Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Демидчик Н.В,
судей Ериной Н.П, Смелковой Г.Ф,
при секретаре Лебедевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Алямкина В.Н. и Алямкина Н.Ф. к государственному казенному учреждению "Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия" (далее - ГКУ "Социальная защита населения по Рузаевскому району РМ") о признании незаконными решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности устранить препятствия в реализации права на предоставление меры социальной поддержки, предоставить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по апелляционным жалобам представителя истца Алямкина Н.Ф. - Алямкина В.Н, представителя ответчика ГКУ "Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия" Марчкова В.П. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 28 января 2019 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Алямкин Н.Ф. и Алямкин В.Н. обратились в суд с иском к ГКУ "Социальная защита населения по Рузаевскому району РМ" о признании незаконными решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности устранить препятствия в реализации права на предоставление меры социальной поддержки, предоставить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование иска указали, что решениями ответчика им отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании пунктов 3, 8, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", Алямкину Н.Ф. решением от 24 сентября 2018 г, Алямкину В.Н. решением от 25 октября 2018 г.
Считают оспариваемые решения ответчика незаконными, поскольку ими нарушается право истцов на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, создаются препятствия к получению такой меры социальной поддержки. Истцы являются пользователями жилого помещения государственного жилищного фонда, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не имеют, для получения субсидии ими были представлены полные и достоверные сведения.
Просят признать незаконными решение ГКУ "Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ" от 24 сентября 2018 г. об отказе Алямкину Н.Ф. в предоставлении и назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, решение ГКУ "Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ" от 25 октября 2018 г. об отказе Алямкину В.Н. в предоставлении и назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязать ГКУ "Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ" устранить препятствия к реализации их права на предоставление данной меры социальной поддержки, для защиты и восстановления которого подано исковое заявление, назначить им субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с момента обращения.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 28 января 2019 г. исковые требования Алямкина Н.Ф, Алямкина В.Н. к ГКУ "Социальная защита населения по Рузаевскому району РМ" о признании незаконными решений об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности устранить препятствия в реализации права на предоставление меры социальной поддержки, предоставить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворены частично.
Судом постановлено: "Признать незаконным решение государственного казенного учреждения "Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия" от 24 сентября 2018 г. об отказе Алямкину Н.Ф. в назначении меры социальной поддержки - субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать государственное казенное учреждение "Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия" предоставить Алямкину Н.Ф. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 декабря 2017 г.
Признать незаконным решение государственного казенного учреждения "Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия" от 25 октября 2018 г. об отказе Алямкину В.Н. в назначении меры социальной поддержки - субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать государственное казенное учреждение "Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия" предоставить Алямкину В.Н. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 октября 2018 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований к государственному казенному учреждению "Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия" Алямкину Н.Ф, Алямкину В.Н. отказать.
Взыскать с государственного казенного учреждения "Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в пользу Алямкина Н.Ф. 300 рублей, в пользу Алямкина В.Н. 300 рублей".
В апелляционной жалобе Алямкин В.Н. просит решение суда изменить, исключив из мотивировочной части данного решения:
- представленную ответчиком в качестве письменного доказательства незаверенную должным образом копию решения исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. N 23 "О включении в число служебных жилых помещений коммунальных квартир войсковой части 67754" (далее - копия решения исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. N 23);
- выводы и суждения суда об отсутствии оснований для признания незаверенной должным образом копии решения исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. N 23 сфальсифицированным документом.
Указывает, что в материалы дела не было представлено оригинала данного документа, данный документ не соответствует дате его принятия, не относится к документам, которые необходимо представлять для назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, принят не уполномоченным на то органом.
