Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А,
судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И,
при секретаре Кулагиной Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 января 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл, оформленное протоколом заседания N 36 от 17 сентября 2018 года (вопрос N 1) в редакции протокола заседания N 42 от 15 января 2019 года о снятии Чуркина О. П. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложив обязанность восстановить Чуркина О. П. в очереди нуждающихся в жилых помещениях.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл, оформленное протоколом заседания N 49 от 17 сентября 2018 года (вопрос N 2) об отказе Чуркину О. П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложив обязанность повторно рассмотреть заявление.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл, оформленное протоколом заседания N 10 от 21 сентября 2018 года (вопрос N 3) в редакции протокола заседания N 42 от 15 января 2019 года об исключении Чуркина О. П. из списка граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2019 год, возложив обязанность восстановить Чуркина О. П. в списке граждан - участников указанного основного мероприятия.
В удовлетворении требования о возложении на Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл обязанности включить Чуркина О. П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с 17 сентября 2018 года отказать.
Взыскать в пользу Чуркина О. П. с Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл судебные расходы в размере 900 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И, судебная коллегия
установила:
решениями жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл (далее - ГУ МЧС России по Республике Марий Эл) от 17 сентября 2018 года Чуркин О.П. снят с жилищного учета, а также ему отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Марий Эл от 21 сентября 2018 года Чуркин О.П. исключен из списка граждан - участников основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2019 год.
Не согласившись с указанными решениями жилищной комиссии, Чуркин О.П. обратился в суд с административным иском к ГУ МЧС России по Республике Марий Эл.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Республике Марий Эл просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Чуркина О.П. в полном объеме. Указывает, что является бездоказательным, основанным лишь на доводах административного истца, вывод суда о том, что Чуркин О.П. не проживал с родителями по адресу: "... ", "... ", с момента вступления в брак до 2016 года, тогда как из материалов жилищного дела следует иной вывод - о проживании его по указанному адресу в течение всего периода сохранения регистрации в данном жилом помещении, которая является подтверждением фактического его места жительства. Сам
Чуркин О.П. с момента постановки на жилищный учет ни разу не заявлял жилищной комиссии о своем проживании по другому адресу, в связи с чем решения принимались жилищной комиссией на основании имеющихся документов, свидетельствующих о том, что административный истец до снятия с регистрационного учета по адресу: "... ",
"... ", был обеспечен жилой площадью более учетной нормы с учетом площади жилого помещения, принадлежащего матери как члену семьи Чуркина О.П, по адресу: "... ". Суд, в свою очередь, не устанавливал, где, если не по месту регистрации, фактически проживал Чуркин О.П. в последние пять лет до даты вынесения оспариваемых решений жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Марий Эл.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Чуркина О.П. Казаков А.Н. приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить его без изменения.
В судебное заседание Чуркин О.П. не явился, без извещен о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, учетного дела
Чуркина О.П, гражданского дела "N" по иску "... "Ф. к
Чуркину О.П. о признании прекратившим право пользования жилым помещением, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, заслушав объяснения представителя ГУ МЧС России по Республике Марий Эл Бушмановой Т.В, поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения представителя Чуркина О.П. Казакова А.Н, просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 года
N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ), что следует из части 1 статьи 1 данного закона.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона
N 283-ФЗ сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (часть 1).
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2).
В силу части 1 статьи 4 названного закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что Чуркин О.П. проходил службу в должности "... " уволен "дата" по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет - "... ", стаж службы на должностях, содержащийся за счет средств федерального бюджета, на "дата" - "... ".
С 1997 года административный истец состоял на жилищном учете в ГУ МЧС России по Республике Марий Эл с составом семьи из 4 человек (он сам, супруга и два сына).
"дата" Чуркин О.П. обратился в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Республике Марий Эл с заявлением о внесении изменений в учетное дело в связи с расторжением брака. Заявление удовлетворено, Чуркин О.П. оставлен на учете один.
17 сентября 2018 года заявление рассмотрено повторно. Из протокола N 36 заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике
Марий Эл от 17 сентября 2018 года следует, что комиссией выявлено, что до "дата" Чуркин О.П. проживал в квартире по адресу:
"... ", общей площадью "... " с составом семьи из зарегистрированных 5 человек (отец - собственник "... " доли, сын "... "О. - собственник "... " доли, сам Чуркин О.П, племянник, мать). Чуркин О.П. снят с регистрационного учета "дата". При этом мать Чуркина О.П. до "дата" была зарегистрирована по указанному адресу, в дальнейшем до "дата" - в квартире по адресу: "... ", общей площадью "... " собственником которой она является, после чего снова по адресу:
"... ", "адрес"45.
