Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Хадонова С.З,
судей Гатеева С.Г, Моргоева Э.Т,
при секретаре Гагкаевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гогичаевой Н.Г, Айдарова А.В. к МВД по Республике Северная Осетия-Алания о признании решения комиссии от 29 декабря 2017 года N30 об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца незаконным, его отмене, восстановлении и продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, по апелляционной жалобе Гогичаевой Н.Г, Айдарова А.В. на решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 22 октября 2018 года, которым постановлено:
Административные исковые требования Гогичаевой Н.Г, Айдарова А.В, к МВД по Республике Северная Осетия-Алания о признании решения комиссии по продлению срока действия статуса вынужденного переселенца Управления по вопросам миграции МВД по Республике Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2017 года N... об отказе в продлении административным истцам срока действия статуса вынужденного переселенца незаконным, его отмене, восстановлении и продлении административным истцам срока действия статуса вынужденного переселенца - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Моргоева Э.Т, возражения по доводам апелляционной жалобы представителя МВД по РСО-Алания Климатовой В.В, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
установила:
Гогичаева Н.Г. и Айдаров А.В. обратились с административными исковыми требованиями к МВД по Республике Северная Осетия-Алания и просили: признать решение комиссии по продлению срока действия статуса вынужденного переселенца УВМ МВД по Республике Северная Осетия - Алания от 29 декабря 2017 года N... об отказе в продлении им срока действия статуса вынужденного переселенца незаконным, отменить его, восстановить и продлить им статус вынужденного переселенца с 29 декабря 2017 года.
В судебном заседании суда первой инстанции административные истцы Гогичаева Н.Г. и Айдаров А.В. предъявленные требования поддержали и просили их удовлетворить.
Адвокат Гогичаевой Н.Г. и Айдарова А.В - Муриев Э.А. в судебном заседании суда первой инстанции административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика МВД по РСО-Алания - Климатова В.В. в судебном заседании суда первой инстанции административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.
По делу постановлено вышеприведенное решение, с которым не согласились Гогичаева Н.Г. и Айдаров А.В.
В апелляционной жалобе Гогичаева Н.Г. и Айдаров А.В. просят отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, которым удовлетворить их административные исковые требования.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Гогичаева Н.Г. и Айдаров А.В. не явились. О времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены. О причинах неявки судебную коллегию не уведомили. Судебная коллегия на основании ст.ст.150,152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 года N 4530-1 (далее - Закон) определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
Судом достоверно установлено, что Гогичаев Г.Н, Гогичаев З.Г, Гогичаева Н.Г, Гогичаев (Айдаров) А.В. зарегистрированы в качестве вынужденных переселенцев 25 декабря 2001 года.
Из материалов следует, что Гогичаева Н.Г. вступила в зарегистрированный брак с Айдаровым В.А. 25 июля 2007 года, о чем выдано свидетельство о заключении брака (повторное) от... года 1...
Действия статуса ежегодно продлевался, последний раз до 25 декабря 2017 года (выписка из протокола N27 от 30 декабря 2016 года).
Решением УФМС России по Республике Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2017 года отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца Гогичаеву З.Г, в связи с обустройством.
На основании договора купли-продажи от 29 июня 2001 года, Айдаров В.А. приобрел жилой дом литер "А", расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Дигорский район, с. Кора-Урсдон, ул.Степная, д.10.
Таким образом, члену семьи Гогичаевой Н.Г. (муж) и Айдарова А.В. (сын) - Айдарову В.А. принадлежало на праве собственности жилое помещение.
Зарегистрированное... года право собственности Айдарова В.А. на указанный объект недвижимости прекращено... года.
Решением мирового судьи судебного участка Алагирского судебного района от 05 апреля 2018 года брак между Айдаровым В.А. и Гогичаевой Н.Г. (свидетельство о расторжении брака от... года,... ).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд указал, что при доказанности наличия на праве собственности у члена семьи вынужденного переселенца, в период продления статуса вынужденного переселенца жилого дома, не является поводом для продления статуса вынужденного переселенца отсутствие у мужа Гогичаевой Н.Г. и отца Айдарова А.В. на момент их обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца жилого помещения на каком-либо праве.
Так, согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (в редакции от 25 ноября 2013 года) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 этого Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 9 указанного Закона лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 этого Закона.
По смыслу пункта 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (в редакции от 25 ноября 2013 года) обязанности территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, продлить вынужденному переселенцу срок действия его статуса корреспондирует обязанность вынужденного переселенца подать в данный орган заявление о продлении срока при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства. Именно на территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (территориальные органы ФМС России), возложена функция по решению вопроса о продлении либо отказе в продлении вынужденному переселенцу срока действия его статуса. Суд не вправе подменять компетенцию указанных территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона.
При этом, пунктом 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 29 июня 2012 года N 218 установлено, что срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Согласно пункту 110.1. Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного приказом МВД России от 14 ноября 2017 года N853 (действующему с 23 декабря 2017 года) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации. Пунктом 33 вышеуказанного Административного регламента предусмотрено, что для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявитель и члены его семьи, в том числе не являющиеся вынужденными переселенцами, вправе представить выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости и справки об отсутствии жилого помещения по договору социального найма, непредоставлении земельного участка для строительства жилого дома или неполучении бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения.
Из содержания приведенных норм следует, что обустройство вынужденного переселенца на новом месте в первую очередь связано с наличием жилого помещения. Государственная поддержка в обеспечение жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается только тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое местожительство и нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами районного суда об отказе в признании решения комиссии Управления по вопросам миграции МВД по Республике Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2017 года N30 и в продлении административным истцам срока действия статуса вынужденного переселенца незаконным.
Судебная коллегия приходит к выводу, что административными ответчиками доказано, что обжалуемые действия (бездействия) совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, основания для, совершения оспариваемых действий (бездействия) имелись.
Напротив, истцы не доказали факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
определила:
решение Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 22 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гогичаевой Н.Г, Айдарова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Хадонов С.З.
Судьи: Гатеев С.Г.
Моргоев Э.Т.
Справка: административное дело по первой инстанции рассмотрено федеральным судьей Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания Коваленко В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.