Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО14
судей ФИО13 и Хираева Ш.М.
при секретаре судебного заседания ФИО2
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя АО "ЗЖБК-2" ФИО3 на решение Кировского районного суда г.Махачкалы от "дата"
Заслушав доклад судьи ФИО13, объяснения адвокатов ФИО3 и ФИО4, а также ФИО5, просивших решение суда отменить; объяснения представителей ОАО "РЖД" ФИО9, ФИО6, ФИО7, просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
ОАО "РЖД" обратилось в суд с иском к АО "ЗЖБК-2", ФИО8, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РД и с учетом последующего уточнения просило обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 05:40:000017:36 и установить границы данного земельного участка по координатам, приведенным в исковом заявлении, признать отсутствующим право собственности АО "ЗЖБК-2" на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000017:36 площадью 4527 кв.м. из общей площади 67520 кв.м, сформированного под железнодорожным путем ОАО "РЖД" 10М и стрелочными переводами 521, 511 и 515.
Исковые требования мотивированы тем, что ОАО "РЖД" на праве аренды сроком на 49 лет принадлежит земельный участок площадью 246 га с кадастровым номером 05:40:0000022:1 категории земель промышленности, транспорта и иного назначения, что подтверждается кадастровым планом от "дата" Собственником данного земельного участка является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от "дата" В 2014 г..была проведена работа по уточнению границ земельного участка полосы отвода и выявлено пересечение границ уточняемого земельного участка полосы отвода с границами земельного участка с кадастровым номером 05:40:000017:36 площадью 67520 кв.м, принадлежащего на праве долевой собственности АО "ЗЖБК-2" и ФИО8 Из материалов дела и акта согласования границ земельного участка ответчика следует, что границы земельного участка не были согласованы с истцом, который является смежным землепользователем. На всей протяженности полосы отвода железной дороги располагаются объекты, принадлежащие на праве собственности ОАО "РЖД". Согласно приказу Минтранса РФ от "дата" N "Об утверждении норм полосы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог" минимальная ширина полосы отвода составляет 10 м. от крайнего рельса железнодорожного пути, и все объекты, находящиеся в собственности железной дороги, должны располагаться в границах полосы отвода. Объекты железнодорожной инфраструктуры, расположенные на земельном участке полосы отвода, были введены в эксплуатацию в 1988 г..и с указанного времени не изменяли своего местоположения и эксплуатировались на одном и том же земельном участке. Земля в полосе отвода является частью земельного участка с кадастровым номером 05:40:000022:1 и не может являться самостоятельным объектом гражданских прав.
До настоящего времени спор о границах земельных участков не существовал, так как налагаемые на полосу отвода земельные участки сторон фактически сторонами не используются. Уточнить границы земельного участка истца с учетом существующих границ невозможно, так как полоса отвода в этом случае либо не будет соответствовать установленным нормам отвода, либо вовсе не будет существовать в местах наложения смежных участков. Внести изменения в договор аренды по уменьшению площади арендуемого земельного участка полосы отвода истца не представляется возможным исходя из обеспечения безопасности движения. Выявленные нарушения границ земельного участка нарушают права истца, так как кадастровая палата отказывается поставить земельный участок полосы отвода на кадастровый учет до устранения наложения границ земельных участков.
