Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Адушкиной И.В,
судей: Ериной Н.П, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Зароченцевой О.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республике Мордовия (межрайонное) о признании специальным педагогическим стажем периодов работы, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по апелляционной жалобе представителя ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе (межрайонное) Дербеденева Н.В. на решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 20 февраля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Зароченцева О.С. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о признании специальным педагогическим стажем периодов работы, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование требований указала, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) N296 от 28 декабря 2018 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа - требуется 25 лет, а имеется, по мнению пенсионного органа, 20 лет 03 месяца 17 дней.
В специальный стаж не включены периоды работы:
с 15 ноября 1990 г. по 09 августа 1993 г. - дородовой, послеродовой декретный отпуск, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года и 3-х лет.
с 01 сентября 2007 г. по 08 ноября 2008 г. в качестве заместителя директора по научно-методической работе и учителем математики МОУ "Кадошкинская СОШ" Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
Считает решение пенсионного органа необоснованным, нарушающим ее право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Просила признать специальным педагогическим стажем период работы Зароченцевой О.С. с 15 ноября 1990 г. по 09 августа 1993 г. - период дородового, послеродового декретного отпуска, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года и 3-лет; с 01 сентября 2007 г. по 08 ноября 2008 г. в качестве заместителя директора по научно-методической работе и учителя математики МОУ "Кадошкинская СОШ" Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы с 15 ноября 1990 г. по 09 августа 1993 г. и с 01 сентября 2007 г. по 08 ноября 2008 г. в количестве 4 лет 11 месяцев 3 дней и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), а именно, с 13 декабря 2018 г.
Уточнив заявленные требования, просила признать специальным педагогическим стажем период работы Зароченцевой О.С. с 01 сентября 2007 г. по 08 ноября 2008 г. в должности учителя математики МОУ "Кадошкинская СОШ" Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, без учета работы в качестве заместителя директора по научно-методической работе.
Решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 07 февраля 2019 г. исковые требования Зароченцевой О.С. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Дербеденев Н.В. считает решение суда незаконным, ссылаясь на то, что должность заместителя директора по научно-методической работе, на которой, согласно трудовой книжке истца, Зароченцева О.С. работала в период времени с 01 сентября 2007 г. по 08 ноября 2008 г, не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. В спорный период истец работала учителем математики с неполной нагрузкой. (на 0,5 ставки). При этом, деятельность истца в указанной должности МБОУ "Кадошкинская СОШ" осуществлялась на территории, которая наделена статусом городского поселения в связи с чем, она не может подпадать под действие пункта 6 Правил N 781. Также приводит довод о том, что в период с 15 ноября 1990 г. по 09 августа 1993 г. законодательство предусматривало предоставление двух отдельных видов отпусков. Указывает на отсутствие документов, согласно которым Зароченцевой О.С. представлен отпуск по уходу за ребенком и производились выплаты за отпуск по уходу за ребенком до трех лет. Просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, взыскать с истца расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Зароченцева О.С. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Талдытов А.З. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам и просил её удовлетворить в полном объёме.
В судебном заседании истец Зароченцева О.С. и ее представитель Левина В.Я. с апелляционной жалобой ответчика не согласились и просили в её удовлетворении отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что 13 декабря 2018 г. Зароченцева О.С. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) N 296 от 28 декабря 2018 г. Зароченцевой О.С. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на пенсию по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". По мнению ответчика, специальный стаж Зароченцевой О.С. составил 20 лет 03 месяца 17 дней.
В специальный стаж истца не включены периоды работы:
с 15 ноября 1990 г. по 09 августа 1993 г. (2 года 8 месяцев 25 дней), поскольку отсутствует начисление заработной платы, приказ на предоставление отпуска по уходу за ребенком;
с 01 сентября 2007 г. по 08 ноября 2009 г. (2 года 2 месяца 8 дней) в должности заместителя директора по научно-методической работе, поскольку данный период не подлежит включению в льготный стаж.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании специальным педагогическим стажем спорных периодов работы, включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39), и главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 и части 2 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
-Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Список N 781), засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" СпискаN 781, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", также утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила N 781) периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных данными Правилами.
В силу пункта 3 Правил N 781 лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, перечисленных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка N 781, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, а работа в должностях, приведенных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка N 781, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781.