В апелляционной жалобе представитель ГКУ "Социальная защита населения по Рузаевскому району РМ" Марчков В.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Алямкиными требований. Указывает на то, что истцами не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что они являются пользователями жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в представленном ими талоне к ордеру N925 от 10 декабря 1980 г. о праве на вселение в жилое помещение не указано наименование улицы, на которой оно расположено, номер дома; имеется значительное расхождение в площадях жилых помещений; спорное жилое помещение решением Рузаевского совета народных депутатов N23 от 22 января 1985 г. "О включении в число служебных жилых помещений коммунальных квартир восковой части 67754" отнесено к числу служебных; у истцов отсутствует договор найма указанного служебного помещения, хотя у некоторых зарегистрированных по данному дому граждан имеется на руках договор найма служебного жилого помещения, о чем также в ходе судебного заседания подтвердил свидетель "данные изъяты" являющийся заместителем начальника Пензенского ОАО "Славянка"; Алямкиным В.Н. должен был быть представлен документ в отношении своей супруги Алямкиной Т.М, поскольку она, находясь в трудоспособном возрасте, могла осуществлять трудовую деятельность и получать доходы; начисление субсидии возможно только при наличии региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, однако на тот момент такие стандарты утверждены не были.
В возражениях на апелляционную жалобу Алямкин В.Н. просит решение суда изменить, исключив из мотивировочной части данного решения представленную ответчиком в качестве письменного доказательства незаверенную должным образом копию решения исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. N 23 "О включении в число служебных жилых помещений коммунальных квартир войсковой части 67754" (далее - копия решения исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. N 23); выводы и суждения суда об отсутствии оснований для признания незаверенной должным образом копии решения исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. N 23 сфальсифицированным документом.
В судебное заседание истец Алямкин Н.Ф, представитель ответчика ГКУ "Социальная защита населения по Рузаевскому району РМ", представители третьих лиц Министерства социальной защиты населения, труда и занятости Республики Мордовия, Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо Алямкина Т.М, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
Алямкин Н.Ф. АлямкинаТ.М. представили в суд письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец Алямкин В.Н. свою апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам и просил её удовлетворить, с апелляционной жалобой ответчика не согласился и просил в её удовлетворении отказать.
Проверив законность и обоснованность решение суда в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10 декабря 1980г. Алямкину Н.Ф. с семьей, состоящей из четырех человек: Алямкина Н.В, 1957 года рождения (жена), Алямкин В.Н, 1975 года рождения (сын), Алямкин В.Н, 1979 года рождения (сын) КЭЧ Пензенского района Приволжского военного округа Министерства обороны СССР был выдан ордер N 925 на занятие двух комнат, площадью 34 кв. м, в квартире "N" дома "N" по адресу: "адрес"
Указанное жилое помещение было предоставлено Алямкину Н.Ф. в период его трудовой деятельности в ФГКУ "1340 ЦОМТИ" (войсковая часть 67764 г. Рузаевка).
Занимаемое истцами жилое помещение по адресу: "адрес", принадлежит на праве оперативного управления Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российский Федерации.
Согласно выписки из домовой книги администрации Пайгармского сеольского поселения Рузаевского муниципального района, в спорном жилом помещении по месту жительства зарегистрированы: Алямкин В.Н. (заявитель), 1979 года рождения, Алямкин Н.Ф. (отец), 1956 года рождения, Алямкина П.В. (дочь), 2016 года рождения, Алямкин Ф.В. (сын), 2018 года рождения, Алямкина Т.М, (супруга) по месту жительства не зарегистрирована.
5 декабря 2017 г. истец Алямкин Н.Ф. обратился в ГКУ "Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия" с заявлением о предоставлении государственной услуги - субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, приложив выписку из домой книги, справку о составе семьи, паспорт с постоянной регистрацией проживания по адресу: "адрес", выписку из финансово-лицевого счета, копию квитанции об оплате за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг за ноябрь 2017 г, где содержатся сведения об отсутствии задолженности, копию талона N925 от 10 декабря 1980 г, выданного Министерством обороны ССР КЭЧ Пензенского района Приволжского военного округа, справку о доходах.
Протоколом ГКУ "Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия" N 345 от 15 декабря 2017 г. Алямкину Н.Ф. отказано в назначении меры социальной поддержки - субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации N 761 от 14 декабря 2005 г. "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", в связи с отсутствием документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением (договор найма).
