Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Васильевой В.Г., судей Осиповой А.А., Пуховой Е.В., при секретаре Ноговицыной Е.И. рассмотрела в открытом судебном заседании 22 мая 2019 года апелляционную жалобу представителя истца Чистоедова Д.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2019 года, которым по делу по иску Давыдовой Лидии Семеновны к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения
постановлено:
Иск Давыдовой Лидии Семеновны к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Васильевой В.Г, пояснения истца Давыдовой Л.С, ее представителя Чистоедова Д.В, представителя ответчика Федорова Е.К, судебная коллегия
установила:
Давыдова Л.С. является собственником жилого дома, площадью 16,7 кв.м. и земельного участка, площадью *** кв.м, расположенных по адресу:...
Давыдова Л.С, указывая, что ее жилой дом с земельным участком находятся в зоне ежегодного подтопления паводковыми водами в местности Даркылах г. Якутска, в периоды 2010, 2011, 2013 годы жилой дом подвергся затоплению весеннего паводка, в связи с чем пришел в непригодное для проживания состояние, она и ее семья неоднократно признавалась пострадавшими от паводка, однако для получения иного жилого помещения нужно было признание жилого дома непригодным для проживания, признание которого она добивалась более 4 лет, она и ее семья состоят на учете нуждающихся в жилом помещении, ответчик, признав ее право на предоставление иного жилого помещения, в связи с отсутствием свободных жилых помещений отказывает предоставить ей и ее семье иное жилое помещение, получение сертификата для приобретения иного жилья она утратила из-за уклонения ответчика признать ее жилой дом непригодным для проживания, обратилась в суд с иском к Окружной администрации города Якутска о предоставлении благоустроенного жилого помещения на состав семьи три человека по 18 кв.м. на каждого члена семьи - общей площадью 54 кв.м, отвечающего действующим санитарным нормам и степени благоустройства в соответствии с Постановление главы ГО "город Якутск" N 14 от 2 марта 2009 года.
Судом принято вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель истца Чистоедов Д.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме по тем основаниям, что жилой дом истца в периоды 2010, 2011, 2013 годы подвергся затоплению весеннего паводка, в связи с чем пришел в непригодное для проживания состояние, согласно подсчетам, произведенным в рамках прокурорской проверки с привлечением компетентных специалистов, степень повреждения объекта составляет 81,4%, заключением Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) от 12 ноября 2013 года N 116-13, значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций привела к деформации несущих и ограждающих конструкций, которые находятся в ограниченно работоспособном состоянии и предоставляют угрозу жизни и здоровью граждан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении требований истца по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, при этом исходил из того, что у ответчика не возникло обязанности предоставить собственнику какого-либо предварительного и равноценного возмещения, предусмотренного ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок и жилой дом для муниципальных нужд не изъяты, соглашение с собственником жилого дома не заключалось.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
Жилищным кодексом Российской Федерации закреплен принцип обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности (п. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных п. 2 настоящей статьи случаев.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В силу п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильцов.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
В силу п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном п. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как видно из материалов дела, жилой дом истца, общей площадью 16,7 кв.м, расположен по адресу:... В нем проживают и зарегистрированы истец, ее дочь Д, внук Ш, _______ года рождения. Иных жилых помещений у истца и членов ее семьи не имеется.
Жилой дом истца в периоды 2010, 2011, 2013 годы подвергся затоплению весенними паводками.
Заключением межведомственной комиссии Окружной администрации города Якутска от 30 мая 2013 года, утвержденного распоряжением исполняющего обязанности главы Окружной администрации города Якутска N 1015р от 18 июня 2013 года, указанный жилой дом признан пригодным для проживания.
Заключением Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) N 116-13 от 12 ноября 2013 года жилой дом истца признан непригодным для проживания, при этом установлено, что значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций жилого дома истца, привела к деформации несущих и ограждающих конструкций, которые находятся в ограниченно работоспособном состоянии и представляют угрозу жизни и здоровью граждан (л.д. 24).
Проведенной в 2013 году прокуратурой города Якутска проверкой установлено, что межведомственная комиссия 5 августа 2013 года не надлежаще обследовала жилой дом истца, в Акте обследования процент износа дома был существенно занижен, что в свою очередь повлияло на определение степени повреждения объекта в наименьшую сторону (л.д.20-22).
Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года указанное заключение межведомственной комиссии признано незаконным, на Окружную администрацию города Якутска возложена обязанность внести изменения в распоряжение от 18 июня 2013 года N 1015р путем исключения из п. 8 Приложения N 2 указанного выше жилого дома (л.д. 53-57, 58-62).
Ответчик, с 2013 года зная о том, что состояние дома представляет опасность для жизни и здоровья проживающим в нем гражданам, что дом является непригодным для проживания, признал жилой дом истца непригодным для проживания только 30 ноября 2018 года (Заключение межведомственной комиссии Окружной администрации города Якутска от 30 ноября 2018 года). При этом не принимает меры, предусмотренных приведенными нормами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Необходимость предоставления истцу иного жилого помещения ввиду непригодного состояния для проживания очевидна, подтверждается материалами дела, в том числе заключением Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) N 116-13 от 12 ноября 2013 года, из которого следует, что дом истца еще в 2013 году представлял опасность для жизни и здоровья, проживающих в нем гражданам.
Как разъяснено в преамбуле Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы п. 1 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством (п. 1 названного Постановления Пленума).
Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 2, 18 Конституции Российской Федерации) предполагает безусловную обязанность суда исследовать и оценивать все возможные варианты их защиты, поскольку правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости.
С 19 января 2018 года истец Давыдова Л.С. с составом семьи из 3 человек в установленном порядке признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. 63-64), а занимаемое ею жилое помещение, являющееся для нее единственным местом для проживания, с учетом состояния дома представляет опасность для жизни и здоровья ее и членов ее семьи, в том числе малолетнего внука, а также исходя из длительности, характера, порядка проводимых ответчиком мероприятий, судебная коллегия с учетом положений подп. 1 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации приходит к выводу о возможности удовлетворения требования истца и предоставлении ей на состав семьи из 3 человек во внеочередном порядке иного жилого помещения на условиях договора социального найма.
Определяя площадь предоставляемого жилого помещения, судебная коллегия учитывает положения п. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Жилое помещение по договору социального найма предоставляется истцу не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома непригодным для проживания, потому оно предоставляется не по нормам предоставления, а по принципу равнозначности предоставляемого жилого помещения ранее занимаемому жилому помещению.
Общая площадь жилого дома истца, признанного непригодным для проживания, составляет 16,7 кв.м, находится на территории Окружной администрации города Якутска.
Учитывая вышеизложенное решение суда подлежит отмене с принятием нового решения, которым исковое заявление удовлетворить частично, на ответчика возложить обязанность предоставить истцу на состав семьи из 3 человек иное жилое помещение на условиях договора социального найма, соответствующее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, благоустроенное применительно к условиям г. Якутска, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, не менее 16,7 кв.м, расположенное в черте границ г. Якутска.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2019 года по данному делу отменить, принять новое решение.
Иск Давыдовой Лидии Семеновны к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить Давыдовой Лидие Семеновне на состав семьи из 3 человек иное жилое помещение на условиях договора социального найма, соответствующее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, благоустроенное применительно к условиям г. Якутска Республики Саха (Якутия), равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, не менее 16,7 кв.м, расположенное в черте границ г. Якутска Республики Саха (Якутия).
Председательствующий В.Г. Васильева
Судьи А.А. Осипова
Е.В. Пухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.