Решением Кировского районного суда г.Махачкалы от "дата" исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены частично, постановлено признать отсутствующим право собственности ОАО "Завод железобетонных конструкций N" на 168/169 доли, а также ФИО8 на 1/169 долю земельного участка общей площадью 67520 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000017:36, расположенный по адресу г.Махачкала, район Судоремонтного завода; аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах вышеуказанного земельного участка; в удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе АО "ЖЗБК-2" в лице ФИО3 просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что суд необоснованно признал отсутствующим право собственности АО "ЖЗБК-2" на весь земельный участок площадью 67520 кв.м, лишив его собственности. Предъявление иска о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты права, и возможность обращения в суд с таким иском предоставлена лишь лицу, в чьем владении находится спорное имущество, являющемуся одновременно собственником этого имущества на основании записи в ЕГРН. Между тем АО "ЖЗБК-2" является единственным собственником и фактическим владельцем спорного земельного участка, по которому проходят железнодорожные пути АО. Проведенными по делу двумя судебными экспертизами установлено, что фактическое расположение земельного участка АО "ЖЗБК-2" соответствует данным поворотных точек, указанным в акте выноса в натуру от "дата" и кадастровой выписке от "дата", а также установлено, что определить полосу отвода железной дороги на данном участке только для путей ОАО "РЖД" невозможно, так как будет иметь место взаимное наложение полосы отвода.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ОАО "РЖД" ФИО9 просит решение суда оставить без изменения, полгая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, истец ОАО "РЖД" является арендатором земельного участка категории - земли транспорта и иного специального назначения площадью 246 га с кадастровым номером 05:40:000071:36 для пользования под железной дорогой, что подтверждается постановлением администрации г.Махачкалы от "дата" N, государственный актом от "дата", договором аренды от "дата" N, заключенным на срок 49 лет между ТУ Росимущество и Махачкалинским отделением СКЖД - филиалом ОАО "РЖД", прошедшем государственную регистрацию.
Из заявления (декларации), поданного в Махачкалинский городской земельный комитет "дата" для переоформления права пользования земельным участком площадью 246 га для целей железнодорожных перевозок, усматривается, что в указанную площадь входит также полоса отвода железной дороги.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от "дата" ОАО "РЖД" является собственником производственно технологического комплекса N Махачкалинская дистанция пути (ПЧ-16) лит. "А"-"Т" общей площадью 4283 кв.м. протяженностью 228,846 км, 5734 км, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000022:0001, о чем в ЕГРН внесена запись от "дата"
ОАО "РЖД" также представлена в суд техническая документация на объекты транспортной инфраструктуры, в том числе экспликация путей, из которых следует, что железнодорожный путь 10М, а также стрелочные переводы 511, 515, 521 входят в указанный комплекс, находятся на балансе истца.
Распоряжением ТУ Росимущество от "дата" N-р образованы земельные участки, указанные в приложении к данному распоряжению, путем раздела с сохранением в измененных границах ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 05:40:000022:1 и утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В схеме расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории, утвержденной вышеуказанным распоряжением ТУ Росимущества, приведены, в том числе координаты вновь образованного земельного участка, а также схема его расположения в МСК-05.
В соответствии с вышеуказанным распоряжением ТУ Росимущества филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра по РД" поставлен на временный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 05:40:000000:20870 площадью 2208290 кв.м, образованный из земельного участка с кадастровым номером 05:40:000022:1, уточнение границ которого является предметом спора по настоящему делу.
Смежный земельный участок с кадастровым номером 05:40:000017:36 площадью 67520 кв.м, категория земель - для производственных целей, расположенный по адресу г.Махачкала, район Судоремонтного завода, первоначально принадлежал на праве собственности АО "ЖЗБК-2", запись о регистрации права от "дата", в настоящее время принадлежит на праве долевой собственности АО "ЖЗБК-2" (168/169 доли) и ФИО8 (1/169 доли), запись о регистрации права от "дата".
Из заключения кадастрового инженера от "дата" усматривается, что при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 05:40:000022:1, имеющего статус ранее учтенного, принадлежащего на праве аренды ОАО "РЖД", в процессе обработки данных выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером 05:40:000017:36 согласно координатам, приведенным в таблице, и выявлено, что земельный участок площадью 4527 кв.м. из общей площади земельного участка с кадастровым номером 05:40:000017:36 находится в пределах сформированной полосы отвода железной дороги, то есть внутри земельного участка с кадастровым номером 05:40:000022:1, на нем также располагается склад ОАО "РЖД".
В силу п.1 ст.2 Федерального закона от "дата" N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
Охранные зоны - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.
В соответствии с подп.7 п.5 ст.37 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, ограничиваются в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п.2 ст.37 ЗК РФ).
