Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Горбатовой Л.В,
судей Пучковой Л.В, Хрулевой Т.Е,
при секретаре Ведениной А.Е,
с участием прокурора Кичаевой О.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по социальной защите населения Ленинградской области на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 11 февраля 2019 года по гражданскому делу N2- 95/2019, которым удовлетворены исковые требования Кировского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту интересов Кудашкиной А.П, к ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" в лице филиала в Кировском районе о возложении обязанности произвести перерасчет начисленных компенсационных выплат, начислить и выплатить компенсационную выплату и обязании учитывать при расчете компенсационной выплаты расходов по оплате капительного ремонта общего имущества многоквартирного дома,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Хрулевой Т.Е, возражения прокурора Ленинградской областной прокуратуры Кичаевой О.А, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
27.09.2018 года Кировский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту интересов Кудашкиной А.П, обратился в Кировский городской суд Ленинградской области с иском к ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" в лице филиала в Кировском районе.
В обоснование своих требований указал, что Кудашкина А.П. является вдовой погибшего военнослужащего К.В.М. и имеет право на компенсационную выплату по содержанию и ремонту объектов общего пользования многоквартирного дома, где находится принадлежащая ей на праве собственности квартира по "адрес" Однако при определении размера компенсационной выплаты ответчик не учитывает расходы по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, в связи с чем просил обязать ответчика произвести перерасчет начисленных компенсационных выплат, начислить и выплатить компенсационную выплату в связи с расходами по оплате капитального ремонта с 26.09.2015, а также с даты вступления решения суда в законную силу при определении размера компенсационных выплат учитывать расходы по оплате капитального ремонта общего имущества.
Протокольным определением суда от 29.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по социальной защите населения Ленинградской области.
Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 11 февраля 2019 года на ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" возложена обязанность произвести Кудашкиной А.П. перерасчет начисленных компенсационных выплат с учетом расходов по оплате капитального ремонта общего имущества, начислить и выплатить Кудашкиной А.П. компенсационную выплату в связи с расходами по оплате капитального ремонта общего имущества за период с 12.09.2015 по дату вступления решения суда в законную силу, при определении компенсационных выплат Кудашкиной А.П. с даты вступления решения суда в законную силу в связи с расходами по оплате содержания и ремонта объектов общего пользования учитывать расходы по оплате капитального ремонта общего имущества.
Комитет по социальной защите населения Леенинграсдкой области направил апелляционную жалобу, в которой просил решение Кировского городского суда Ленинградской области от 11 февраля 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что при вынесении решения судом были неправильно применены нормы материального права, поскольку согласно п.4 ст.24 ФЗ "О статусе военнослужащих" и п.4 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005г. N 475, компенсационная выплата в связи с расходами по оплате взноса на капительный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома не предусмотрена. Из разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, данного в ответ на обращение вице-губернатора Ленинградской области от 30.01.2015г. N2033-АЧ/04, следует, что исходя из норм ст.154 ЖК РФ взнос на капительный ремонт не включается в плату за содержание и ремонт жилого помещения, в связи с чем у членов семей погибших (умерших) военнослужащих (собственников жилого помещения в многоквартирном доме) отсутствует право на получение компенсационных выплат в связи с расходами по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Истец, представитель ответчика, податель жалобы, третье лицо "Фонд капитального реснта многоквартирных домов ЛО" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили слушать дело в их отсутствие, в связи с чем, судебная коллегия рассматривает дело по апелляционной жалобе в отсутствие истца и представителя ответчика.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Кудашкиной А.П. на праве собственности ей принадлежит квартира N расположенная по "адрес", оплата которой, в том числе взноса на капитальный ремонт, произведена в полном объеме с марта 2015 г. по ноябрь 2018г.
Из справки военного комиссара от 10.10.2004г. следует, что Кудашкина А.П. является членом семьи умершего военнослужащего и имеет в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на 50% денежную компенсацию расходов по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг с 01.10.2004.
Предоставление компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг членам семей погибших (умерших) военнослужащих на территории Ленинградской области осуществляется ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения", в соответствии с п.п. 49 п. 1 Приложения N 10 к приказу Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Единый Выплатной центр" от 02.07.2018 N 29.
Кудашкина А.П. обратилась к ЛОГКУ "Центр социальной защиты населения" в лице филиала в Кировском районе с заявлением о получении компенсационных выплат в связи с расходами по оплате капитального ремонта общего имущества.
Письмом N 2-10-18/9-2301 от 14.12.2018. Кудашкиной А.П. отказано со ссылкой на то, что действующее законодательство не предусматривает начисление компенсационных выплат в связи с расходами по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении членов семей погибших (умерших) военнослужащих.
