Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе
судьи Дьяконовой З.С,
при секретаре Гороховой А.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Акционерного общества "АЛРОСА-Газ" об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Республике Саха (Якутия) при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 24 января 2019 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, принятого по обращению МО "Мирнинский район", исключении сведений из государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, установленной решением комиссии,
установил:
Акционерное общество "АЛРОСА-Газ" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Республике Саха (Якутия) при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее Комиссия) от 24 января 2019 года об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, принятого по обращению МО "Мирнинский район", исключении сведений из государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:16:080101:14, установленной решением комиссии.
Иск мотивирован тем, что истец является арендатором земельного участка с указанным кадастровым номером площадью *** кв.м, расположенного по адресу:... на основании договора аренды N... от 18.06.2013, заключенного на срок 10 лет, с 17 мая 2013 года по 16 мая 2023 год в целях эксплуатации автоматической газораспределительной станции... АГЗС является стратегически важным объектом, предназначенным для снижения высокого давления природного газа и поддержания его с заданной точностью перед подачей на котельную...
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2016 года N... утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 530,55 рублей.
08 февраля 2019 года истец получил решение Комиссии от 24 января 2019 года, которым удовлетворено заявление МО "Мирнинский район" РС(Я) об определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 475 895 рублей.
Решение Комиссии истец считает незаконным со ссылкой на то, что в силу положений ч. 20 ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пункта 16 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 (далее Порядок), Комиссия была обязана в семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направить уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
В данном случае арендатор земельного участка не был уведомлен о поступлении в Комиссию заявления МО "Мирнинский район" и дате рассмотрения этого заявления. Истец также оспаривает Отчет об оценке, который был представлен муниципальным образованием Комиссии и на основании которого определена кадастровая стоимость земельного участка, ссылаясь на нарушения требований федеральных стандартов оценки при осуществлении оценки. Кроме того, истец считает, что решение Комиссии является незаконным, поскольку, согласно пункту 20 Порядка, в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Рыночная стоимость земельного участка в размере 475 895 рублей составляет ***% кадастровой стоимости земельного участка (530,55 рублей).
Администрация МО "Мирнинский раойн", Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия), Управление Росреестра по РС(Я), извещены о времени и месте рассмотрения данного дела надлежащим образом. Представители указанных лиц в судебное заседание не явились, ходатайств о переносе слушания дела не заявляли.
Суд считает возможным рассмотреть в отсутствие представителей сторон.
В судебном заседании, выслушав представителя истца, настаивающего на удовлетворении требований, исследовав представленные доказательства, суд установилследующее.
Из материалов дела усматривается, что между муниципальным образованием "Мирнинский район" и АО "АЛРОСА- Газ" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу:... N... от 18.06.2013, на срок 10 лет, с 17 мая 2013 года по 16 мая 2023 года в целях эксплуатации автоматической газораспределительной станции... (АГЗС).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 января 2016 года N... "О кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Республики Саха (Якутия)" утверждена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 530,55 рублей. Арендная плата рассчитывалась исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка.
17 января 2019 года МО "Мирнинский район" на основании отчета оценщика ООО " ***" обратилось в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной равной 475 895 рублей.
Оспариваемым решением Комиссии заявление МО "Мирнинский район" удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого истцом была определена равной 475 895 рублей.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой (ч.5 ст. 245 КАС РФ).
Таким образом, для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Уведомление о результатах рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости Администрация г.... получила 08 февраля 2019 года, что подтверждается журналом входящей корреспонденции.
С заявлением в суд об оспаривании решения Комиссии истец обратился 06 мая 2019 года.
Таким образом, АО "АЛРОСА-Газ" предусмотренный трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения комиссии от 24 января 2019 года не пропущен.
В соответствии с п. п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (в редакции Федерального закона N 135-ФЗ, действовавшей на момент подачи заявления обществом).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 и 13 статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 263 (далее также - Порядок).
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) создана на основании приказа руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 26 октября 2012 года N...
