко О.А. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31).
Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (часть 13 статьи 24, части 1 - 3 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.
Как следует из материалов дела, проект Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск подготовлен в соответствии с вышеприведенными процедурами, регламентированными статьями 31-32 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Решение от 07 июля 2015 N В-122 принято уполномоченным органом (пункт 2 статьи 27 Устава города Красноярска) в установленной форме (статья 56 Устава), подписано Главой города Красноярска (пункт 6 статьи 57 Устава), официально опубликовано для всеобщего сведения (пункт 8 статьи 57 Устава) и вступило в законную силу со дня его официального опубликования (пункт 5 статьи 56 Устава).
Как установлено судом, административный истец Савин В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемого жилым домом, общая площадь 701 кв.м, адрес объекта: Россия, "адрес" (л.д. 27).
Кроме того, административному истцу также принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью "данные изъяты" кв.м, также расположенный по адресу: "адрес" (л.д. 28).
Согласно сведениям из ИСОГД от "дата" в отношении земельного участка с кадастровым номером N, указанный земельный участок расположен в двух территориальных зонах - Зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), Зона делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1).
Уведомлением Администрации г. Красноярска от "дата" установлено несоответствие параметров реконструкции испрашиваемого административным истцом объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) установленным параметрам, в связи с нахождением земельного участка с кадастровым номером N в границах двух территориальных зон (л.д. 13-14).
Поскольку материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером N относится к нескольким территориальным зонам (Ж-4, О-1), то Приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением от "дата" N В-122 в части установления нескольких территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером N противоречит предписаниям установленным в части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункте 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы стороны административного ответчика Красноярского городского Совета депутатов об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца Савина В.А. по настоящему спору, поскольку последний не лишен возможности использовать земельный участок без установления срока приведения его в соответствие с градостроительным регламентом, не может быть принят во внимание. Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность в отношении его правового режима и препятствует реализации административным истцом Савиным В.А. прав собственника.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах суд полагает признать недействующим со дня вступления в законную силу судебного решения Приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к двум территориальным зонам, а также обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Савина В.А, - удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемого жилым домом, общая площадь "данные изъяты" кв.м, адрес объекта: Россия, "адрес", к двум территориальным зонам - Зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), Зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1).
Обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Красноярского краевого суда
Д.И. Пашковский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.