судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Паниной П.Е,
судей Егоровой Е.С,
Матвиенко Н.О,
при секретаре Калиниченко В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело Жижченко Александра Владимировича к Администрации г. Алушты Республики Крым, третье лицо - Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Алушта Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления Администрации г.Алушта Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Алушта Республики Крым Стерехова Н.А. на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
Жижченко А.В. обратился с иском в суд, мотивируя требования тем, что решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменений Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, признано его право на завершение оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью 1000 кв.м. После вступления судебного акта в законную силу он обратился в Администрацию г. Алушты с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ. По результатам рассмотрения его заявления Администрацией г. Алушта ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N "О рассмотрении заявления Жижченко А.В.", которым постановлено отказать в предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемый участок не соответствует градостроительной документации. Указывает, что при принятии оспариваемого постановления не были приняты во внимание обстоятельства, установленные судом, а также заключение N от ДД.ММ.ГГГГ отдела градостроительства и архитектуры Лучистовского сельского совета о соответствии принятых планировочных решений утверждённой градостроительной документации "адрес", требованиям градостроительных норм Украины, и иные находящиеся в проекте землеустройства по отводу земельного участка документы.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск Жижченко А.В. удовлетворен частично.
Признано незаконным постановление администрации г. Алушта Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ "О рассмотрении заявления Жижченко А.В.".
На Администрацию г.Алушта Республики Крым возложена обязанность повторно в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Жижченко А.В. о предоставлении в порядке завершения оформления прав на земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый N.
В удовлетворении иной части исковых требований отказано.
Оспаривая законность и обоснованность судебного решения суда первой инстанции в части удовлетворения иска, представитель Администрации г. Алушта Республики Крым Стерехов Н.А. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда первой инстанции отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и неверной оценкой установленных обстоятельств, принять новое решение, которым в иске отказать полностью.
В судебное заседание Администрация г.Алушта явку представителя не обеспечила, о месте и времени судебного заседания апеллянт извещен надлежаще.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя истца Жижченко А.В. Мусаеву Л.С, которая возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как установлено судом первой инстанции, решением Лучистовского сельского совета N от ДД.ММ.ГГГГ "О составлении проекта землеустройства Жижченко А.В." истцу разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, площадью 0,10 га в "адрес", для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений.
На основании решения Лучистовского сельского совета N от ДД.ММ.ГГГГ по заказу истца ООО "Алуштинское земельно - кадастровое бюро" составлен проект землеустройства, который до ДД.ММ.ГГГГ утвержден не был.
В период ДД.ММ.ГГГГ г.г. истцом получены положительные заключения Крымского бассейнового управления водных ресурсов Государственного комитета по водному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ, отдела градостроительства и архитектуры Лучистовского сельского совета N от ДД.ММ.ГГГГ, Республиканского комитета АР Крым по лесному и охотничьему хозяйству N от ДД.ММ.ГГГГ, КРП "Противооползневое управление" N-А от ДД.ММ.ГГГГ, управления градостроительства и архитектуры Алуштинского городского совета N от ДД.ММ.ГГГГ, Алуштинской СЭС N от ДД.ММ.ГГГГ, Государственной Азово-Черноморской экологической инспекции N от ДД.ММ.ГГГГ, управления экологической инспекции Южно - Крымского региона N/з от ДД.ММ.ГГГГ. В справке исполнительного комитета Лучистовского сельского совета АР Крым N от ДД.ММ.ГГГГ указано, что спорный земельный участок отнесен к категории земель запаса общественной и жилой застройки.
В 2013 году истцом получена справка Лучистовского сельского совета N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой расположение земельного участка в с. "адрес"ю 0,100 га, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений решением N от ДД.ММ.ГГГГ, не противоречит градостроительной документации (Генеральный план "адрес"), утвержденной решением N от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, заключениями комиссии по землеустройству N от ДД.ММ.ГГГГ и N-а/15 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность Жижченко А.В.
В письме-заключении управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Алушта от ДД.ММ.ГГГГ N указано, что размещение испрашиваемого земельного участка не соответствует градостроительной документации, а именно: генеральному плану поселка Семидворье Лучистовского сельского совета, утвержденному решением Лучистовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении генерального плана застройки "адрес", актуализированному решением N от ДД.ММ.ГГГГ "О генеральном плане "адрес" сельского совета", испрашиваемый земельный участок расположен на спец.территории.
На обращение Жижченко А.В. в порядке завершения оформления права на земельный участок Администрацией г.Алушта ДД.ММ.ГГГГ постановлением N "О рассмотрении заявления Жижченко А.В.", отказано в предоставлении земельного участка, со ссылкой на пункт 6 части 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК (ред. от 28.12.2017) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" в связи с несоответствием земельного участка градостроительной документации.
Удовлетворяя частично исковые требования Жижченко А.В, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком Администрацией г.Алушта решение принято без достаточных на то оснований, по неполным данным.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
Согласно статье 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Из принципа законности, который является основополагающим для функционирования всех публичных органов власти Российской Федерации, в том числе для системы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, вытекает принцип правовой определенности и предсказуемости решений указанных органов. В частности, в Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 2794-О Конституционный Суд РФ указал на необходимость соблюдения конституционных принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав. Это означает, что решения органов государственной власти и органов местного самоуправления должны быть предсказуемыми. Гражданское общество должно понимать, какие решения органов публичной власти будут приняты в отношении прав, закрепленных в Конституции РФ. В равной степени это относится и к реализации гражданами прав, закрепленных в законодательных актах субъекта федерации.
Отсюда следует, что правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Поскольку в материалах дела имеются противоречивые сведения относительно местонахождения земельного участка и его соответствия генеральному плану поселка Семидворье Лучистовского сельского совета, разрешение вопроса о предоставлении земельного участка при таких обстоятельствах преждевременно.
При повторном рассмотрении обращения Жижченко А.В. ответчику необходимо устранить эти противоречия и достоверно установить местонахождение земельного участка, его соответствие (несоответствие) градостроительному законодательству, планировке территорий, видам территориальных зон, классификации угодий, установить наличие либо отсутствие ограничений в отношении использования земельного участка, провести тщательную проверку заявления Жижченко А.В. и представленных им материалов, по результату проверки с соблюдением требований части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которыми установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, а также в строгом соответствии с положениями ст.13 Закона N 38-3PK, которой предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельных участков, разрешить заявление Жижченко А.В.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы Администрации г.Алушты не опровергают правильные выводы суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрацией г. Алушты не принималось решение об утверждении проекта землеустройства Жижченко А.В, что, по мнению апеллянта, является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок, судебной коллегией отклоняется, поскольку в силу положений ч. ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 38-3PK завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату, а не об ее утверждении.
Довод апелляционной жалобы о расположении земельного участка "на специальной территории" не заслуживает внимания, поскольку Земельный кодекс Российской Федерации такого понятия как "специальная территория" не содержит, а вопрос нахождения испрашиваемого земельного участка в пределах либо за пределами зоны с особыми условиями использования территории надлежит разрешить при повторном рассмотрении заявления Жижченко А.В. на основе всестороннего исследования фактических обстоятельств.
Поскольку решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, оно является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации г. Алушта Республики Крым Стерехова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.