Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р,
судей Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
при секретаре Дермоян Т.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Маслыгиной Галины Павловны об оспаривании отказа администрации г. Бахчисарая Республики Крым в проведении мероприятий по постановке на кадастровый учёт и передаче в собственность земельного участка
по апелляционной жалобе представителя Маслыгиной Галины Павловны - Кулинич Николая Николаевича на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 января 2019 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р, пояснения представителя административного истца Кулинич Н.Н, судебная коллегия
установила:
Маслыгина Г.П. обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В обоснование указала, что решением 33 сессии 5 созыва Бахчисарайского городского совета АР Крым от 29 октября 2009 г..N 647 п.п. 4 ей было дано разрешение на составление технической документации по выдаче государственного акта о праве частной собственности на земельный участок, ориентировочной площадью 0,0300 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в "адрес". Во исполнения указанного решения, административным истцом был разработан проект землеустройства по отводу вышеуказанного земельного участка в собственность. Однако, по независящим от Маслыгиной Г.П. причинам данный проект Бахчисарайским городским советом АР Крым согласован не был. В связи с тем, что решение Бахчисарайского городского совета АР Крым от 29 октября 2009 г..N 647 п.п.4 было принято в период, указанный в части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г..N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", 23 октября 2018 г..представителем административного истца в администрацию г..Бахчисарая Республики Крым было подано заявление, в котором он просил утвердить схему расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане территории, принять меры по его постановке на кадастровый учёт и принять соответствующее решение о выделении Маслыгиной Г.П. бесплатно в собственность данный земельный участок.
Письмом администрации г..Бахчисарая Республики Крым от 16 ноября 2018 г..N 02.9-13/3282 административному истцу отказано в передаче в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке завершения оформления прав на земельный участок в связи с тем, что представленное им решение 33 сессии 5 созыва Бахчисарайского городского совета АР Крым от 29 октября 2009 г..N 647 п.п. 4 утратило силу 21 января 2012 г..По мнению административного истца, данный отказ является незаконным, поскольку при принятии Бахчисарайским городским советом АР Крым решения от 29 октября 2009 г..N 647 п.п. 4, у него отсутствовали полномочия по установлению сроков действия такого решения.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Бахчисарайский городской совет АР Крым.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 января 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Маслыгиной Г.П. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной представителем Маслыгиной Г.П. - Кулинич Н.Н. ставится вопрос об отмене судебного акта, ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не учтено, что после внесения изменений Законом Республики Крым от 10 апреля 2018 г. N 481/ЗРК/2018 в часть 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", положения указанного закона больше не содержит требований, чтобы решение о даче разрешения на разработку документации по землеустройству было действующим. Пункт 3 решения 33 сессии 5 созыва Бахчисарайского городского совета АР Крым от 29 октября 2009 г. N 647 п.п. 4, которым был установлен срок его действия, на момент принятия такого решения противоречил законодательству Украины и позиции Конституционного Суда Украины. На момент принятия указанного решения в статью 151 Земельного кодекса Украины были внесены изменения, в соответствии с которыми были сняты ограничения по сроку действия разрешения на разработку проектов землеустройства. В материалах административного дела имеется копия проекта землеустройства, из которого усматривается, что административным истцом в период с 2009 года по 2013 год совершались активные действия, направленные на изготовление указанного проекта для его дальнейшего согласования. Однако, по независящим от Маслыгиной Г.П. причинам данный проект Бахчисарайским городским советом АР Крым согласован не был.
В судебном заседании представитель Маслыгиной Г.П. по нотариально удостоверенной доверенности от 11 сентября 2018 г, Кулинич Н.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального права.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Из материалов административного дела следует, что решением 33 сессии 5 созыва Бахчисарайского городского совета АР Крым от 29 октября 2009 г. N 647 п.п. 4 Маслыгиной Г.П. дано разрешение на составление технической документации по выдаче государственного акта о праве частной собственности на земельный участок, ориентировочной площадью 0,0300 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в г. Бахчисарае по ул. Лермонтова, 3а.
Пунктом 3 данного решения установлено, что оно действительно в течение 1 (одного) года.
Во исполнения вышеуказанного решения 10 июня 2010 г. Маслыгиной Г.П. с Обществом с ограниченной ответственностью "Земляне" заключён договор на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, и в 2010 году указанный проект был изготовлен.
Решением 3 сессии 6 созыва Бахчисарайского городского совета АР Крым от 21 января 2011 г. N 68-д внесены изменения в решение 33 сессии 5 созыва Бахчисарайского городского совета АР Крым от 29 октября 2009 г. N 647 п.п. 4, которым пункт 1 решения изложен в следующей редакции: "Дать разрешение на разработку проекта отвода по выдаче государственного акта в частную собственность на земельный участок, ориентировочной площадью 0,0300 га для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек по "адрес" в "адрес" гр. Маслыгиной Г.П.", в пункте 3 гр. Маслыгиной Г.П. продлён срок исполнения решения до 1 (одного) года со дня принятия.
23 октября 2018 г. представителем Маслыгиной Г.П. - Кулинич Н.Н. в администрацию г. Бахчисарая Республики Крым подано заявление, в котором он просил утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала: N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 300 кв.м, принять меры по постановке на кадастровый учёт указанный земельный участок, а также принять соответствующее решение о выделении Маслыгиной Г.П. бесплатно в собственность данный земельный участок.
