Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи М. А.М,
судей Гебековой Л.А. и Алиевой Э.З,
при секретаре судебного заседания Исмаиловой А.К,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя Северо-Кавказского таможенного управления по доверенности Бондарь Т.С. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата", которым постановлено:
"Исковые требования Ванатиева Н. Р. удовлетворить частично.
Взыскать с Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы в пользу Ванатиева Н. Р. невыплаченную пенсию за период с "дата" по "дата" в сумме 604003 шестьсот четыре тысячи три) руб. 50 коп.
Взыскать с Дагестанской таможни Северо-Кавказского таможенного правления в пользу Ванатиева Н. Р. внесенную им в кассу "дата" денежную сумму в размере 38890 руб.
В удовлетворении исковых требований Ванатиева Н. 5амазановича о взыскании с Дагестанской таможни Северо-Кавказского таможенного управления и Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы компенсации за несвоевременную выплату в размере 189341,78 руб. пенсии и компенсации за несвоевременно выплаченное единовременного пособие в размере 145000 рублей - отказать.
Заслушав доклад судьи Гебековой Л.А, объяснения представителей Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы по доверенности Бондарь Т.С, Герасимовой Л.Д, просивших решение суда отменить, объяснения Ванатиева Н.Р. и его представителя по доверенности Нихматулаева А.М, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Ванатиев Н.Р. обратился в суд с иском к Дагестанской таможне и СКТУ о восстановлении Пенсионных прав. В обоснование своих требований указал, что с июля 2003 года был принят в Дагестанскую таможню на службу в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды (приказ от "дата" N-к). Приказом Дагестанской таможни от "дата" N-к был уволен с "дата" в соответствии с пп. 4 п.2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом) с выслугой лет в таможенных органах на "дата": в календарном исчислении - 15 лет 06 месяцев 16 дней, в льготном - 04 года 01 месяц 05 дней, общей выслугой - 19 лет 07 месяцев 21 день.
В соответствии с исчисленной ответчиком выслугой лет ему пунктом 2 приказа об увольнении от "дата" N-к выплачены:
единовременное пособие в размере в размере 10 окладов месячного денежного содержания;
- пособие в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию в течение одного года после увольнения;
- компенсация за неиспользованные очередные ежегодные и дополнительные отпуска за 2010, 2011 и 2012 годы.
При этом ответчиком неправильно исчислена выслуга лет, что повлекло существенное нарушение прав истца на пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет, предусмотренное п. 9 ст.16 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от "дата" N 114-ФЗ. Об указанном нарушении ему стало известно в начале 2018 года.
"дата" истец обратился в Дагестанскую таможню с заявлением о зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода очного обучения в ГБОУ "Дагестанский государственный технический университет" (с "дата" по "дата"). После его обращения и получения архивной справки учебного заведения от "дата" N таможней "дата" произведен перерасчет выслуги лет для назначения пенсии с учётом периода учебы истца. На основании нового расчета выслуги лет приказом таможни от "дата" N-к в ранее изданный приказ от "дата" N-к "Об увольнении Ванатиева Н.Р." внесены изменения в части установления нового периода выслуги лет для назначения пенсии, которая по результатам перерасчета составила 22 года 14 дней. Несмотря на то, что в приказ Дагестанской таможни от "дата" N-к об увольнении Ванатиева Н.Р. "дата" были внесены изменения, ему была назначена пенсия не со дня возникновения права на её получение, а со дня издания приказа от "дата" 468-к.
При исчислении выслуги лет для назначения пенсии без нарушения положений указанных выше нормативно-правовых актов, истцу должна была быть назначена пенсия со дня его увольнения, то есть с "дата" и из расчета 22-х летней выслуги в размере 56 процентов соответствующих сумм денежного довольствия. По данным отдела тылового обеспечения Дагестанской таможни размер недополученной им пенсии с "дата" по "дата" составил 893 351,42 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона РФ от "дата" N сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Полагает, что был лишен полагавшейся ему по закону пенсии по вине работодателя, поскольку именно кадровым подразделением таможни была допущена ошибка в подсчете его выслуги лет, в связи с которой он был фактически лишен права на пенсию. Однако в ответе на заявление от 15.05.2018г. работодатель указывает на то, что он, ознакомившись с приказом Дагестанской таможни N-к "Об увольнении Ванатиева Н.Р.", расписался в нём, что свидетельствует о его осведомленности о не включении в выслугу лет для назначения пенсии периода очного обучения в вузе, при этом не предъявлял никаких по этому поводу претензий, чем, по мнению ответчика, выразил свое согласие с неправильным подсчётом выслуги лет (ответ Дагестанской таможни от "дата" N/В-0018). Однако действующим законодательством расчет выслуги лет для назначения пенсии сотруднику, увольняющемуся на пенсию, производит кадровое подразделение таможенного органа совместно с финансовым подразделением по имеющимся в личном деле сотрудника документам. При этом какого-либо участия сотрудника в производстве расчёта выслуги лет не предусмотрено, как и не предусмотрено согласия с таким расчётом, контроля за правильностью его составления.
