Судья Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Аслануков А.Х., при секретаре судебного Быковской Е.В.,
с участием:
представителя административного истца Урусова М.Ш. - Аджиева М.Х,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР - Анапиева А.Я,
представителя заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР - Мамедова Т.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Урусова М.Ш. к административным ответчикам Правительству КЧР, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, заинтересованным лицам ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР, Управлению имуществом и земельных отношений администрации Карачаевского муниципального образования КЧР об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Урусов М.Ш, обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1000 кв.м, из земель населенных пунктов для строительства кафе, под объектом недвижимости в виде незавершенного строительства кафе-магазина, по назначению: нежилое, общей площадью застройки 172,55 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 2 414 000, 00 руб. на период времени с 01.01.2018 г. и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости.
Требования мотивированы тем, что в результате завышенной кадастровой стоимости за принадлежащий на праве собственности земельного участка, он вынужден уплачивать налоги в большем размере, что, по его утверждению, нарушает права собственника как плательщика налогов. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" определена по состоянию на 17.01.2014 г. в размере 5 934 800, 00 руб.
Не согласившись с такой стоимостью, истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 2 414 000, 00 руб, что определено отчетом N МО-372/09/18 об оценке земельного участка, по экспертизе специалиста-оценщика ИП Мазурова Н.Н, проведенной по заданию Урусова М.Ш.
Определением Верховного суда КЧР от 04 декабря 2018 года по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, результатом которой рыночная стоимость указанного земельного участка составила 2 164 000 (два миллиона сто шестьдесят четыре тысячи) рублей.
В судебном заседании Верховного Суда КЧР представитель административного истца Урусова М.Ш. - Аджиев М.Х, не возражал против установления размера рыночной стоимости земельного участка согласно результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР - Анапиев А.Я, а также представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" - Мамедов Т.С, не возражали против удовлетворения в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, в части касающейся установленной судебной экспертизой суммы оставили на усмотрение суда.
В судебное заседание не явились: административный истец - Урусов М.Ш, представитель административного ответчика - Правительства КЧР, представитель заинтересованного лица Управления имуществом и земельных отношений администрации Карачаевского муниципального образования Карачаевского городского округа, своевременно и надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания; от представителя административного ответчика - Правительства КЧР, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие; административный истец - Урусов М.Ш, представитель заинтересованного лица Управления имуществом и земельных отношений администрации Карачаевского муниципального образования Карачаевского городского округа, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться лицо, владеющее объектом недвижимости на праве собственности.
Данное право также закреплено в ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Статья 65 Земельного кодекса РФ, определяя в пункте 1 принцип платности землепользования в форме земельного налога и арендной платы, пунктом 5 устанавливает положение о кадастровой стоимости земельного участка, используемой в целях налогообложения, а также и для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
В связи с чем можно сделать вывод о том, что действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Статьей 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 19.11.2014 N 67-РЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Карачаево-Черкесской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", установлена единая дата начала применения на территории Карачаево-Черкесской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с января 2015 г.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права Урусова М.Ш, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Как следует из материалов дела, Урусову М.Ш, на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1000 кв.м, под объектом недвижимости в виде незавершенного строительства кафе-магазина, по назначению: нежилое, общей площадью застройки 172,55 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права - серия 09-АА N... от 06 августа 2012 г. (л.д. 8). Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2014 г. N 394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики" утверждена кадастровая стоимость данного земельного участка на дату - 17 января 2014 г, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, в размере 5 934 800,00 руб, о чем свидетельствует копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 09 октября 2018 г. N 09/ИСХ/18-131301 (л.д. 12). Полагая данную кадастровую стоимость завышенной, Урусов М.Ш, обратился в суд с административным исковым заявлением к вышеуказанным ответчикам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости указанного объекта. По мнению истца, оспариваемая стоимость объекта завышена, в связи с чем он вынужден оплачивать налог, который экономически необоснован.
Поскольку Правительством КЧР для спорного недвижимого имущества - земельного участка установлена кадастровая стоимость, административный истец, чьи права и обязанности она затрагивает, вправе требовать ее пересмотра при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, истец Урусов Ш.М. представил в суд отчет N... ИП Мазурова Н.Н. об определении рыночной стоимости, равной 2 414 000, 00 руб. Согласно полученного ответа на запрос из Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Карачаево-Черкесской республике от 06 октября 2018 г, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 09:10:0050106:396, за пользование, составляет 5 934 800 (пять миллионов девятьсот тридцать четыре тысячи восемьсот) рублей.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности, определением суда от 04 декабря 2018 г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка под платную автостоянку по состоянию на "дата".
Из поступившего в суд заключения судебной оценочной экспертизы N... от 26 февраля 2019 г, проведенной ООО юридическое Агенство "Аргумент" в г. Ставрополе, усматривается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1000 кв.м, под объектом недвижимости в виде незавершенного строительства кафе-магазина, по назначению: нежилое, общей площадью застройки 172,55 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на дату установления кадастровой оценки 17 января 2014 года составляет 2 164 000, 00 (два миллиона сто шестьдесят четыре тысячи) рублей.
Как следует из статьи 59 КАС РФ, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Такое доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы (часть 2 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исследовав заключение эксперта N... от 26 февраля 2019 г. и сопоставив его содержание с материалами дела, суд приходит к выводу, о его соответствии действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеющему высшее образование по специальности "финансы и кредит", со специализацией "Оценка собственности", стаж работы в оценочной компании с 2007 года, стаж экспертной работы - с мая 2017 года.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта N... от 26 февраля 2019 г. мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
Суд полагает возможным согласиться с представленным экспертным заключением, поскольку доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Участвующие в деле лица ходатайств о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не заявляли.
Исходя из положений статьи 82 КАС РФ и норм Закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта N... от 26 февраля 2019 г. надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка под платную автостоянку, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные доказательства, в частности, экспертное заключение, которое суд считает надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, требования истца подлежат удовлетворению с установлением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1000 кв.м, под объектом недвижимости в виде незавершенного строительства кафе-магазина, по назначению: нежилое, общей площадью застройки 172,55 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 17 января 2014 г. равной рыночной в размере 2 164 000, 00 (два миллиона сто шестьдесят четыре тысячи) рублей.
Поскольку, согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление, в данном случае с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращался, а в суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 12 ноября 2018 г, следовательно, в рассматриваемом случае установленная судом рыночная стоимость подлежит применению с 1 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной оценки, в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Урусова М.Ш. к Правительству КЧР, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, заинтересованным лицам ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по КЧР, Управлению имуществом и земельных отношений администрации Карачаевского муниципального образования КЧР об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1000 кв.м. из земель населенных пунктов для строительства кафе, под объектом недвижимости в виде незавершенного строительства кафе-магазина, по назначению: нежилое, общей площадью застройки 172,55 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 2 164 000, 00 (два миллиона сто шестьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на дату установления кадастровой оценки 17 января 2014 года.
Датой обращения Урусова М.Ш. о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 ноября 2018 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации на период с 1 января 2018 года и до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1000 кв.м, под объектом недвижимости в виде незавершенного строительства кафе-магазина, по назначению: нежилое, общей площадью застройки 172,55 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд КЧР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Верховного Суда КЧР А.Х. Аслануков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.