Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе: председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Васляева В.С. и Кутлановой Л.М,
при секретаре Аксеновой А.В,
рассмотрела в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карвенова Б.С. к администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка по апелляционной жалобе Карвенова Б.С. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 6 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Кутлановой Л.М, объяснения Карвенова Б.С. и его представителя Ильжиринова В.И, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя администрации Яшалтинского РМО Маклаковой Е.В, судебная коллегия,
установила:
Карвенов Б.С. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Решением Яшалтинского районного суда от 11 мая 2016 года, вступившим в законную силу, суд обязал внутрихозяйственную комиссию сельскохозяйственного производственного кооператива при Багатугтунском сельском муниципальном образовании Яшалтинского района включить его в списки претендентов на получение земельной доли как наследника по закону умершего отца ФИО1. Протоколом N 41 заседания внутрихозяйственной комиссии от 20 сентября 2016 года Карвенов Б.С. включен в список претендентов на получение земельной доли вместо умершего отца ФИО1. В феврале 2019 года он обратился в администрацию Яшалтинского РМО с заявлением о предоставлении ему в общую долевую собственность земельного участка. Отказывая в предоставлении земельного участка, администрация Яшалтинского РМО в письме от 11 февраля 2019 года сослалась на отсутствие законных оснований для этого, регулировавшие возникшие правоотношения нормы закона утратили силу. Считает отказ незаконным, на момент признания утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года N 177-IV-3 "О регулировании земельных отношений" и Порядка оформления прав граждан на земельные доли, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003 года N 178, истец решением внутрихозяйственной комиссии уже был включен в список лиц на бесплатное получение земельной доли. Вопрос о предоставлении земельного участка должен быть разрешен в соответствии с ранее действовавшим порядком при отсутствии иного, установленного законом. В противном случае возникает неопределенность в части реализации административным истцом признанного за ним решением суда права на получение в собственность бесплатно земельной доли, и оно лишается всякого смысла, что является недопустимым.
Просил признать незаконным отказ администрации Яшалтинского РМО в предоставлении ему в общую долевую собственность земельного участка.
Решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 6 марта 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Карвенова Б.С. отказано.
В апелляционной жалобе Карвенов Б.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что на момент признания утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года N177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" и Порядка оформления прав граждан на земельные доли, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003 года N 178, он подлежал включению в список лиц на бесплатное получение земельной доли. Об этом свидетельствуют его многочисленные обращения к главе Багатугтунского СМО, который также является председателем внутрихозяйственной комиссии СМО. Ему было отказано в консультативной помощи в оформлении необходимого для получения земельной доли пакета документов. Прокуратурой района в адрес главы Багатугтунского СМО было вынесено представление об устранении нарушений. Отказ администрации Яшалтинского РМО ущемляет его конституционное право иметь в частной собственности землю.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) и решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возможно при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания незаконным отказа администрации Яшалтинского РМО в предоставлении Карвенову Б.С. земельного участка, поскольку на момент признания утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений" и Порядка оформления прав граждан на земельные доли, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003 года N 178, административный истец не был включен в список лиц на бесплатное получение земельной доли.
С указанными выводами суда первой инстанции следует согласиться.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 4 статьи 10 названного Федерального закона земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной основе или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3 и 4 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года N177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", признанными утратившими силу Законом Республики Калмыкия от 22 декабря 2015 года N 165-V-З, был установлен перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное получение земельной доли, и порядок определения размера этой земельнойдоли.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003 года N 178 был утвержден Порядок оформления прав граждан на земельныедоли, согласно которому собрание граждан, имеющих право на безвозмездное получение земельнойдоли, принимает решение об оформлении прав на земельныедолив общую долевую собственность и выбирает (определяет) представителей для работы в составе внутрихозяйственной комиссии с дальнейшим направлением указанного решения в районную комиссию. Решение оформляется протоколом собрания (пункты 5 и 7 Порядка).
Для передачи гражданам земли, находящейся в государственной собственности, создаются районные комиссии, в состав которых входят представители администрации районного муниципального образования, управления (отдела) сельского хозяйства администрации районного муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Руководство районной комиссией возлагается на главу администрации РМО. Для оформления прав собственников земельныхдолей формируются внутрихозяйственные комиссии (пункты 2 и 4 Порядка).
К числу полномочий внутрихозяйственной комиссии относилось, в частности, организация проведения инвентаризации сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность, составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на получение земельныхдолей, определение размеров земельныхдолей, рассмотрение обращений граждан по вопросам оформления прав на земельные доли и направление в районную комиссию необходимого пакета документов для дальнейшего рассмотрения (пункты 6 и 12 Порядка).
Согласно пункту 13 Порядка администрация РМО после получения от районной комиссии пакета документов в двухнедельный срок принимает решение о передаче гражданам земли в общую долевую собственность; в месячный срок подготавливает выписки из указанного решения для предоставления их гражданам - участникам общей долевой собственности.