В связи с отказом Дагестанской таможни в выплате пенсии со дня его увольнения со службы, истец обратился к Махачкалинскому транспортному прокурору с просьбой о принятии соответствующих мер прокурорского реагирования и содействии в восстановлении его конституционных прав путем устранения таможней допущенных нарушений в полном объеме путем выплаты всех положенных сумм, связанных с пересмотром выслуги лет.
Махачкалинская транспортная прокуратура пришла к выводу о наличии вины должностных лиц Дагестанской таможни в нарушении права истца на пенсионное обеспечение, а также о том, что таможенным органом до настоящего времени не исполнена обязанность по назначению и выплате ему в полном объеме пенсии. По итогам прокурорской проверки Махачкалинским транспортным прокурором руководству Дагестанской таможни внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.
Таким образом, установлено, что Ванатиев Н.Р. в результате неправильного расчета выслуги лет для назначения пенсии не получал ежемесячно пенсию в сумме составляющей за указанный период 893351,42 руб, которую надлежит взыскать с ответчиков в судебном порядке в связи с отказом от её выплаты за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, как это предусмотрено ч. 2 ст. 58 Закона РФ от "дата" N.
Указанную сумму считает необходимым взыскать с ответчиков солидарно, поскольку согласно ст.9 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от "дата" N 311-ФЗ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. И в данном случае входящие в централизованную систему Дагестанский таможенный пост и Северо- Кавказское таможенное управление ФТС выступают непосредственно в отношении истца таможенными органами, в которых он проходил службу, и на которые возложены обязанности согласовано, взаимосвязано и последовательно обеспечивать правильное исчисление выслуги лет при увольнении, назначение пенсии в соответствии с Исчисленной выслугой лет и её выплату.
Со дня возникновения права на получение пенсии ( "дата") и до дня назначения пенсии ( "дата") ежемесячно не выплачивалась пенсия. Общая просрочка выплаты составляет полных 71 месяц. По данным ответчиков пенсия истца выросла по сравнению с предыдущими периодами и сегодня составляет 15 249,20 руб. В предыдущий период он не получал ежемесячные пенсионные выплаты и недоплаченные суммы потеряли свою покупательскую способность.
Поэтому выплата недоплаченной пенсии должна быть произведена с компенсацией за утрату её реальной стоимости, которая позволит восстановить его пенсионные права в полном объеме, что отвечает общему принципу восстановления нарушенных прав в полном объеме. Компенсация может быть произведена исходя из произведения действующего на сегодняшний день размера его пенсии (15 249,20 руб.) на количество месяцев (71), в течение которых он не получал пенсию, и вычета суммы недоплаченной пенсии (893351,42руб.). Таким образом, компенсационная выплата составит 189341,78 руб. (15249,20 х 71 - 893351,42).
Кроме того, Дагестанская таможня неправильно исчислила при увольнении единовременное пособие. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от "дата" N 114-ФЗ (в редакции Федерального закона N от. 12.2011) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудникам таможенных органов при увольнении со службы в таможенных органах по основаниям, предусмотренным пп. 2 - 9 п. 2 ст. 48 настоящего Федерального закона, выплачивается единовременное пособие при выслуге 15 до 20 лет - в размере 15 окладов месячного денежного содержания, а не в размере 10 окладов месячного денежного содержания, как это сделано ответчиком.
Таким образом, Ванатиеву Н.Р. недоплачено 5 окладов месячного денежного содержания. В 2018 году денежное держание сотрудника, имеющего денежное содержание аналогичное его должности и его званию, составит 29000 руб, в том числе оклад по должности - 17500 руб, оклад по званию 11500 руб. Таким образом, доплаченная сумма единовременного пособия при увольнении составит 145000 руб.