На основании указанных сведений комиссия пришла к выводу, что до "дата" Чуркин О.П. являлся членом семьи собственников жилых помещений общей площадью "... "), где на каждого члена семьи приходилось по "... " что выше учетной нормы в "... " в связи с чем он являлся обеспеченным жилой площадью, о чем не сообщил своевременно комиссии. "дата" Чуркин О.П. оформил временную регистрацию по адресу: г. "... ". С "дата" зарегистрирован по месту пребывания в жилом доме по адресу: "... " "адрес", при этом членом семьи собственника не является. Таким образом, Чуркин О.П. намеренно ухудшил свои жилищные условия.
На основании изложенного Чуркин О.П. был снят с жилищного учета по пункту 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из протокола N 42 от 15 января 2019 года заседания жилищной комиссии следует, что в протокол N 36 от 17 сентября 2018 года внесены изменения - решение по вопросу N 1 изложено в редакции, согласно которой Чуркин О.П. снят с жилищного учета в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Суд первой инстанции, признавая незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Марий Эл в редакции протокола N 42 от 15 января 2019 года, проанализировав положение части 1 статьи 31 ЖК РФ, согласно которому к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, установил, что по иску отца ( "... ".Ф.), указавшего, что его сын в квартире не проживает с "... " года, вывез свои вещи, расходы на содержание жилого помещения не несет, решением суда, вступившим в законную силу, Чуркин О.П. был признан прекратившим право пользования жилым помещением по адресу: г. "... ", что повлекло снятие его с регистрационного учета "дата". При этом членом семьи своих родителей
Чуркин О.П. не являлся с момента вступления в брак, совместно с ними не проживал, доказательств обратного суду представлено не было, в связи с чем при расчете обеспеченности административного истца жильем не имелось оснований для учета площади квартиры, принадлежащей его матери, по адресу: "... "
На основании изложенного суд установил, что на Чуркина О.П. и его сына как члена его семьи приходилось по "... " жилой площади, что менее учетной нормы в г. Йошкар-Оле.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами, к которым пришел суд первой инстанции по итогам рассмотрения настоящего дела.
Как следует из представленных материалов, после вступления в брак в "... " году Чуркин О.П. продолжал проживать и сохранять регистрацию в жилом помещении, расположенном по адресу: "... ", предоставленном по договору социального найма его отцу с включением в ордер Чуркина О.П. как члена семьи (лист учетного дела 43). Об этом свидетельствуют документы жилищного дела Чуркина О.П, из которых усматривается, что об ином месте жительства он никогда жилищной комиссии не заявлял, указывал местом своего проживания данный адрес (в частности, листы учетного дела 6, 7, 47, 53). Кроме того, из решения Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 августа 2010 года по гражданскому делу "N" по иску Чуркина О.П. к
ГУ "4 ОФПС по Республике Марий Эл" о признании незаконным решения, восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий следует, что на "дата" Чуркин О.П. и его семья имели право пользования жилыми помещениями: жена "... ".П. и сын Чуркин И.О. - квартирой по адресу: "... " Чуркин О.П. и сын "... ".О. - квартирой по адресу: "... ". Эти обстоятельства были установлены судом, в том числе посредством объяснений самого Чуркина О.П, инициировавшего обращение в суд.
Таким образом, сведений о том, что административный истец после вступления в брак выехал из квартиры по адресу: "... ", в другое место жительства, а также доказательств этого суду не представлено.