Как следует из объяснений истца и не оспаривалось ответчиком, до сентября 2015 года при расчете компенсационной выплаты Кудашкиной А.П. учитывались расходы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в дальнейшем взносы на капитальный ремонт многоквартирного дома были исключены.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Кудашкина А.П. имела право на компенсационную выплату по расходам на ремонт объектов общего пользования в многоквартирном доме до внесения изменений в ст.154 ЖК РФ, и пришел к выводу, что данное право, в том числе после внесения изменений в статью 154 ЖК РФ (ФЗ от 25.12.2012г. N271-ФЗ), не утрачено.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на собранных по делу доказательствах и положениях действующего законодательства.
Согласно п.4 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах; коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Порядок и размеры компенсационных выплат, предусмотренных указанным пунктом, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005г. N 475, члены семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляют оплату жилой площади, коммунальных и других видов услуг в полном объеме с последующим получением компенсационной выплаты в связи с оплатой общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений (для собственников жилых помещений и членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - оплата содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах).
Из указанных норм следует, что членам семей умерших военнослужащих полагается компенсационная выплата по расходам на ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах. При этом законодатель не разделил указанные расходы на расходы по капитальному ремонту и на расходы по текущему ремонту.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П, участники общей долевой собственности обязаны соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по этому имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК Российской Федерации), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов) для каждого из собственников помещений в этом доме составляет не просто неотъемлемую часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом. Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, во-первых, платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и, во-вторых, взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 39, пункты 1 и 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158).
Таким образом, расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома для собственников состоят как из оплаты текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, так и из оплаты взносов на капитальный ремонт, являющейся необъемлемой частью бремени содержания и сохранения общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ, в редакции до введения в действие Федерального закона N 271-ФЗ от 25.12.2012, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включала в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
После введения в действие в действие ст. 154 ЖК РФ (в редакции ФЗ от 25.12.2012г.), предусматривающей включение в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в много-квартирном доме:1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержа-нии общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги, ни в статью 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, ни в пункт 4 Правил от 02.08.2005г. N475 никаких изменений внесено не было и не могло быть, так как указанные положения законодательства предусматривают право членов семей умерших военнослужащих на получение компенсационной выплаты по расходам на ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах, а ч.2 ст.154 ЖК РФ закрепляет обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном жилом доме нести расходы по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, которые, вне всякого сомнения, исходя из содержания ч.1 ст. 158 и ч.1 ст.166 ЖК РФ, относятся к расходам на ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах.
В данном деле следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ, нашедшую отражение в постановлении от 25.02.2019 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданки Г.В. Журавель", признавшего абзацы второй и третий пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1), в той мере, в какой содержащиеся в них положения в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о включении в состав расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах, а именно, с момента вступления настоящего Постановления в силу предусмотренные пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" компенсационные выплаты собственникам жилых помещений - членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг должны выплачиваться повсеместно в полном объеме.
При этом впредь до внесения федеральным законодателем - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - необходимых изменений в действующее правовое регулирование при исчислении размера такого рода компенсационных выплат расходы по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, понесенные собственниками жилых помещений, являющимися получателями данной меры социальной поддержки, подлежат учету органами социальной защиты населения в составе расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования.
Как правильно указал суд первой инстанции, правовая позиция Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенная в письме от 30.01.2015 N2033-АЧ/04 и правовая позиция Министерства труда и социальной защиты РФ в письме от 20.12.2018 N13-7/10/В-10318, о том, что исходя из норм ст. 154 ЖК РФ плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и взнос на капительный ремонт является разными составляющими платы за жилье, не включается в плату за содержание и ремонт жилого помещения, а Закон N76-ФЗ не содержит основания для возникновения у членов семей погибших (умерших) военнослужащих (собственников жилого помещения в многоквартирном доме) на получение компенсационных выплат в связи с расходами по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не может быть принята во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как не основана на законе. При этом указанные письма не является официальными разъяснениями соответствующих положений закона и подзаконных актов, не зарегистрированы в Минюсте РФ.
Более того, внесение изменений в иные Федеральные законы ("О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и др.), как на то указывает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в части предоставления мер социальной поддержки в связи оплатой взноса на капитальный ремонт объектов общего пользования, не может умалять право членов семей умерших военнослужащих на получение компенсационной выплаты по расходам на оплату взноса на капитальный ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что Кудашкина А.П. имела право на компенсационную выплату по расходам на ремонт объектов общего пользования в многоквартирном доме до внесения изменений в ст.154 ЖК РФ, и данное право, в том числе после внесения изменений в статью 154 ЖК РФ (ФЗ от 25.12.2012г. N271-ФЗ), не утрачено, в связи с чем Кудашкина А.П. имеет право на получение компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Основания для освобождения собственников от обязанности по оплате взноса на капитальный ремонт предусмотрены статьей 169 ЖК РФ.
Доказательств того, что многоквартирный дом, в котором проживает материальный истец, признан аварийным и подлежащим сносу или подлежащим реконструкции, ответчиком не представлено. При таких условиях оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора не имелось.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции. Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ч. 1 ст. 329, ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Кировского городского суда Ленинградской области от 11 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по социальной защите населения Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Туманова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.