На основании изложенного просит суд: признать за ним право на получение пенсии, не полученной своевременно по вине Дагестанской таможни и Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы, за период с "дата" по "дата"; взыскать с Дагестанской таможни и Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы в его пользу денежную сумму полученной пенсии за период с "дата" по "дата" в размере 893351,42 рублей с компенсацией за несвоевременную выплату в размере 189341,78 руб.; взыскать с Дагестанской таможни и Северо - Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы в его пользу денежную сумму невыплаченного единовременного пособия с компенсацией за несвоевременную выплату в размере 145000 рублей.
В последующем истцом Ванатиевым Н.Р. требования были уточнены.
В обосновании заявленных уточнённых требований, истец Ванатиев Н.Р. указал, что действительно в течение года после увольнения, с 2012г. по май 2013 г. включительно получал месячный оклад по присвоенному званию на общую сумму 74957,77 руб. При увольнении работодатель произвел подсчет имевшегося у него трудового стажа и установил, что он не имеет права на пенсию. О том, что работодателем при подсчете его стажа допущена ошибка, он не знал. После того, как Приказом таможни от "дата" N-к в ранее изданный приказ от "дата" N-к "Об увольнении Ванатиева Н.Р." внесены изменения в части установления нового периода выслуги лет для назначения пенсии и установлена общая выслуга лет Н.Р. Ванатиева для назначения пенсии 22 года 14 дней, "дата" согласно расходному кассовому ордеру ему выплачено единовременное пособие военнослужащего в сумме 38890 руб. - пять недоплаченных при Увольнении окладов по присвоенному специальному званию. Указанную сумму он в тот же день внес в кассу Дагестанской таможни по приходному кассовому ордеру в счет возврата произведенных ему работодателем выплат оклада по воинскому (специальному) званию за период с мая 2012г. по май 2013 г. включительно. В связи с изложенным он просит суд взыскать с ответчиков в его пользу, внесенную им в кассу Дагестанской таможни сумму 38890 руб. и сумму недоплаченной пенсии за период с "дата"г. по "дата"г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Бондарь Т.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что СКТУ осуществлены все необходимые действия, входящие в его полномочия и предусмотренные положениями статьи 53 Закона N. Без поступления соответствующего заявления о назначении пенсии не могло знать о наличии/отсутствии права истца на получение пенсии. Ванатиев Н.Р. при увольнении в 2012 году со службы в таможенных органах был ознакомлен с приказом об увольнении, содержащим размер выслуги лет для назначения пенсии. С заявлением о перерасчете выслуги лет с учетом периода обучения Ванатиев Н.Р. обратился в Дагестанскую таможню 29.01.2018г. Обстоятельства, объективно исключающие возможность более раннего обращения Ванатиева Н.Р. с заявлениями о перерасчете выслуги лет и назначении пенсии в период с 2012 по 2018 год истцом не были указаны и судом данное обстоятельство не принято во внимание.
В соответствии со статьей 54 Закона N- I днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Поэтому без надлежащего обращения лица претендующего на назначение пенсии с соответствующими документами назначение пенсии не может быть осуществлено.
Таким образом, вследствие отсутствия сведений об обращении истца с заявлением о назначении пенсии до "дата", право на назначение ему пенсии с 2012 года (с даты увольнения со службы в таможенном органе) истец не приобрел, однако данному обстоятельству судом первой инстанции не дано объективной оценки. Следовательно, вина СКТУ, как органа, осуществляющего назначения и выплату пенсии, в несвоевременном назначении пенсии Ванатиеву Н.Р. отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Ванатиев Н.Р. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 50 Федерального закона N114-ФЗ от "дата" "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации. Организация пенсионного обеспечения сотрудников - таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.
Учитывая положение ст.50 Закона "О службе в таможенных органах РФ", сотрудники таможенных органов имеют право на пенсию за выслугу лет по Закону РФ от "дата" N "О пенсионном обеспечении лиц, доходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" наравне с лицами, указанными в статье 1 указанного закона, имеющими на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и иной предусмотренной законом службе 20 лет и более (п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от "дата" N).
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 14 Закона РФ от "дата" N пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, указанным в ст.1 данного закона, имеющим выслугу 20 лет и более в размере: за выслугу 20 лет - 50% соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 указанного закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Правительством РФ принято постановление от "дата" N "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям", которым действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от "дата" N "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации" распространено на сотрудников таможенных органов, а также утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органах с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах.
Согласно подпункту "ж" пункта 2 данного Положения время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов из расчета один год учебы за шесть месяцев.
Приказом ФТС РФ от "дата" N утверждена Инструкция по организации работы по исчислению стажа службы (выслуги лет) сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, согласно которой расчет выслуги лет для назначения пенсии готовится подразделением государственной службы и кадров по установленной форме (приложение N 2 к Инструкции) в случае увольнения сотрудника со службы в таможенных органах (п/п. "б" п.6 Инструкции).
