Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе
судьи Дьяконовой З.С,
при секретаре Гороховой А.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО "Арман" к Правительству РС(Я), Федеральной службе Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
установил:
ООО "Арман" обратилось в суд с иском к Правительству РС(Я), Федеральной службе Государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости. Иск мотивирован тем, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N... площадью *** кв.м, расположенный по адресу:... Кадастровая стоимость указанной недвижимости определена равной *** рублей. В соответствии с отчетом от 28 февраля 2019 года, выполненным ООО " ***" рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 года определена равной 20 760 753 рубля
Не согласившись с результатами оценки кадастровой стоимости, истец 28 февраля 2019 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по РС (Я) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов в размере их рыночной стоимости.
Заявление к рассмотрению Комиссией не принято, в связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в Комиссию не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Истец обратился в суд с иском, в котором предъявил требование об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, просит определить кадастровую стоимость земельного участка равной ее рыночной стоимости.
Кроме того, истец просит восстановить срок обращения в суд, мотивируя тем, что срок обращения пропущен по уважительным причинам. Ссылается на то, что пропуск срока на обращение в суд не свидетельствует об утрате права на такое обращение при условии сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения.
В судебном заседании представители истца ООО "Арман", Габышев А.Г. и Каркавин А.В, действующие на основании доверенности от 14 мая 2019 года поддержали исковые требования, просят их удовлетворить.
Представитель ответчика - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) Панов А.В, действующий на основании доверенности от 28 декабря 2018 года, пояснил, что срок обращения в суд с данным иском пропущен без уважительных причин и не подлежит восстановлению. По существу спора полагается на усмотрение суда.
Представители ответчика - Правительства РС (Я) Григорьева Е.В. и Винокурова Н.М. просят отказать в удовлетворении требований истца, указывая на то, что истец пропустил срок обращения в суд без уважительных причин. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в январе 2014 года, пятилетний срок, установленный для обращения в суд истек 1 января 2019 года. Кроме того, представители ответчика Правительства РС(Я) ссылаются на расхождения, имеющиеся в представленном истцом отчете об оценке. По мнению представителей ответчика оценщиком применена необоснованная корректировка по местонахождению. Так, оцениваемый земельный участок расположен в.., 3 земельных участка - аналоги, примененные для сравнительного анализа расположены в... Просят отказать в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.
Суд приходит к выводу о восстановлении срока для обращения в суд, поскольку в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости. Более того, пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 0.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 1 статьи 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 135-ФЗ), в части первой статьи 24.12 слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" исключены. Таким образом, положения части 1 статьи 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу. Поскольку очередная кадастровая оценка земельного участка не проводилась, для целей, предусмотренных законодательством используется кадастровая стоимость земельного участка, определенная на 01 января 2012 года, суд считает возможным восстановление срока. Кроме того, пропуск срока является незначительным. Должны были обратиться в комиссию или в суд до 1 января 2019 года, обратились в комиссию 28 февраля 2019 года.
. В силу ч. ч. 2, 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО "Арман" на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером N.., площадью *** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок расположенный по адресу:...
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, выданной по состоянию на 06 марта 2019 года.
Согласно выписке из Единого реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость- 10.01.2012, дата утверждения кадастровой стоимости и дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН- 01.01.2014. Кадастровая стоимость земельного участка определена на 01 января 2012 года равной *** рублей на основании Постановления Правительства РС(Я) от 15 ноября 2013 года N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия".
На основании пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Согласно абзацу 5 части 16 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
Истцом в обоснование требований представлен отчёт ООО " ***" N... от 28 февраля 2019 года, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01.01.2012г. составляет 20 760 753,00 рублей.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается допустимым доказательством, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
На основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в отчёте ООО " ***" N... от 28 февраля 2019 года вывод в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01.01.2012г. составляет 20 760 753,00 рублей, подтверждают доводы истца о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью.
Ссылка представителей ответчика Правительства РС(Я) на недостоверность отчета об оценке в силу того, что для сравнительного анализа оценщиком взяты земельные участки, расположенные в.., тогда как оцениваемый земельный участок расположен в... не влечет отказа в удовлетворении требований.
В силу п. 11 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 297 (далее - ФСО N 1) основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.
В отчете об оценке указано, что в результате анализа рынка по продаже земельных участков в.., оценщиком не было выявлено ни одного предложения о продаже земельных участков с сопоставимыми с Объектом оценки характеристиками. Следовательно, оценщик был вынужден применить к расчетам в качестве аналогов для проведения прямого сравнительного анализа земельные участки, расположенные в.., как наиболее сопоставимые по качественным и количественным характеристикам с объектом оценки.
Анализ представленного истцом отчета об оценке позволяет суду сделать вывод о том, что при его составлении оценщиком соблюдены требования ФСО N 1, N2 и N 3, а также ФСО N 7, поскольку он является обязательным при оценке недвижимости.
Следует также учесть, что оспаривая достоверность отчета об оценке по указанным основаниям, ответчик не представляет своего отчета об оценке и не ходатайствует о назначении оценки судом.
В связи с изложенными выше обстоятельствами, суд полагает заявленные ООО "Арман" исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01.01.2012г. равной его рыночной стоимости в размере 20 760 753,00 рублей подлежащими удовлетворению.
В соответствии с третьим абзацем ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции до 1 января 2017 г. (далее - Закон N 135-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. К таким случаям относятся положения пятого абзаца этой же статьи, согласно которому в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке ст. 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, поскольку Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
По настоящему делу заявление подано истцом в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, как это следует из решения названной комиссии, - 28 февраля 2019 года, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2019 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление ООО "Арман" к Правительству Республики Саха (Якутия), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить на период с 1 января 2019 г. и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2012 г.:
- земельного участка с кадастровым номером N.., площадью *** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок расположенного по адресу:.., равной его рыночной стоимости в размере 20 760 753 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 февраля 2019 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РС(Я): З.С. Дьяконова
Решение суда принято в окончательной форме 27 мая 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.