Согласно пункту 6 Правил N 781 работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Как следует из копии трудовой книжки и справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимой для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, 15 августа 1990 г. Зароченцева О.С. принята на работу учителем математики на полную ставку в МБОУ "Сузгарьевская средняя общеобразовательная школа" на основании приказа N 83 ?6 по РАНО от 17 августа 1990 г. С 10 августа 1993 г. истец уволена по собственному желанию в соответствии со статьей 31 КЗоТ РСФСР на основании приказа 43 по РОО от 09 августа 1993 г.
Согласно данным копии трудовой книжки Зароченцева О.С. 01 сентября 1998 г. принята в Кадошкинскую среднюю школу временно воспитателем с 1 сентября 1998 г. с окладом по штатному расписанию на основании приказа N 161 ?9 по РОНО от 25 октября 1999 г. Приказом N 41 ?8 от 04 сентября 2000 г. 1 сентября 2000 г. переведена на постоянное место работы воспитателем в ГПД, 01 сентября 2001 г. Зароченцева О.С. переведена заместителем директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и на ставку учителя черчения и математики Кадошкинского муниципального общеобразовательного учреждения "Кадошкинская СОШ" на основании приказа N 33 ?10 от 1 сентября 2001 г. 31 октября 2001 г. Согласно Постановлению Главы района N 161 от 30 октября я 2001 г. и приказа N 39 от ?3 от 31 октября 2001 г. по КСОШ Общеобразовательное учреждение "Кадошкинская средняя школа" переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение "Кадошкинская средняя общеобразовательная школа" с 01 ноября 1999 г. Зароченцева О.С. 09 ноября 2009 г. переведена учителем математики с окладом по штатному расписанию на основании приказа N 66 ?5 от 11 ноября 2009 г. по МОУ "КСОШ". Занимаемая истцом должность учителя включена в пункт 1 раздела "Наименование должностей" названного выше Списка N 781.
Как следует из выписки из приказа N 33 от 01 сентября 2001 г. по Кадошкинской средней школе Кадошкинского района Республики Мордовия (параграф 10) Зароченцева О.С. переведена с должности воспитателя на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и на 1 ставку учителя.
Согласно выписке из приказа N 49 от 01 сентября 2008 г. по Кадошкинской средней школе Кадошкинского района Республики Мордовия (параграф 27а) Зароченцева О.С. назначена заместителем директора по НМР (научно-методической работе) с окладом согласно штатного расписания с 01 сентября 2008 г. на одну ставку.
Согласно копии свидетельства о рождении серии "N" "N" у Зароченцевой О.С. родился ребенок - З.А.С.
Согласно выписки из приказа директора МБОУ "Сузгарьевская СОШ" N 13 по Сузгарьевской средней школе от 2 апреля 1991 г. Зароченцевой О.С. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 23 апреля 1991 г. до исполнения ему 1,5 г.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом Российской Федерации ст. 167 КЗоТ Российской Федерации была изложена в новой редакции.
Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ Российской Федерации до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 г.
Этот вывод в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в п. п. 26, 27 Постановления Пленума от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", а именно: согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 г, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Учитывая, что ребенок Зароченцевой О.С. родился 24 января 1991 г, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 15 ноября 1990 г. по 09 августа 1993 г, который непрерывно связан с отпуском по уходу за ребенком, подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виного работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
Как усматривается из акта N 447 ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 18 декабря 2018 г. в лицевых счетах Зароченцевой О.С. имеются сведения о начислении истцу денежный средств в период с сентября по ноябрь 1990 г, с декабря 1990 г. по август 1993 г. начислений нет. Так же указано, что приказов о предоставлении отпусков по уходу за ребенком в архиве и школе не обнаружено, поскольку в указанной школе произошел пожар.
Из справки Отдела государственного пожарного надзора МО Рузаевка МЧС России N 13/697 от 20 декабря 2005 г. следует, что 26 ноября 2000 г. в средней школе "адрес" произошел пожар, в результате которого огнем уничтожена крыша, перекрытие 2-го и 1 - этажей, часть школьного имущества. Согласно справке администрации МБОУ "Сузгарьевская СОШ" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия N 050 от 20 февраля 2019 г. некоторые документы по школе с января 1989 г. по июнь 1999 г. не сохранились в виду уничтожения части имущества во время пожара, возникшего в здании школы 26 ноября 2000 г.
