Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Елисеевой Н.А.,с участием представителя административного истца Куроптевой И.П., представителя административного ответчика Правительства Республики Карелия Евдокимовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "КОНФЕРЕНЦ-БЮРО"об оспаривании результатовопределения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КОНФЕРЕНЦ-БЮРО" (далее - ООО "КОНФЕРЕНЦ-БЮРО", Общество) обратилось в суд по тем основаниям, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м, категория земель - (... ), вид разрешенного использования - (... ).
По состоянию на 19 апреля 2013 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 1011677 руб. 48 коп.
По инициативе административного истца независимый оценщик индивидуальный предприниматель Б. И.В. подготовил отчет N (... ) от 14 ноября 2018 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, указанного выше, определена в размере 335000 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель Правительства Республики Карелия оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились, в представленных отзывах замечаний к отчету не высказали.
Выслушав явившихся лиц, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что25 мая 2013 г. между администрацией Пряжинского национального муниципального района и ООО"КОНФЕРЕНЦ-БЮРО" заключен договор аренды N (... ) земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м, категория земель - (... ), вид разрешенного использования - (... ).
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N136-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п.5 ст.65 названного Кодекса для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером (... ) был осуществлен 19 апреля 2013 г. решением органа кадастрового учета в соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на основании заявленияо государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 23 марта 2013 г, межевого плана от 22 марта 2013 г, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером (... ).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) была определена согласно приказу Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. N222 в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 16 ноября 2011 г. N 311-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Республики Карелия" путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 282,04 руб./кв.м на площадь земельного участка и составила 1011677 руб. 48 коп.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19февраля 2019 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ) установлена в размере366088руб.05 коп.по состоянию на 01 января 2018 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в размере 1011677 руб. 48 коп, в настоящее время является архивной.
Пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" содержит разъяснение, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абз.5 ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ).
Учитывая, что ООО "КОНФЕРЕНЦ-БЮРО" с заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости обратилось06 декабря 2018 г, следовательно, в случае удовлетворения административного иска, кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2018 г.
Поскольку у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу.
По указанным выше основаниям, суд не соглашается с доводами заинтересованного лица администрации Пряжинского муниципального национального района об отсутствии у административного истца права на пересмотр архивной кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с п.1 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(п.3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от22 октября 2010 г. N 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абз.3 ч.11 ст. 24.18 Федерального закона N135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратился 06 декабря 2018 г. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия, которой данное заявление не было принято к рассмотрению, а затем в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м, составляет 335000 руб. по состоянию на 19 апреля 2013 г. на основании отчетаоб оценке рыночной стоимости земельного участка N (... ) от 14 ноября 2018 г, выполненного независимым оценщиком индивидуальным предпринимателем Б. И.В.
В соответствиисо ст.12 Федерального закона N135-ФЗитоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка,изучив мнения лиц, участвующих в деле, отраженные в отзывах, а также учитывая то, что фактически отчет об оценке, представленный административным истцом, административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспорен, суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, в связи с чем суд признает его достоверными соглашается с рыночной стоимостью земельного участка в размере 335000 руб.
Заявление было подано в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия 06 декабря 2018 г.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "КОНФЕРЕНЦ-БЮРО" удовлетворить.
Установить по состоянию на 19 апреля 2013 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (... ), расположенного по адресу: (... ), общей площадью (... ) кв.м, категория земель - (... ), разрешенное использование - (... ), в размере его рыночной стоимости, равной 335000 руб. на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 06 декабря 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено19 марта 2019 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.