Письмом администрации г. Бахчисарая Республики Крым от 16 ноября 2018 г. N 02.9-13/3282 административному истцу отказано в передаче в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке завершения оформления прав на земельный участок в связи с тем, что решение 33 сессии 5 созыва Бахчисарайского городского совета АР Крым от 29 октября 2009 г. N 647 п.п. 4, решение 3 сессии 6 созыва Бахчисарайского городского совета АР Крым от 21 января 2011 г. N 68-д утратили силу 21 января 2012 г, и не были исполнены административным истцом.
Полагая, что вышеуказанный отказ является незаконным, административный истец обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что административным истцом до настоящего времени, с момента принятия решения органом местного самоуправления от 29 октября 2019 г, в т.ч. с учётом продления срока его действия на 1 год, проект землеустройства в установленном порядке не утверждён по неизвестным обстоятельствам, что может свидетельствовать об утрате последним интереса к оформлению земельного участка в период действия решения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 19 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения (статья 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ (в редакции от 28 декабря 2017 г, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции от 31 июля 2018 г, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершений оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон) (пункт 1 Порядка).
В силу п. 4. Порядка (в редакции от 18 апреля 2017 г, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
Из материалов административного дела следует, что при обращении представителя административного истца в администрацию г. Бахчисарая Республики Крым с заявлением от 23 октября 2018 г, к нему были приложены, в т.ч. копии решения 33 сессии 5 созыва Бахчисарайского городского совета АР Крым от 29 октября 2009 г. N 647 п.п. 4 и решения 3 сессии 6 созыва Бахчисарайского городского совета АР Крым от 21 января 2011 г. N 68-д, в соответствии с которыми Маслыгиной Г.П. дано разрешение на разработку проекта отвода по выдаче государственного акта в частную собственность на земельный участок.
Законом Украины от 5 ноября 2009 г. N1702 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения права собственности на землю" статья 151 Земельного кодекса Украины была изложена в новой редакции, в которой норма о сроке действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований ее отвода была исключена.
Таким образом, решение Бахчисарайского городского совета АР Крым от 29 октября 2009 г. N 647 (включая пункт 3) было принято до внесения соответствующих изменений в статью 151 Земельного кодекса Украины.
В связи с чем, доводы подателя апелляционной жалобы о том, что при принятии Бахчисарайским городским советом АР Крым решения от 29 октября 2009 г. N 647 п.п. 4, у него отсутствовали полномочия по установлению сроков действия такого решения, являются несостоятельными.
Однако, поскольку часть 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции от 31 июля 2018 г, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), не предусматривала требований о необходимости предоставления решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, действовавшего по состоянию на 21 марта 2014 г, ссылка административного ответчика в оспариваемом письме от 16 ноября 2018 г. на утрату представленными решениями Бахчисарайского городского совета АР Крым силы, не могла служить основанием для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления прав.
В обоснование своей позиции Маслыгиной Г.П. в материалы административного дела представлены, в т.ч. Исполнительного комитета Бахчисарайского городского совета АР Крым о присвоении почтового адреса строящемуся жилому дому от 16 июня 2009 г. N182-б, проект землеустройства по отводу земельного участка от 2010 года, выкипоровка из градостроительной документации, согласованная главой Бахчисарайского городского совета АР Крым от 10 февраля 2011 г, характеристика на земельный участок N95 от 10 февраля 2011 г, условия отвода земельного участка от 17 февраля 2012 г, решение Бахчисарайского городского совета АР Крым от 2012 г. об отводе земельного участка в собственность Маслыгиной Г.П, заключение о согласовании проекта отвода земельного участка от 26 июня 2012 г, техническая документация по детальному почвенному исследованию земельного участка от 15 октября 2012 г.
Вышеуказанные документы позволяют прийти к выводу о том, что после принятия Бахчисарайским городским советом АР Крым решений от 29 октября 2009 г. N 647 п.п. 4 и от 21 января 2011 г. N 68-д, административным истцом предпринимались активные действия, направленные на изготовление указанного проекта для его дальнейшего согласования.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что с момента принятия решения органом местного самоуправления от 29 октября 2019 г, в т.ч. с учётом продления срока его действия на 1 год, проект землеустройства в установленном порядке не утверждён по неизвестным обстоятельствам, что может свидетельствовать об утрате административным истцом интереса к оформлению земельного участка в период действия решения, нельзя признать правильным.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы в указанной части, заслуживают внимания.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного искового заявления нельзя признать законным и обоснованным.
Исходя из обстоятельств административного дела, восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов заявителя и направленной на его устранение, будет повторное рассмотрение административным ответчиком заявления представителя Маслыгиной Г.П. - Кулинич Н.Н. от 23 октября 2018 г. о завершении оформления права на земельный участок.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 января 2019 г. и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу представителя Маслыгиной Галины Павловны - Кулинич Николая Николаевича - удовлетворить.
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 января 2019 г. - отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Маслыгиной Галины Павловны удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Бахчисарая Республики Крым, изложенный в ответе исх. N 02.9-13/3282 от 16 ноября 2018 г, в проведении мероприятий по постановке на кадастровый учёт и передаче Маслыгиной Галине Павловне земельного участка, расположенного в "адрес", в порядке завершения оформления прав.
Возложить на администрацию г. Бахчисарая Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление представителя Маслыгиной Галины Павловны - Кулинич Николая Николаевича от 23 октября 2018 г. о завершении оформления права на земельный участок.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.