ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дело N 3а-4/2019
РЕШЕНИЕ
г. Черкесск 28 марта 2019 г.
Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи - Асланукова А.Х, при секретаре судебного заседания - Умаровой З.Б,
с участием представителя административного истца Общества с ограниченной ответственностью "Шанс" - Антоновой Е.А,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР - Анапиева А.Я,
представителя заинтересованного лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Мамедова Т.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Шанс" к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Управлению Росреестра по КЧР об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
На основании Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 10.08.2007 года ООО "Шанс" принадлежит земельный участок, с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 31860 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенный по адресу: "адрес". Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 10 августа 2017 года N б/н и по состоянию на 10 августа 2017 года равна 345 371 320 (триста сорок пять миллионов триста семьдесят одна тысяча триста двадцать) рублей.
Полагая данную кадастровую стоимость завышенной, ООО "Шанс" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты", земель населенных пунктов, с разрешенным использованием под многоэтажную жилую застройку, площадью 31860 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", по состоянию на 10 августа 2017 г. в соответствии с его рыночной стоимости в размере равном 51 820 000 рубля, согласно отчету об оценке N... от 11.12.2017 г. об определении рыночной стоимости земельного участка, составленным Обществом с ограниченной ответственностью "Центр развития бизнеса", находящегося по адресу: г. Ставрополь, пр-д Сухумский, д. 40 Б. Установленная рыночная стоимость подтверждена положительным экспертным заключением N... от 28.12.2017 г.
Требования мотивированы тем, что в результате завышенной кадастровой стоимости за принадлежащий на праве собственности земельный участок, оно вынуждено уплачивать налоги в большем размере, что, по его утверждению, нарушает права собственника как плательщика налогов.
Определением суда от 11 декабря 2018 г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, результатом которой рыночная стоимость указанного земельного участка составила 56 677 000 (Пятьдесят шесть миллионов шестьсот семьдесят семь тысяч) рублей.
В судебном заседании Верховного Суда КЧР представитель административного истца - ООО "Шанс" - Антонова Е.А. не возражала против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости земельного участка, в размере его рыночной стоимости 56 677 000 руб, согласно представленному отчету об оценке N... от 11.12.2017 г. об определении рыночной стоимости земельного участка, составленным Обществом с ограниченной ответственностью "Центр развития бизнеса".
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР - Анапиев А.Я, не возражал против удовлетворения в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в части касающейся установленной суммы оставил на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" - Мамедов Т.С. не возражал против удовлетворения заявленных требований, установление кадастровой стоимости оставили на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Правительства Карачаево-Черкесской Республики Ионова Е.И, в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство - в связи со служебными обстоятельствами и невозможностью обеспечения явки преставителя Правительства КЧР, просила провести судебное разбирательство без участия представителя Правительства КЧР.
Заинтересованное лицо мэрия МО г. Черкесска - надлежаще извещенное о месте и времени проведения судебного заседания в судебное заседание не направило своего представителя, об отложении рассмотрения дела на другое время не ходатайствовало.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как разъяснено в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться лицо, владеющее объектом недвижимости на праве собственности.
Данное право также закреплено в ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января г. налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Статья 65 Земельного кодекса РФ, определяя в пункте 1 принцип платности землепользования в форме земельного налога и арендной платы, пунктом 5 устанавливает положение о кадастровой стоимости земельного участка, используемой в целях налогообложения, а также и для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
В связи с чем, можно сделать вывод о том, что действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права ООО "Шанс", нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Установлено, что объект недвижимости от 10.08.2007 года ООО "Шанс" принадлежит земельный участок, с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 31860 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенный по адресу: "адрес", о чем имеется запись в Едином государственном реестре недвижимости от 10 августа 2017 года N б/н. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена в акте определения кадастровой стоимости земельных участков от 10 августа 2017 г. на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2014 г. N 394. Согласно кадастровой справки - выписки из ЕГРН N... от 16 октября 2018 г. о кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу на праве собственности, кадастровая стоимость равна 345 371 320 (триста сорок пять миллионов триста семьдесят одна тысяча триста двадцать) рублей.
Поскольку Правительством КЧР для спорного недвижимого имущества - земельного участка установлена кадастровая стоимость, административный истец, чьи права и обязанности она затрагивает, вправе требовать ее пересмотра при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости.Во исполнение п. 6 ч. 2 ст. 246 КАС РФ ООО "Шанс" обращалось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 31860 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенный по адресу: "адрес", в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Решением от 08.02.2018 г. N 16 комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отказано в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец ООО "Шанс", представил в суд отчет N ОКС-2017-1 от 11.12.2017г, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 10.08.2017 составляет 51 820 000 (пятьдесят один миллион восемьсот двадцать тысяч) рублей составленным Обществом с ограниченной ответственностью "Центр развития бизнеса" находящегося по адресу: г. Ставрополь, пр-д Сухумский, д. 40 Б.
Согласно кадастровой справки - выписки из ЕГРН N... от 16 октября 2018 г. о кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу на праве собственности, кадастровая стоимость равна 345 371 320 (триста сорок пять миллионов триста семьдесят одна тысяча триста двадцать) рублей.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности, определением суда от 11 декабря 2018 г. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка под платную автостоянку по состоянию на 10 августа 2017 г.
Из поступившего в суд заключения судебной оценочной экспертизы N... от 25 февраля 2019 г, проведенной Обществом с ограниченной ответственностью - "Оценочная компания N 1", расположенном по юридическому адресу: "адрес", усматривается, что рыночная стоимость под объектом недвижимости в виде земельного участка, с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 31860 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенный по адресу: Российская Федерация, "адрес" составляет 56 677 000 (Пятьдесят шесть миллионов семьдесят семь тысяч) рублей.
Как следует из статьи 59 КАС РФ, заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Такое доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы (часть 2 ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исследовав заключение эксперта N... от 25 февраля 2019 г. и сопоставив его содержание с материалами дела, суд приходит к выводу, о его соответствии действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеющему высшее образование по специальности "Финансы и кредит" со специализацией "Оценка собственности", стаж работы - 15 лет.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов экспертизы, поскольку заключение эксперта N... от 25 февраля 2019 г. мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
Суд полагает возможным согласиться с представленным экспертным заключением, поскольку доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Участвующие в деле лица ходатайств о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не заявляли.
Исходя из положений статьи 82 КАС РФ и норм Закона об оценочной деятельности, суд признает заключение эксперта N... от 25 февраля 2019 г. надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка под платную автостоянку, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные доказательства, в частности, экспертное заключение, которое суд считает надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, требования истца подлежат удовлетворению с установлением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 31860 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенный по адресу: Российская Федерация, "адрес", равной по состоянию на 10 августа 2017 г. его рыночной стоимости в размере 56 677 000 (Пятьдесят шесть миллионов шестьсот семьдесят семь тысяч) рублей.
Поскольку, согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление, а в суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 19 ноября 2018 г, следовательно, в рассматриваемом случае установленная судом рыночная стоимость подлежит применению с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной оценки, в государственный кадастр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Шанс" к Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, об установлении кадастровой стоимости земельного участка под платную автостоянку равной его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 31860 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенный по адресу: "адрес", равной по состоянию на 10 августа 2017 г. его рыночной стоимости в размере 56 677 000 (Пятьдесят шесть миллионов шестьсот семьдесят семь тысяч) рублей.
Датой обращения Общества с ограниченной ответственностью "Шанс" о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 ноября 2018 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации на период с 1 января 2018 года и до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 31860 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенный по адресу: "адрес", в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд КЧР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Верховного Суда КЧР Аслануков А.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.