Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Филиппова А.Е.,
судей Ковалева А.М, Мельник Н.И.
с участием прокурора Кустовой М.Д.
при секретаре Иванкович В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Таганрога в интересах Белинского Виталия Николаевича, Белинской Натальи Николаевны, Белинского Максима Витальевича, Белинской Веры Петровны к Администрации г. Таганрога об обязании обеспечить жильем вне очереди лиц, чье жилое помещение признано непригодным для проживания по апелляционной жалобе Администрации г. Таганрога на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 14 февраля 2019 года. Заслушав доклад судьи Филиппова А.Е. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд с иском в интересах Белинского В.Н, Белинской Н.Н, Белинского М.В, Белинской В.П. к Администрации г. Таганрога об обязании обеспечить жильем вне очереди лиц, чье жилое помещение признано непригодным для проживания.
Прокурор просил суд обязать администрацию г. Таганрога обеспечить Белинского В.Н, Белинскую Н.Н, Белинского М.В. Белинскую В.П. благоустроенным жилым помещением, состоящим не менее чем из 3-х комнат, общей площадью не менее 34,55 кв.м, отвечающим санитарно-техническим требованиям, в черте г.Таганрога по договору социального найма, во внеочередном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В отношении Администрации г. Таганрога дело было рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 14 февраля 2019 года иск был удовлетворен частично.
Суд обязал Администрацию г.Таганрога обеспечить Белинского Виталия Николаевича, Белинскую Наталью Николаевну, Белинского Максима Витальевича, Белинскую Веру Петровну благоустроенным жилым помещением, состоящим не менее чем из 3-х комнат, общей площадью не менее 34,55 кв.м, отвечающим санитарно-техническим требованиям, в черте города Таганрога, по договору социального найма, во внеочередном порядке.
В удовлетворении остальной части требований судом было отказано.
В апелляционной жалобе Администрации г. Таганрога ставится вопрос об отмене состоявшегося решение суда со ссылкой на следующие обстоятельства.
Так, при вынесении решения, судом не принято во внимание то обстоятельство, что в силу 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Порядок постановки на учет и последующее предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма установлен Областным законом Ростовской области от 07.10.2005 года N 363-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".
Согласно п.п. 1, 7 ст. 2 указанного закона, орган местного самоуправления ведет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по единому списку в порядке очередности принятия на учет.
Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, включаются в отдельные списки.
Право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Областного закона, для снятия их с учета.
В силу ст. 7 Областного закона N 363-ЗС контроль за ведением учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма категориям граждан, определенным федеральным и областным законодательством, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области в сфере территориального развития, архитектуры и градостроительства в порядке, регламентирующем обеспечение жильем каждой отдельной категории граждан и установленном Правительством Ростовской области.
Таким образом, законодательством субъекта установлен административный порядок предоставления жилого помещения нуждающимся в нем гражданам.
По мнению апеллянта, вмешательство суда здесь возможно только в случае нарушения уполномоченным органом местного самоуправления прав граждан на реализацию предусмотренным законом льгот.
Апеллянт настаивает на том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, с учетом которых, можно сделать вывод о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
Так, Белинский В.Н. составом 4 человека состоит на учете в Администрации города Таганрога с 13.12.2013 года в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. По состоянию на 05.02.2019 порядковый номер в общей очереди - 1318. Семья признана малоимущей.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 20.05.2015 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН \ / 13, утвержденному постановлением Администрации города Таганрога от 01.07.2015 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН признана непригодной для проживания, в связи с чем, семья Белинской В.П. включена в список граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. По состоянию на 05.02.2019 порядковый номер в списке - 66.
В рамках областной адресной программы Администрация города Таганрога софинансирует переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Так как многоквартирный жилой дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не значится в числе многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, семья Белинской В.П. не может быть включена в программу переселения из аварийного жилищного фонда.
Администрацией города Таганрога в бюджете на 2018 год предусмотрены денежные средства для финансирования приобретения квартир во исполнение решений Таганрогского городского суда.
При формировании бюджета на 2019 год были направлены предложения о включении финансирования для приобретения квартир гражданам, проживающим в жилых помещениях, непригодных для проживания, в том числе Белинской В.П... В связи с дефицитом бюджета денежные средства на указанные цели в 2019 году не предусмотрены.