Также приказом ФТС России от "дата" N утверждена Инструкция о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации и их семей, согласно которой документы, необходимые для назначения пенсий сотрудникам и членам их семей, оформляет кадровое подразделение совместно с финансовым подразделением таможенного органа (учреждения) по последнему месту службы (работы) сотрудника (п. 6 Инструкции N).
Согласно п.4 ч.3 ст.6 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от "дата" N 114-ФЗ гражданин при поступлении на службу в таможенные органы представляет ряд документов, в том числе подтверждающие профессиональное образование.
Материалами дела установлено, что Ванатиев Н.Р. с июля 2003 года был принят в Дагестанскую таможню и проходил службу в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды (приказ от "дата" N-к). Приказом Дагестанской таможни от "дата" N-к он был уволен с "дата" в соответствии с пп. 4 п.2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом) с выслугой лет в таможенных органах на "дата": в календарном исчислении - 15 лет 06 месяцев 16 дней, в льготном - 04 года 01 месяц 05 дней, общей выслугой - 19 лет 07 месяцев 21 день.
Как видно из материалов дела, в соответствии с исчисленной ответчиком выслугой лет ему пунктом 2 приказа об увольнении от "дата" N-к выплачены: единовременное пособие в размере в размере 10 окладов месячного денежного содержания; пособие в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию в течение одного года после увольнения; компенсация за неиспользованные очередные ежегодные и дополнительные отпуска за 2010, 2011 и 2012 годы.
"дата"г. Ванатиев Н.Р. обратился в Дагестанскую таможню с заявлением о зачете в его выслугу лет для назначения пенсии периода очного обучения в ФГБОУ "Дагестанский государственный технический университет" (с "дата" по "дата"). После получения соответствующих материалов на основании архивной справки учебного заведения от "дата" N таможней произведен расчет выслуги лет для назначения пенсии от "дата", в который включен период учебы Н.Р. Ванатиева.
Приказом таможни от "дата" N-к в ранее изданный приказ от "дата" N-к "Об увольнении Ванатиева Н.Р." внесены изменения в части установления нового периода выслуги лет для назначения пенсии. В частности, общая выслуга лет Н.Р. Ванатиева для назначения пенсии по результатам перерасчета составила 22 года 14 дней.
Заявление Ванатиева Н.Р. о назначении пенсии от "дата" вместе с необходимыми документами поступило в отделение пенсионного обеспечения Северо - Кавказского таможенного управления. "дата" письмом Дагестанской таможни от "дата" N. Ранее заявления Ванатиева Н.Р. о назначении пенсии в ОтПО СКТУ не поступали. Решение о назначении пенсии Ванатиеву Н.Р. с "дата" (даты издания приказа Дагестанской таможни от "дата" N-к, содержащего обоснованный размер стажа службы) принято "дата" и оформлено соответствующим заключением о назначении пенсии. "дата" по результатам рассмотрения документов Ванатиева Н.Р. о выплате пенсии за период с "дата" по "дата" по вине должностных лиц Дагестанской таможни СКТУ принято решение о выплате Ванатиеву Н.Р. доплаты пенсии за период с "дата" по "дата", т.е. за 12 месяцев, предшествующих дню его обращения за назначением пенсии. "дата" в ПАО "Сбербанк России" направлен выплатной документ на выплату Ванатиеву Н.Р. доплаты пенсии в сумме 175871,25.
"дата" согласно расходному кассовому ордеру ему выплачено единовременное пособие военнослужащего в сумме 38890 руб. - пять недоплаченных при увольнении окладов по присвоенному специальному званию. Указанную сумму он в тот же день внес в кассу Дагестанской таможни по приходному кассовому ордеру.
Оценив, представленные в материалы дела доказательства, учитывая изложенные обстоятельства дела, суд пришел к обоснованному выводу о законных требованиях истца в части взыскания с ответчика невыплаченной пенсии за период с "дата" по "дата"г.
Судебная коллегия соглашается с определенными к взысканию суммами, поскольку они подтверждаются материалами дела и не противоречат требованиям закона.
Согласно ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, несогласие заявителя с оценкой доказательств не может служить основанием к отмене судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией признаются несостоятельными и не влекущими отмену решения суда, поскольку являются повторением доводов, которые были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и которым судом дана мотивированная оценка.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ст. 330 ГПК РФ отмену решения суда, также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.