Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующей судьи Гаджиева Б.Г,
судей: Абдулаева М.М. и Ташанова И.Р,
при секретаре Ибрагимовой Т.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шихабидовой Г. Н. об установлении факта владения умершим супругом земельным участком и признании права собственности в порядке наследования
по апелляционной жалобе представителя ГОсВД "г. Махачкала" на решение Ленинского районного суда гор. Махачкалы РД от 4 декабря 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Шихабидовой Г. Н. удовлетворить.
Установить факт владения Шихабидовым Ш. А, умершим "дата", на праве собственности земельным участком, расположенный по адресу: г. Махачкала, садовое общество "Перестройка-3", N общей площадью 500 кв.м.
Признать право собственности Шихабидовой Г. Н. на земельный участок, расположенный по адресу: г. Махачкала, садовое общество "Перестройка-3", N общей площадью 500 кв.м, в порядке наследования по закону после смерти Шихабидова Ш. А, умершего "дата" ".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулаева М.М, объяснения представителя заявителя Нуриева З.Х, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
установила:
Шихабидова Г.Н. обратилась в суд с заявлением об установлении
факта владения Шихабидовым Ш.А. на праве собственности земельным
участком и признании за ней права собственности в порядке наследования. В
обоснование иска указала, что "дата" умер ее супруг
Шихабидов Ш. А... "дата"
Шихабидов Ш.А. был принят в члены садоводческого товарищества
"Перестройка" - 3, тому был выделен садоводческий участок N, площадью
500 кв.м.
Шихабидов Ш.А. содержал садоводческий участок, нес расходы. На
земельном участке были посажены плодоносящие деревья, заложен
фундамент под строительство дома.
Шихабидов Ш.А. предпринимал действия по оформлению данного
земельного участка в собственность и через МФЦ заказывал услугу по
изготовлению топографического плана; изготовлению межевого плана;
переоформлению в собственность земельного участка.
Принадлежность садоводческого участка умершему подтверждается членской книжкой садовода, справкой Управления Администрации городского округа "г.Махачкала" по взаимодействию с налоговыми органами, архивной справкой полученной с Управления по делам архивов Администрации г. Махачкала.
Нотариальная контора в выдаче свидетельства о праве на наследство отказала ввиду отсутствия документов, подтверждающих принадлежность земельного участка наследодателю на праве собственности. В связи с чем необходимо установить юридический факт владения и пользования недвижимым имуществом на нраве собственности за умершим.
Шихабидов III.А. намеревался при жизни оформить право собственности на предоставленный ему садоводческим товариществом участок и построить для себя и своей семьи индивидуальный жилой дом.
Определением суда в качестве соответчика привлечена Администрация городского округа с внутригородским делением "город Махачкала".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" Мурадов С.Г. просит отменить решение суда как незаконное и не обоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Шихабидовой Г.Н.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что
В соответствии с п. 2 ст. 25.2 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" одним из оснований для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленного до введения в действие Земельного кодекса РФ для индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения, является акт о предоставлении такому гражданину данного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.
21 мая 1992 года Шихабидов Ш.А. был принят в члены садоводческого товарищества "Перестройка", ему был выделен садоводческий участок N, площадью 500 кв.м. Изложенное обстоятельство подтверждается членской книжкой садовода N, в которой стоит печать "Кооператив "Строитель" -садовое общество "Перестройка".
Указанное садовое товарищество было зарегистрировано в ОГРН и ЕГРЮЛ, ему было выделен земельный площадью 55 га на основании государственного акта от 20.09.1991. Помимо данной площади, в последующем к СНТ "Перестройка" были присоединены еще около 10 га земли.
Материалами дела установлено, что в 2004г. с/т "Перестройка" была ликвидирована, на ее базе созданы другие организации, одной из которой является с/т "Перестройка -3", Согласно акту комиссии по ликвидации садового общества "Перестройка" уничтожены все документы общества.
Согласно архивной справке Управления по делам- архивов Администрации г.Махачкалы от 15.03.2018 в документах архивного фонда в списке членов с/т "Перестройка-3" и инвентаризационном списке с/т "Перестройка-3" на л. 16 в графе "стар N" значится "527", в графе "Ф.И.О." - " Шихабидов Ш. А.".
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ в случае, если в акте, свидетельстве или ином документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Судом установлено, что в правоустанавливающих документах на земельный участок, выделенный Шихабидову, не указан вид права и в настоящее время определить вид этого права невозможно.
Истцом суду представлены топографический план земельного участка N в с/т "Перестройка-3" и межевой план. Земельный участок, выделенный ранее Шихабидову Ш.А, согласно межевому плану имеет координаты характерных поворотных точек: N X - 212409.27 Y - 354924.25;
N X - N N X - N; N X - N Y - N Земельный участок находится в кадастровом квартале N. Согласно межевому плану по состоянию на 06.12.2016 площадь испрашиваемого земельного участка составляет 500 кв.м.
Спустя месяц после изготовления межевого плана, "дата" Шихабидов Ш.А. умер, не успев завершить процедуру оформления права собственности на земельный участок.
Таким образом, Шихабидов Ш.А. при жизни в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении садового участка в собственность.
В связи с изложенным суд полагает вышеуказанный земельный участок подлежащим включению в наследственную массу после смерти Шихабидова Ш.А.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил -от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Материалами дела установлено, что Шихабидова Г.Н. в установленном законом порядке обратилась в нотариальную контору за получением свидетельства о праве на наследство по закону после смерти Шихабидова Ш.А, однако ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на спорный земельный участок в связи с отсутствием на него правоустанавливающих документов.
В настоящее время, установленный законом срок для принятия наследства, истек.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворить требования Шихабидовой Ш.А.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными, основанными на вышеперечисленных нормативно - правовых актах
Доводы апеллянта о том, что земельный участок не может быть унаследован наследниками в виду отсутствия зарегистрированного права собственности за наследодателем, а Шихабидовой Ш.А. с заявлением о признании права собственности на земельный участок следовало обратиться в исполнительный орган местного самоуправления, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку отсутствие надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, в соответствии с вышеназванными законами, не является препятствием для признания права собственности за наследниками в порядке наследования.
Другие доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, судом им дана надлежащая оценка. Доводы жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Данные доводы жалобы являлись процессуальной позицией ответчика, были приведены им в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и требования по существу разрешены верно.
В апелляционной жалобе не приведены какие-либо новые, юридически значимые обстоятельства, требующие дополнительной проверки.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешая иск с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства имеющие значение для дела судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда с учетом доводов жалобы является законным и обоснованным, оснований для отмены решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда гор. Махачкалы РД от 4 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.