Довод жалобы об отсутствии заявления и приказа о предоставлении дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, не может опровергнуть выводы суда первой инстанции и правильность разрешения судом спора, поскольку в материалах дела имеются иные доказательства нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком.
То обстоятельство, указанное в апелляционной жалобе, что в Управлении отсутствуют документы, подтверждающие, что Зароченцевой О.С. в период с 15 ноября 1990 г. по 09 августа 1993 г, производились выплаты за отпуск по уходу за ребенком, не может являться препятствием для реализации права истицы на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку имеются другие доказательства: трудовая книжка, справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью N 032 от 21 января 2019 г, свидетельство о рождении серии "N" "N". Ответчиком также не учитывается, что время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11, до полутора лет оплачивалось частично, а до трех лет не оплачивалось, в связи с чем какие-либо начисления за спорный период могли не производится.
В связи с изложенным, учитывая приведенные обстоятельства, отсутствие вины самого работника в не предоставлении необходимых документов, доводы апелляционной жалобы ответчика в части необоснованного включения судом в специальный стаж истца периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 15 ноября 1990 г. по 09 августа 1993 г, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены решения суда, поскольку противоречат приведенным выше нормам материального права и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, основаны на неверном толковании апеллянтом пенсионного законодательства.
Указание ответчика в апелляционной жалобе об отсутствии в Списке N 781 должности заместителя директора по научно-методической работе не влияет на законность решения, поскольку спорный период работы включен в специальный стаж в связи с фактическим осуществлением истцом работы в должности учителя, который предусмотрен приведенным Списком. Кроме того, истец уточнила исковые требования, просила признать специальным педагогическим стажем период работы с 01 сентября 2007 г. по 08 ноября 2008 г. в должности учителя математики МОУ "Кадошкинская СОШ" Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, без учета работы в качестве заместителя директора по научно-методической работе.
При этом, судебная коллегия отмечает, что неправильная ссылка суда на то, что деятельность в должности заместителя директора по научно-методической работе связана с образовательным процессом в школе, не влияет на законность решения, поскольку основанием включения в специальный стаж периодов работы истца в должности заместителя директора по научно-методической работе является осуществление истцом в указанные периоды педагогической деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что рабочий поселок Кадошкино наделен статусом городского поселения, опровергается справкой и.о. Главы Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия N 01-10-18/3302 от 13 декабря 2018 г, из которой видно, что МОУ "Кадошкинская средняя общеобразовательная школа" располагается на территории сельской местности. Данные обстоятельства также подтверждаются справкой ГКУ "Социальная защита населения по Инсарскому району Республики Мордовия (межрайонная) N 116 от 20 февраля 2019 г, тарификационным спискам за 2008-2009 учебные года и Положением об оплате труда работником муниципального общеобразовательного учреждения "Кадошкинская средняя общеобразовательная школа" Кадошкинского района Республики Мордовия за 2008-2009 г, пояснениями "данные изъяты"
С учетом изложенного, то обстоятельство, что истец в период с 01 сентября 2007 г. по 08 ноябре 2009 г. осуществлял работу учителем математики МОУ "Кадошкинская средняя общеобразовательная школа" Кадошкинского муниципального района не на полную ставку, на что обращает внимание ответчик в апелляционной жалобе, не является основанием для исключения указанного периода из специального стажа, поскольку трудовая деятельность истца протекала в сельской местности, что является основанием для включения периодов такой работы в льготный стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки в соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года.
Доводы апелляционной жалобы о целевом характере средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а потому неправомерном взыскании с ответчика в пользу истца государственной пошлины в размере 300 рублей, не могут быть приняты во внимание, поскольку возмещение указанных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, является законодательно установленной гарантией права на судебную защиту. Ответчик от уплаты судебных расходов законодателем не освобожден.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания отказа Пенсионного фонда в досрочном назначении страховой пенсии, являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Решение суда основано на правильном применении и толковании норм материального права, поэтому оснований к изменению или отмене решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 20 февраля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе (межрайонное) Дербеденева Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В.Адушкина
Судьи Н.П.Ерина
Г.Ф.Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.