Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Кычкиной Н.А.,
при секретаре Алексеевой В.Ш,
с участием представителя административного истца Антипина В.Н, представителя Окружной администрации г.Якутска Коба Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда от 28 февраля 2019 года по делу по административному иску Черкасова Р.А. к Департаменту градостроительства Окружной администрации г.Якутска об оспаривании решения, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, пояснения представителей сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черкасов Р.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказ Департамента градостроительства Окружной администрации г.Якутска о согласовании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Требования мотивировал тем, что является собственником земельного участка по адресу:.., площадью 245 кв.м. При обращении истца в Окружную администрацию г.Якутска с уведомлением о согласовании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке последовал отказ по причине расположения участка в территориальной зоне Л-1, где размещение жилого дома не предусмотрено. Считает отказ незаконным, поскольку вид разрешенного использования земельного участка был определен до вступления в законную силу Правил землепользования и застройки ГО "г.Якутск". Просит суд признать отказ незаконным, поскольку нарушает право собственника на землепользование по его целевому назначению и обязать устранить допущенное нарушение прав административного истца.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен административный истец. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Настаивает на своих требованиях. Указывает, что является собственником земельного участка и жилого дома с 12 августа 2016г, при этом вид разрешенного использования участка установлен под жилой дом, в связи с чем имеет право осуществить строительство индивидуального жилого дома, что судом не учтено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно положениям ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Черкасов Р.А. является собственником земельного участка с кадастровым N.., общей площадью 245 кв.м, с разрешенным видом использования: под жилой дом, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Право собственности зарегистрировано 12 августа 2016г.
Земельный участок с жилым домом площадью 48,9 кв.м. по указанному адресу административным истцом приобретены на основании договора купли-продажи от 04 августа 2016г, заключенного между Ф. и Черкасовым Р.А.
При обращении к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке письмом от 15 октября 2018г. указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что земельный участок находится в зоне Л-1, где размещение индивидуального жилого дома не предусмотрено.
Согласно сведениям ИСОГД от 01 июня 2018г. спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Л-1: зоне городских лесов; территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий. В данной зоне градостроительные регламенты не подлежат установлению. Также установлены ограничения по линии градостроительного регулирования (красные линии).
Согласно ст.51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с ч.10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
По положениям ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Установление территориальных зон осуществляется в порядке, установленным ст.34 ГрК РФ.
Для каждого земельного участка, объекта капитального строительства, расположенного в границах городского округа, разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам, установленными Правилами землепользования и застройки ГО "г.Якутск" в случаях, когда на земельный участок или объект капитального строительства распространяется требование градостроительного регламента.
Распоряжением Окружной администрации г.Якутска от 02 декабря 2009г. N 1200/1зр утвержден проект планировки территории центральной части г.Якутска, прошедший процедуру публичных слушаний 30 августа 2016г. на основании распоряжения главы ГО "г.Якутск" от 30 апреля 2009г. N1334р "О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории центральной части г.Якутска".
Распоряжением первого заместителя главы ГО "г.Якутск" от 21 октября 2013г. N319/1зр утвержден проект планировки территории кварталов N150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г.Якутска.
Согласно Правилам землепользования и застройки ГО "г.Якутск", принятого решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N РЯГД-5-9 зона "Л-1" - зона городских лесов; территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков. Территориальная зона Л-1 выделена в целях обеспечения правовых условий сохранения естественных ландшафтов на территории городского округа "город Якутск". В зоне "Л-1" допускается размещение в качестве видов разрешенного использования земельных участков (основного, условного, вспомогательного) видов деятельности и объектов в соответствии с классификатором, приведенным в приложении к приказу Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540. Согласно указанному классификатору зоны городских лесов относятся к охраняемым природным территориям, хозяйственная деятельность на которых ограничена.
Согласно ч.7 ст.36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними баланса.
В судебном заседании установлено, что административным истцом ранее имеющийся прежний объект недвижимости - жилой дом снесен и возведен новый жилой дом. Между тем новый объект недвижимости может возвести только в соответствии с градостроительным регламентом. В таком случае орган местного самоуправления правильно отказал в согласовании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (абзац 6 п.4 ст.85 ЗК РФ), а новый объект недвижимости не соответствует таковым требованиям. Административным истцом земельный участок приобретен в 2016г, к тому времени в отношении территории, где располагается участок истца, градостроительные нормы были установлены и действовали.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности отказа органа местного самоуправления и отсутствии нарушений прав и законных интересов истца является законным и обоснованным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда не могут. В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 28 февраля 2019 года по делу по административному иску Черкасова Р.А. к Департаменту градостроительства Окружной администрации г.Якутска об оспаривании решения оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Сыренова С.Н.
Кычкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.