Таким образом, из материалов дела усматривается, что ОАО "РЖД" является владельцем подъездного пути и стрелочных переводов с момента их ввода в эксплуатацию, то есть задолго до предоставления ответчику земельного участка.
Исходя из вышеприведенных установленных обстоятельств дела и указанных выше норм материального права, а также с учетом приказа Министерства транспорта РФ от "дата" N "Об утверждении норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог", изданного в пределах своих полномочий на основании постановления Правительства РФ от "дата" N "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог", суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования ОАО "РЖД" об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка ответчика, поскольку указанные границы были определены без согласования в установленном порядке с истцом, являющемся смежным землепользователем, что привело к невозможности уточнения истцом границ своего земельного участка и к нарушению его прав и охраняемых законом интересов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, заключение судебной экспертизы о том, что спорные железнодорожные пути и стрелки фактически расположены границах земельного участка с кадастровым номером 05:40:000017:36, принадлежащего АО "ЖЗБК-2", не опровергают вышеприведенные выводы судебной коллегии.
Кроме того, заключением судебной экспертизы от "дата" N установлено, что все исследуемые участки железнодорожных путей являются единым комплексом (ст.Махачкала 1), что подтверждает доводы ОАО "РЖД" о вхождении указанных объектов в единый принадлежащий истцу комплекс железнодорожных путей производственно технологического комплекса N Махачкалинская дистанция пути (ПЧ-16).
Ссылка АО "ЖЗБК-2" на технический паспорт от 2003 г, согласно которому стрелочный перевод 515 указан числящимся на ответчиком, сам по себе не является доказательством возникновения права собственности на указанный объект недвижимости, поскольку указанный документ не является доказательством наличия вещного права в отсутствие соответствующей записи в ЕГРН либо правоустанавливающего документа, подтверждающего возникновение такого права.
В то же время судебная коллегия считает обоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции в отсутствие достаточных правовых оснований признано отсутствующим право долевой собственности ответчиков на принадлежащий им земельный участок.
Как видно из материалов дела, с учетом последующего уточнения и дополнения своих требований истец просил признать отсутствующим право собственности АО "ЖЗБК-2" на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000017:36 площадью 4527 кв.м. из общей площади 67520 кв.м, сформированный под железнодорожным путем 10М и стрелочными переводами 521, 511, 515 (т.2 л.д. 143-146).
Определением от "дата" указанные уточненные требования истца приняты к производству суда (т.2, л.д. 147-148).
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В нарушение указанной нормы закона суд признал отсутствующим право собственности не только АО "ЖЗБК-2", но и ФИО8, являющейся собственником 1/169 доли в праве собственности на земельный участок, в отношении которой такое требование истцом не заявлялось.
Суд также признал отсутствующим право собственности АО "ЖЗБК-2" на весь земельный участок площадью 67520 кв.м, хотя такое требование истцом также не было заявлено.
Кроме того, исходя из характера возникших между сторонами правоотношений, исключительности способа защиты нарушенного права путем заявления вышеуказанных требований, подлежащего применению лишь в случаях, указанных в абзаце п.52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N и Высшего Арбитражного Суда РФ N от "дата", которые по настоящему делу отсутствовали, наличия спора лишь о подлежащих уточнению границах смежных земельных участков, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных истцом требований о признании отсутствующим права собственности АО "ЖЗБК-2" на спорный земельный участок.
В связи с изложенным решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 05:40:000017:36 в соответствии с координатами, указанными истцом, сторонами не обжаловано, в связи с чем предметом апелляционной проверки не является.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Махачкалы от "дата" в части признания отсутствующим зарегистрированного права собственности АО "Завод железобетонных конструкций N" на 168/169 доли земельного участка общей площадью 67520 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000017:36, расположенного по адресу г.Махачкала, район Судоремонтного завода, и права собственности ФИО8 на 1/169 долю земельного участка общей площадью 67520 кв.м. с кадастровым номером 05:40:000017:36, расположенного по адресу г.Махачкала, район Судоремонтного завода, отменить, принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ФИО10 ФИО14
ФИО11 ФИО13
Ш.М.Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.