В целях создания безопасных условий для проживания семья Белинской В.П. постановлением Администрации города Таганрога от 23.04.2014 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении маневренного муниципального специализированного жилищного фонда (порядковый НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН). Жилищным законодательством не предусмотрен внеочередной порядок по предоставлению жилых помещений маневренного фонда.
При наличии свободного жилого помещения специализированного муниципального маневренного жилищного фонда, семья Белинской В.П. будет обеспечена в соответствии с действующим законодательством.
По состоянию на 05.02.2019 порядковый номер в общем списке - 1318, в списке граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения - 66 и перед ними находятся такие же граждане, нуждающиеся в предоставлении жилых помещений.
По мнению апеллянта, прокурором не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих нецелевое использование уполномоченным органом местного самоуправления выделенных для этих целей денежных средств. Истцами по делу, таких доказательств также не представлено.
Предоставление семье Белинской В.П. жилого помещения в порядке исполнения судебного решения при наличии иных лиц, также имеющих право на внеочередное предоставление жилья, но вставших на учет ранее истицы, приведет к нарушению баланса интересов лиц, имеющих равные права на обеспечение жилым помещением.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора отдела областной прокуратуры Кустовой М.Д, полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Таганрога по обращению Белинской В.П. была проведена проверка соблюдения администрацией г. Таганрога жилищного законодательства РФ в части обеспечения жильем граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Проверкой установлено, что постановлением администрации г.Таганрога от 13.12.2013 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Белинский В.П, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения составом семьи 4 человека признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с проживанием в жилом помещении, признанном не соответствующим требованиям, предъявляемым в жилым помещениям, принят на учет в качестве нуждающихся в жилым помещениях.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.01.2013 года, заключенным между МУП "ЖЭУ" (наймодатель) и Белинской В.П. (наниматель), АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН общей площадью 34,55 кв.м, жилой площадью 34,55 кв. м. состоящая из 3 комнат, находится в муниципальной собственности.
Постановлением администрации г.Таганрога от 01.07.2015 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН указанная квартира признана непригодной для проживания, утверждено заключение межведомственной комиссии от 20.05.2013 года 313 о непригодности квартиры для проживания.
Постановлением администрации г. Таганрога от 23.10.2015 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН семья Белинских включена в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. По состоянию на 2018 год порядковый номер в общей очереди - НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в льготной очереди - НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
Таким образом, с достоверностью было установлено, что в настоящее время семья Белинских имеет право на обеспечение жильем вне очереди.
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органа местного самоуправления, следовательно, обязанность по предоставлению жилья истцу должна быть возложена именно на Администрацию города.
Поскольку семья истца признана малоимущей, то есть неспособной приобрести на свои личные средства жилое помещение, а жилое помещение истца признано в установленном порядке непригодным для проживания, то у органов местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникает обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Применительно к норме ст. 15 ЖК РФ, при разрешении вопроса о предоставлении семье Белинских жилого помещения по договору социального найма суд исходил из того, что на учете состоит истец Белинский В.Н. составом семьи 4 человека: супруга Белинская Н.Н, сын- Белинский М.В, мать -Белинская В.П, общая и жилая площадь квартиры, которая признана непригодной для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит - составляет 34,55 кв.м. Согласно документов представленных в учетном деле АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН состоит из 3 комнат и относится к муниципальной собственности.
При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения суд руководствовался положениями статей 57 и 89 ЖК РФ, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связанный с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Соглашаясь с решением суда, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции (Определение ВС РФ от 13.11.2018 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-КГ18-13).
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что семья Белинских имеет право на обеспечение жильем вне очереди, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, суд обосновано возложил обязанность по предоставлению жилья истцу именно на Администрацию города Таганрога.
Семья истца в установленном законом прядке была признана малоимущей, при этом, жилое помещение истца признано также в установленном законом порядке было непригодным для проживания, что само по себе создает угрозу для проживания в нем, следовательно, законным и обоснованным является вывод суда о том, что у органов местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма вне очереди.
Доводы апелляционной жалобы были предметом обсуждения суда, им была дана надлежащая правовая оценка. Судебная коллегия не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таковых оснований судебной коллегий установлено не было.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 14 февраля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Таганрога - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст определения составлен 03 мая 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.