Протоколом ГКУ "Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия" N 1 от 19 апреля 2018 г. решение N 345 от 15 декабря 2017 г. об отказе в назначении Алямкину Н.В. меры социальной поддержки "Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг" отменено, с возвращением на повторное рассмотрение заявления
Из ответа Департамента жилищных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. следует, что ордер является тождественным договору социального найма и замена ордеров на договора социального найма, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не является обязательной.
С приложением данного ответа он обратился в Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия с вопросом о правомерности принятого решения, на что 24 января 2018 года получил ответ, в котором подтверждается правомерность отказа в назначении субсидии в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт пользования жилым помещением.
24 сентября 2018 г. при повторном рассмотрении заявления Алямкина Н.Ф. от 5 декабря 2017 г. ГКУ "Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ" принято решение об отказе в назначении меры социальной поддержки - предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании пунктов 3, 8, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N761 "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
8 октября 2018 г. Алямкин В.Н. обратился в ГКУ "Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ" с заявлением NZ17 2018-10-08 57 о предоставлении государственной услуги по назначению и выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с указанием членов семьи и степени родства - Алямкина Н.Ф. (отец), Алямкиной П.В. (дочь), Алямкина Ф.В. (сын) с приложением следующих документов: копии паспорта, справки о составе семьи, копии лицевого счета, копии трудовой книжки, выписки из домовой (поквартирной) книги, талона к ордеру.
Решением ГКУ "Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ" от 25 октября 2018 г. Алямкину В.Н. отказано в назначении меры социальной поддержки - предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании пунктов 3, 8, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N761 "О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования частично, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконными решение ГКУ "Соцзащита населения по Рузаевскому району Республике Мордовия" от 24 сентября 2018 г. об отказе Алямкину Н.Ф. в назначении меры социальной поддержки - субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и решение ГКУ "Соцзащита населения по Рузаевскому району Республике Мордовия" от 25 октября 2018 г. об отказе Алямкину В.Н. в назначении меры социальной поддержки - субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ввиду того, что отказ ГКУ "Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ" в предоставлении субсидии Алямкину Н.Ф. и Алямкину В.Н. не соответствует нормативным правовым актам и нарушает их право на получение субсидии.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно части 1 статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Согласно части 2 указанной статьи право на субсидии имеют граждане, в частности, пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда.
Согласно части 3 указанной статьи субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
В соответствии с частью 5 данной статьи субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с частью 6 данной статьи при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
В соответствии с частью 7 данной статьи порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 159 ЖК РФ Правительством Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 8 данных Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения;
б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения;
Согласно пункту 8(1) указанных Правил уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, а также собственником жилого помещения;
б) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи;
в) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации;
г) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.
В соответствии с пунктом 14 данных Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В целях повышения качества предоставления государственной услуги по назначению и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 15 июля 2010 г. N 156 утвержден Административный регламент Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Административный регламент).
Согласно пункту 8 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия и государственными казенными учреждениями по социальной защите населения Республики Мордовия.
Согласно пунктам 23 и 24 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются: непредставление или представление неполного пакета документов, указанных в частях первой, четвертой пункта 20 настоящего Административного регламента; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги являются: отсутствие права на получение государственной услуги; наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при отсутствии и (или) невыполнении соглашения по ее погашению.
Из материалов дела следует, что истцы, обратившиеся за предоставлением субсидии, представили в ГКУ "Социальная защита населения по Рузаевскому району РМ" все необходимые документы на получение субсидии, так как пользуются жилым помещением государственного жилищного фонда и к числу лиц, указанных в подпункте "а" пункта 8 Правил, не относятся и не обязаны представлять названные в нем документы.
Кроме того, при рассмотрении заявлений истцов о предоставлении субсидии, ответчик располагал сведениями о принадлежности жилого помещения, пользователями которого являются Алямкин Н.Ф. и Алямкин В.Н, к государственному жилищному фонду, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, находящейся в материалах дела.