Давая оценку решению Йошкар-Олинского городского суда от 13 января 2016 года по гражданскому делу "N" по иску "... "Ф. к Чуркину О.П. о признании прекратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, суд не учел, что обстоятельства, установленные в рамках этого дела только на основании объяснений истца без получения объяснений от ответчика и второго собственника, согласно которым Чуркин О.П. после вступления в брак выехал из квартиры по адресу: "... ", "... " и вывез свои вещи, противоречат ранее установленным обстоятельствам в рамках гражданского дела "N", а также не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего административного дела, поскольку ГУ МЧС России по Республике
Марий Эл не являлось лицом, участвующим в деле "N", не знало о принятом решении, о нем не сообщал Чуркин О.П. жилищной комиссии, не представил его копию в учетное дело. Кроме того, после приватизации указанной квартиры "дата" - передачи ее в собственность "... "Ф. и "... "О. Чуркин О.П, отказавшись от права приватизации при наличии равного права пользования этим жилым помещением с "... "Ф. и "... " Д.О, сохранил право постоянного (бессрочного) пользования ею (статья 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 года "N"-О). Также собственником квартиры является "... "О. - сын Чуркина О.П, который не заявлял требований к отцу о прекращении права пользования указанным жилым помещением.
В соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия исходит из того, что Чуркин О.П. продолжает сохранять право постоянного (бессрочного) пользования квартирой по адресу: г "... " проживал в ней до 2016 года, момента снятия с регистрационного учета, являясь членом семьи своих родителей. Доказательств обратного представленные материалы не содержат.
Временная регистрация в квартире по адресу: "... ", собственником которой является мать административного истца, также подтверждает наличие устойчивых семейных связей Чуркина О.П. с родителями в течение всего рассматриваемого периода времени.
Таким образом, жилищная комиссия, определяя нуждаемость административного истца в жилом помещении, обоснованно учла площади обеих квартир (по адресам: "... "), исходя из которых на
Чуркина О.П. приходится более учетной нормы площади жилья.
"дата" Чуркин О.П. обратился в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Республике Марий Эл с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике
Марий Эл от 17 сентября 2018 года, оформленным протоколом N 49 (вопрос N 2), административному истцу в этом отказано.
Из протокола следует вывод, что Чуркин О.П. намеренно ухудшил свои жилищные условия, снявшись с регистрационного учета по месту жительства "дата" и зарегистрировавшись в жилом помещении, членом семьи собственника которого он не является, по адресу:
"... "
Признавая незаконным данное решение жилищной комиссии, суд первой инстанции исходил из обстоятельств, установленных им при рассмотрении дела, свидетельствующих о том, что на дату снятия с регистрационного учета из квартиры по адресу: "... " Чуркин О.П. жильем по норме обеспечен не был.
Судебная коллегия, принимая во внимание установленные при апелляционном рассмотрении дела обстоятельства, приходит к выводу о том, что факт снятия Чуркина О.П. с регистрационного учета по адресу:
"... ", а в дальнейшем по адресу:
"... ", и регистрация в жилом помещении ни собственником, ни членом семьи собственника которого он не является, при этом сохраняет право постоянного (бессрочного) пользования жилым помещением, в котором отказался от приватизации, обоснованно расценено жилищной комиссией как намеренное ухудшение административным истцом жилищных условий.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит законными решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Марий о снятии Чуркина О.П. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, установив несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Также судом первой инстанции установлено, что "дата" Чуркин О.П. обратился в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Республике Марий Эл с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике
Марий Эл от "дата", оформленным протоколом заседания "N" (вопрос "N"), заявление удовлетворено, однако решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Марий Эл от "дата", оформленным протоколом "N" (вопрос "N") Чуркин О.П. из списка граждан - участников подпрограммы исключен. Основанием для исключения явилась, с учетом изменений, внесенных в протокол решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Марий Эл от "дата", оформленным протоколом "N" (вопрос "N"), утрата оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Суд, установив по первому заявленному административным истцом требованию, что оснований для снятия Чуркина О.П. с жилищного учета у административного ответчика не имелось, признал незаконным оспариваемое решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Марий Эл от "дата", оформленное протоколом "N" (вопрос "N"), возложив обязанность восстановить Чуркина О.П. в списке граждан - участников подпрограммы.
В рассматриваемом случае, с учетом установленных судебной коллегий обстоятельств, решение суда в данной части также является незаконным, поскольку его выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 310 КАС РФ одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение (статья 309 КАС РФ).
Ввиду того, что суд первой инстанции удовлетворил административный иск в отношении всех решений жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Марий Эл, которые оспаривались административным истцом, решение суда подлежит отмене полностью.
Учитывая изложенное, решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 января 2019 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 января 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать Чуркину О. П. в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Председательствующий
О.А. Петрова
Судьи
И.А. Медведева
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.