Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
И.А. Харченко
судей
И.И. Мотиной
Н.О. Матвиенко
при секретаре судебного заседания
Д.Н. Побережной
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Коваль Марины Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 31 января 2019 года, которым исковые требования удовлетворены частично, -
установила:
14 декабря 2018 года Коваль М.И. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным и об обязательстве выполнить определенные действия.
Заявленные требования мотивированы тем, что 04.10.2018 года истец обратилась в отдел Пенсионного фонда в городе Армянске Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N 400-ФЗ и предоставив документы, подтверждающие наличие необходимого стажа. Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) N 32 от 14.11.2018 года истцу было отказано в назначении пенсии, на том основании, что у неё отсутствует необходимый льготный стаж. С данным решением истица не согласна, поскольку её специальный стаж составляет более 25 лет, а ответчик неправомерно не принял во внимание следующие периоды работы: с 01.01.2001 года по 31.12.2014 года, с 01.01.2015 года по 14.06.2015 года, с 01.07.2015 года по 19.10.2018 года в детской музыкальной школе города Армянска. В связи с изложенным, истица вынуждена обратиться в суд с указанным иском, в котором просит:
признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) от 14.11.2018 года N 32 об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика;
включить в общий трудовой и страховой стаж периоды работы с 01.01.2001 года по 31.12.2014 года, с 01.01.2015 года по 14.06.2015 года, с 01.07.2015 года по 19.10.2018 года в детской музыкальной школе города Армянска и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 04.10.2018 года.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 31 января 2019 года исковые требования Коваль Марины Ивановны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным и об обязательстве выполнить определенные действия - удовлетворены частично.
Признано решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) N 32 от 14.11.2018 года об отказе в установлении пенсии Коваль Марине Ивановне - незаконным.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) включить в стаж работы, который даёт право на назначение досрочной пенсии по старости, Коваль Марины Ивановны периоды работы с 01.01.2001 года по 31.12.2014 года в детской музыкальной школе города Армянска в должности преподавателя по классу фортепиано, с 01.01.2015 года по 14.06.2015 года, 01.07.2015 года по 31.12.2017 года в МКОУ ДО "Детская музыкальная школа" города Армянска Республики Крым в должности преподавателя по классу фортепиано, и с 01.01.2018 года по 03.10.2018 года в МБУ ДО "Детская школа искусств" города Армянска Республики Крым в должности преподавателя по классу фортепиано.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) назначить Коваль Марине Ивановне согласно пункту 19 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года, досрочно страховую пенсию по старости с 04.10.2018 года.
В остальной части исковых требований - отказано.
Не согласившись с таким решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) 25 февраля 2019 года подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. Основные доводы жалобы заключаются в том, что судом при принятии оспариваемого решения не учтено, что стаж работы истца, дающий право на досрочную страховую пенсию в соответствии с подп.19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 11 лет 3 месяца 15 дней. Исключены из подсчёта страхового стажа за работу как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность по пп.19 пункта 1 статьи 30 Закона N 400 ФЗ следующие периоды работы: с 01.01.2001 года по 31.12.2014 года, с 01.01.2015 года по 14.06.2015 года, с 01.07.2015 года по 19.10.2018 года в детской музыкальной школе города Армянска, в соответствии с пунктом 12 правил исчисления периодов работы Постановления N 781 от 29.10.2002 года, поскольку отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке на 01.01.2001 года не менее 16 лет 8 месяцев.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, явку своих полномочных представителей не обеспечили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждено материалами дела.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствии сторон и их уполномоченных представителей, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Так, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Коваль Марина Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка "адрес"а "адрес" (листы дела 5-6).
Согласно копии трудовой книжки серии БТ-П N 2825387 от 10.09.1989 года выданной на имя Коваль (Слободенюк, Батусова, Грибоненко) Марины Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец с 21.08.1989 года и по настоящее время работает в Армянской детской музыкальной школе преподавателем по классу фортепиано (листы дела 7-16).
Решением ГУ Управления ПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 14.11.2018 года за N 32 истцу отказано в установлении пенсии, поскольку отсутствует льготный стаж: подлежат включению для назначения пенсии следующие периоды работы: с 21.08.1989 года по 31.05.1997 года, с 08.06.1997 года по 11.08.1997 года, с 27.08.1997 года по 17.08.1998 года, с 23.08.1998 года по 31.12.2000 года; календарная продолжительность указанных периодов работы составляет 11 лет 3 месяца 15 дней. Не включены периоды работы: с 01.01.2001 года по 31.12.2014 года, с 01.01.2015 года по 14.06.2015 года, с 01.07.2015 года по 19.10.2018 года в детской музыкальной школе города Армянска, так как по состоянию на 01.01.2001 года стаж работы на должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 года менее 16 лет 8 месяцев, периоды работы после 01.01.2001 года не подлежат включению в педагогический стаж, определяющий право на пенсию согласно п.п. 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ (листы дела 26-29).