Указанный Порядок постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 февраля 2016 года N 52 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Калмыкия" признан утратившим силу.
Судом установлено, что решением главы Багатугтунского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, Председателя Собрания депутатов Багатугтунского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (ахлачи) ФИО2 от 15 июля 2015 года полномочия Багатугтунского сельского муниципального образования по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Яшалтинскому районному муниципальному образованию Республики Калмыкия (л.д. 12).
Как следует из материалов дела, решением Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 11 мая 2016 года, вступившим в законную силу 15 июня 2016 года, на внутрихозяйственную комиссию при Багатугтунском сельском муниципальном образовании Яшалтинского района Республики Калмыкия возложена обязанность включить Карвенова Б.С. в списки претендентов на получение земельной доли, как наследника по закону умершего отца ФИО1 (л.д. 8 с оборотом).
Из протокола N 41 заседания внутрихозяйственной комиссии Багатугтунского сельского муниципального образования Яшалтинского района Республики Калмыкия от 20 сентября 2016 года следует, что комиссией принято решение о включении Карвенова Б.С. в список претендентов на получение земельной доли вместо умершего отца ФИО1 (л.д. 9).
Согласно материалам дела ФИО1 состоит в списке пайщиков по КСП имени Кирова Яшалтинского района Республики Калмыкия на 1993 год от 1 января 1993 года (л.д. 10-11).
7 февраля 2019 года Карвенов Б.С. обратился в администрацию Яшалтинского РМО с заявлением о предоставлении земельного участка на праве общей долевой собственности как наследника по закону вместо умершего отца ФИО1 (л.д. 6).
Отказывая в предоставлении земельного участка, администрация Яшалтинского РМО в письме от 11 февраля 2019 года сослалась на то, что Закон Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле", Порядок оформления граждан на земельные доли, утвержденный постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 февраля 2016 года N 52, а также пункты 3 и 4 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" утратили силу.
Поскольку решение Яшалтинского районного суда от 11 марта 2016 года, которым Карвенов Б.С. включен в список претендентов на получение земельной доли, принято после того, как вышеназванные законы и их отдельные положения, нормативный правовой акт, регулировавшие вопросы формирования такого рода списков, были признаны утратившими силу, то отказ Яшалтинского РМО в удовлетворении заявления истца о предоставлении земельного участка является законным.
Доводы жалобы Карвенова Б.С. о том, что на момент признания утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года N177-IV-З и Порядка оформления прав граждан на земельные доли, он подлежал включению в список граждан на получение земельной доли являются несостоятельными.
Материалами дела установлено, что решение о включении Карвенова Б.С. в список претендентов на получение земельной доли принято 20 сентября 2016 года после поступления во внутрихозяйственную комиссию Багатугтунского сельского муниципального образования Яшалтинского района Республики Калмыкия решения районного суда от 11 мая 2016 года.
Согласно информации Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия заявление Карвенова Б.С. о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения поступило в администрацию 7 февраля 2019 года. 13 ноября 2017 года поступило ходатайство Главы Багатугтунского сельского муниципального образования Республики Калмыкия ФИО3 о выделении Карвенову Б.С. земельной доли. Ранее никаких обращений от Карвенова Б.С. в Администрацию не поступало.
Сообщением прокуратуры Яшалтинского района Республики Калмыкия от 27 декабря 2017 года N 353ж-2017 подтверждается обращение Карвенова Б.С. в адрес Главы Багатугтунского СМО с заявлением о выделении земельной доли 25 октября 2017 года, что также имело место после признания норм закона, регулировавших возникшие правоотношения, утратившими силу.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ФИО1 в период с 1 января 1993 года (данные о нахождении его в списке пайщиков по КСП имени Кирова) по 1 января 1995 года (дата смерти), а в последующем до 24 февраля 2016 года (признание утратившим силу постановления Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003 г. N 178 "О Порядке оформления прав граждан на земельные доли") Карвенов Б.С. в соответствии с требованиями ранее действовавшего порядка оформления прав граждан на земельные доли с заявлениями в сельское муниципальное образование о включении в список претендентов на получение земельной доли не обращались. Следовательно, документы претендента внутрихозяйственной комиссией в районную комиссию не могли быть переданы ввиду их отсутствия, соответствующее решение районным муниципальным образованием о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения также не могло быть принято.
Не имеют правового значения для разрешения заявленных требований и не влекут отмену судебного акта доводы представителя истца Ильжиринова В.И. о том, что доля, принадлежащая ФИО1 (отцу Карвенова Б.С.), подлежит передаче истцу в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" Закон N 101-ФЗ был дополнен статьей 12.1 "Невостребованные земельные доли".
В силу пунктов 1, 2 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана, в частности, земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в пункте 1 данной статьи: земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В данном случае суд апелляционной инстанции не установилсовокупности оснований, предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для признания оспариваемого решения незаконным.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным, доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, выводы суда не опровергают.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 6 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Карвенова Б.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи В.С. Васляев
Л.М. Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.