Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Комюстюровой А.А,
с участием административного истца Щур В.М, его представителя Прокопьевой Е.М, представителя Окружной администрации г.Якутска Федорова Д.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Якутского городского суда от 05 марта 2019 года по делу по административному иску Щур В.М. к Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным отказа, которым
постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска от 23 января 2019г. N330-ДИЗО/19.
Обязать Окружную администрацию... предварительно согласовать предоставление земельного участка, расположенного по адресу:... Щур В.М. в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, пояснения сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щур В.М. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказ Окружной администрации г.Якутска в предварительном согласовании предоставления ему земельного участка в собственность. В обоснование требований указал, что является собственником здания по адресу:... При обращении с заявлением в Окружную администрацию г.Якутска о предварительном согласовании предоставления земельного участка по зданием для использования под индивидуальное жилищное строительство отказано по причине расположения участка в зоне с особыми условиями использования территорий: объектов системы газоснабжения. Рекомендовано обратиться повторно с приложением письменного согласия сетевой организации. Считает, что как собственник здания имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность. В выписке из ЕГРН сведения об охранной зоне отсутствуют. Также рядом с участком объекты газоснабжения отсутствуют, соответственно, нет и охранной зоны. Полагая отказ незаконным и нарушающим его права, просил суд признать отказ незаконным, и обязать ответчика предварительно согласовать предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен административный ответчик. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Настаивает на правомерности своих действий. Указывает, что имеются ограничения в использовании земельного участка в связи с расположением на охранной территории объектов системы газоснабжения, в связи с чем предварительное согласование предоставления земельного участка невозможно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.2 ст.11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Согласно пп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1 - 13, 15 - 19, 22 823 ст.39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями пп.4 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении (согласовании в предоставлении) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии на указанном земельном участке зданий, сооружений, объекта незавершенного строительства, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, за исключением случая, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.
Судом установлено, что Щур В.М. является собственником здания общей площадью 18,3 кв.м, расположенного по адресу:... что подтверждается выпиской из ЕГРН.
При обращении истца в Окружную администрацию г.Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по данному адресу в собственность письмом от 23 января 2019г. отказано по причине расположения испрашиваемого участка в зоне с особыми условиями использования территорий: объектов системы газоснабжения, заявителю рекомендовано согласовать предоставление земельного участка с сетевой организацией.
В соответствии с ч.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п.3 ст.35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные ч.1 ст.39.20 ЗК РФ.
Пунктом 6 ч.2 ст.39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 данного Кодекса.
Согласно ч.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст.70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст.49 настоящего кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, а также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
В силу п.6 ст.56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними".
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 12 декабря 2018г. испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-2А: для индивидуального жилищного строительства на территории г.Якутска. Установлена зона с особыми условиями использования территорий: объектов системы газоснабжения.
Согласно ст.2 Федерального закона от 31 марта 1999г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии с п.6 ст.90 ЗК РФ и ч.6 ст.28 Закона о газоснабжении в Российской Федерации границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Из акта обследования земельного участка от 11 января 2019г. следует, что данный участок используется по целевому назначению, имеется одноэтажное здание, имеется проезд к земельному участку, запретов на использование под запрашиваемый вид не выявлено. Сведения о наличии охранной зоны газоснабжения отсутствуют.
При этом доводы административного ответчика об охранной зоне газопровода не подтвердились. Из представленной АО "Сахатранснефтегаз" схемы объектов системы газоснабжения участков ДСПК "Электрик", местность Сергелях г.Якутска не усматривается наличие объектов газоснабжения вблизи испрашиваемого земельного участка.
Также доказательств того, что испрашиваемый участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении, стороной ответчика суду не представлено.
При таких обстоятельствах законных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка у муниципального органа не имелось, о чем суд пришел к правильному выводу.
Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к переоценке доказательств и субъективному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 05 марта 2019 года по делу по административному иску Щур В.М. к Окружной администрации г.Якутска о признании незаконным отказа оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Оконешникова М.М.
Сыренова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.