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, N35 от 04.10.2018 года, выданной МКОУ ДО "Детская музыкальная школа" города Армянска Республики Крым на имя истицы, она действительно работает в Детской музыкальной школе города Армянск преподавателем по классу фортепиано с 21.08.1989 года. За данный период времени предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы с 01.06.1997 года по 07.06.1997 года, с 12.08.1997 года по 26.08.1997 года, с 18.08.1998 года по 22.08.1998 года, с 06.08.2003 года по 12.08.2003 года, с 30.12.2008 года по 31.12.2008 года (листы дела 17-25).
Положения статьи 6 (часть 2), статьи 15 (часть 4), статьи 17 (часть 1), статей 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Разрешая спор по данному гражданскому делу, суд первой инстанции верно руководствовался пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", положениями пункта 19 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года, согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждении для детей, независимо от их возраста, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, а также Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 "О списках работ, профессий, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ о трудовых пенсиях в РФ, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее правила).
Так, в стаж работы засчитывается в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1-1.14 раздела "Наименования учреждений" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименования учреждений" списка.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", законодательство РФ об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.2015 года.
В соответствии со статьей 2 пунктом 4 ФЗ от 22.12.2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки)", а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", особенности по реализации права граждан на пенсионное обеспечение устанавливаются ФЗ от 21.07.2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Страховое обеспечение по общеобязательному государственному пенсионному страхованию, причитающееся гражданам, подлежавшим общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством, действующим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31.12.2014 года включительно, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с 1 января 2015 года за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 ФЗ от 21.07.2014 года N 208-ФЗ (редакция от 03.07.2016 года) "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Согласно пункту 1 статьи 7 ФЗ от 05.05.2014 года N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Согласно пункту 4 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Спорные периоды работы до 31.12.2014 года имели место, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
В соответствии с пунктом "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 года N 1788-Х?? работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с Перечнем заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Кабинетом Министров Украины от 04.11.1993 года N 909. В разделе первом этого Перечня определены музыкальные школы, а также должности, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, в том числе должность преподавателя.
Законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение нормы часов педагогической работы. Также, в законодательстве Украины нет нормы о наличии льготного стажа по состоянию на 01.01.2001 года не менее 16 лет 8 месяцев.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что спорные периоды работы истца до 31.12.2014 года подлежат включению в специальный педагогический стаж.
Что касается периодов работы с 01.01.2015 года по 14.06.2015 года, с 01.07.2015 года по 19.10.2018 года, то суд первой инстанции исходил из следующего: в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Поэтому ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В периоды работы истицы до 31 декабря 2014 год действовало Постановление Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 года N 909 "Об утверждении Перечня учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет", согласно которому работа в должности преподавателя музыкальной школы давало право на пенсию по выслуге лет.
Суд верно установил, что истица не меняла ни должность, ни место работы, в настоящее время, продолжает работать. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные периоды с 01.01.2015 года по 14.06.2015 года, с 01.07.2015 года по 19.10.2018 года работы в качестве преподавателя детской музыкальной школы подлежат включению в специальный стаж Коваль М.И. для назначения досрочной пенсии. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение.
Кроме того, суд первой инстанции учел, что пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" Списка от 29.10.2002 года N 781 предусмотрены учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения), включая детскую школу искусств, в том числе по виду (видам) искусств предусмотрена должность "педагог дополнительного образования".
На основании Решения V сессии I созыва от 04.12.2014 года N 43 п.1.15 "О переименовании образовательных учреждений, действующих на территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым и приведении их учредительных документов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации" изменено наименование "Детская музыкальная школа" на Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа" города Армянска Республики Крым.
Постановлением Главы Администрации города Армянска Республики Крым от 21.11.2017 года N 8/53 "Об изменении типа муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования "Детская музыкальная школа" города Армянска в целях создания Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" города Армянска Республики Крым" данное учреждение переименовано на Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" города Армянска Республики Крым с 01.01.2018 года.
Учитывая, что периоды, которые нашли своё подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточны истцу для назначения пенсии по старости, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для назначения истцу пенсии со дня обращения - с 04.10.2018 года.
В части спорного периода с 01.07.2015 года по 19.10.2018 года иск судом первой инстанции удовлетворён частично с 01.07.2015 года по 31.12.2017 года и с 01.01.2018 года по 03.10.2018 года, ввиду того, что истица обратилась с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган 04.10.2018 года.
Судебная коллегия не дает оценки решению суда первой инстанции в этой части в соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что истец решение суда не обжалует, а апелляционная жалоба ответчика не содержат правовых доводов к отмене решения суда в этой части.
Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, которое определяется характером спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые недопустимо.
Мотивы частичного удовлетворения иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.
Принимая во внимание изложенное выше, вопреки доводам апелляционной жалобы, коллегия судей в полной мере соглашается с решением суда первой инстанции о признании незаконным решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) N 32 от 14.11.2018 года об отказе в установлении пенсии, и полагает, что суд обоснованно обязал пенсионный орган включить истцу в стаж работы периоды работы с 01.01.2001 года по 31.12.2014 года, с 01.01.2015 года по 14.06.2015 года, с 01.07.2015 года по 03.10.2018 года в детской музыкальной школе города Армянска и страховую пенсию по старости с 04.10.2018 года.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания заявленных в суде первой инстанции возражений ответчика, однако эти доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
определила:
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 31 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.А. Харченко И.И. Мотина
Судьи
Н.О. Матвиенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.