Материалами дела установлено, что основанием для вселения истцов в жилое помещение, в котором они проживают до настоящего времени, являлся ордер.
Поскольку Алямкин Н.Ф. и члены его семьи, включая сына Алямкина В.Н, вселились в занимаемое жилое помещение в 1980 г. на основании ордера, который по действовавшему до 1 марта 2005 г. законодательству, являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 47 ЖК РСФСР), положениями Жилищного кодекса РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета, в связи с чем доводы представителя ответчика о том, что истцы должны были представить документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования жилым помещением, то есть договор найма жилого помещения, а ордер на право занятия жилого помещения документом, подтверждающим законные основания владения и пользования жилым помещением, не является, являются несостоятельными и судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.
Кроме того, согласно сообщению начальника Рузаевского территориального участка ООО "Газпром межрегионгаз Саранск" на указанное жилое помещение открыт лицевой счет N2700041726 на Алямкина Н.Ф.
Довод апелляционной жалобы представителя отчетчика о том, что спорное жилое помещение решением Рузаевского совета народных депутатов N23 от 22 января 1985 г. "О включении в число служебных жилых помещений коммунальных квартир восковой части 67754" отнесено к числу служебных, не может служить основанием для отказа в предоставлении субсидии, поскольку предоставление субсидии не зависит от формы собственности жилищного фонда и целей его использования.
То, что имеются противоречия в сведениях об адресе жилого помещения и размере жилой площади истцов были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Поэтому эти доводы апелляционной жалобы представителя ответчика судебной коллегией во внимание не принимаются.
Все доводы апелляционной жалобы представителя ответчика были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в решении суда, не согласиться с которыми у судебной коллегии оснований не имеется.
Довод апелляционной жалобы Алямкина В.Н. об исключении из мотивировочной части данного решения представленной ответчиком в качестве письменного доказательства незаверенную должным образом копию решения исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. N 23 "О включении в число служебных жилых помещений коммунальных квартир войсковой части 67754" (далее - копия решения исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. N 23), выводы и суждения суда об отсутствии оснований для признания незаверенной должным образом копии решения исполнительного комитета Рузаевского районного Совета народных депутатов от 22 января 1985 г. N 23 сфальсифицированным документом, поскольку в материалы дела не было представлено оригинала данного документа, данный документ не соответствует дате его принятия, не относится к документам, которые необходимо представлять для назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, принят не уполномоченным на то органом, был предметом исследования суда первой инстанции и ему была дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для его исключения из мотивировочной части данного решения не имеется.
Сведения о включении спорного жилого помещения в число служебных содержатся в архивной выписке, представленной государственным казенным архивным учреждением "Центральный государственный архив Республики Мордовия", которая подписана директором учреждения "данные изъяты" и заверена печатью. При этом в сопроводительном письме указано, что дата решения - "22 января 1984 г." указана в документе, данный протокол находится в архивном деле архивного фонда исполкома Рузаевского райсовета народных депутатов Рузаевского района Мордовской АССР за 1985 год N 1. Оснований сомневаться в подлинности сведений, указанных в архивной выписке, у судебной коллегии не имеется.
Принимая во внимание, что истцами на момент обращения к ответчику с заявлениями о предоставлении субсидии были представлены все документы, подтверждающие законное право на получение ими субсидии на оплату коммунальных услуг, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными решение ГКУ "Соцзащита населения по Рузаевскому району РФ" от 24 сентября 2018г. об отказе Алямкину Н.Ф. в назначении меры социальной поддержки- субсидии на оплату жилого помещения коммунальных услуг и решение ГКУ "Соцзащита населения по Рузаевскому району РФ" от 25 октября 2018г. об отказе Алямкину В.Н. в назначении меры социальной поддержки- субсидии на оплату жилого помещения коммунальных услуг.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 28 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя истца Алямкина Н.Ф. - Алямкина В.Н, представителя ответчика ГКУ "Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия" Марчкова В.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В.Демидчик
Судьи Н.П.Ерина
Г.Ф.Смелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.