Согласно пункту 16 Порядка секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 17 Порядка на заседании комиссии по рассмотрению заявления могут присутствовать заявитель и иные лица.
Приведенные правовые предписания в их системном единстве позволяют сделать вывод о том, что действующее законодательство предусматривает право лица, обладающего правом на объект недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается иными лицами, принять участие в заседании Комиссии, рассматривающей заявление об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости.
В отзыве на исковое заявление представитель Комиссии выражает несогласие с доводами истца и полагает, что в иске должно быть отказано. Указывает, что уведомление о поступлении заявления МО "Мирнинский район" в Комиссию и его принятии к рассмотрению было направлено простым письмом от 17.01.2019 в адрес АО "АЛРОСА-Газ".
Между тем, из материалов дела следует, что уведомление о поступлении в Комиссию заявления МО "Мирнинский район" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, арендатором которого является истец, и его принятии к рассмотрению с указанием даты заседания Комиссии не направлялось по юридическому адресу Общества. Утверждение ответчика о направлении уведомления простой корреспонденцией в адрес Общества ничем не подтверждается, тогда как в представленном суду представителем истца журнале входящей корреспонденции Общества за период с 17 января 2019 года по 30 января 2019 года отсутствуют сведения о поступлении в общество какой-либо корреспонденции с Управления Росреестра по РС(Я). Имеется запись от 08 февраля 2019 года о поступлении с Управления Росреестра по РС(Я) решения об определении кадастровой стоимости от 24 января 2019 года.
Таким образом, о заседании Комиссии административный истец уведомлен не был, и тем самым, возможности реализовать свое право принять участие в заседании Комиссии 24 января 2019 года, быть выслушанным, ознакомиться с содержанием отчета об оценке, представленного муниципальным образованием в Комиссию, привести свои возражения относительно данного отчета был лишен.
О принятом Комиссией решении Общество извещено уведомлением от 29 января 2019 года.
На заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором, в частности, указываются: дата, время и место проведения заседания; фамилии, инициалы членов и секретаря комиссии; фамилии, инициалы, места работы, должности лиц, присутствующих на заседании комиссии и не являющихся ее членами; пояснения, данные лицами, присутствующими на заседании; пояснения оценщиков, составивших отчет об определении кадастровой стоимости, и (или) пояснения исполнителя работ по определению кадастровой стоимости по вопросам, касающимся определения кадастровой стоимости объекта оценки, результаты которого оспариваются, и (или) иных лиц, представленные к заседанию комиссии в письменном виде (пункт 18 Порядка).
В соответствии с пунктами 10, 12 Порядка заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии, либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения.
Суду не представлен протокол заседания Комиссии от 24 января 2019 года. Представители Комиссии и (или) Управления Росреестра по РС(Я) не явились на подготовительное судебное заседание и в судебное заседание. К отзыву на исковое заявление приложен только приказ о создании Комиссии, в котором указано на утверждение его состава согласно приложению к приказу. Приложение к приказу ответчиком суду не представлено, что делает невозможным установить, какие лица были утверждены в качестве членов Комиссии.
В решении от 24 января 2019 года указано, что решение принималось председателем Комиссии А. и его заместителем Б. при участии секретаря Комиссии В. При отсутствии протокола заседания Комиссии 24 января 2019 года установить, был ли соблюден кворум и порядок рассмотрения заявления об определении кадастровой стоимости земельного участка не представляется возможным.
Согласно пункту 20 Порядка на Комиссию возложена обязанность проверки отчета об оценке на соответствие его требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности.
Как установлено, АО "АЛРОСА-Газ" не было уведомлено Комиссией о поступлении заявления муниципального образования о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и дате рассмотрения этого заявления, в связи с чем было лишено возможности привести свои доводы о недостоверности представленного муниципальным образованием Отчета об оценке. Между тем, представитель истца в судебном заседании настаивает на доводах о недостоверности отчета и нарушениях федеральных стандартов оценки при его составлении.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения Комиссии, поскольку оно принято с нарушением установленного Порядка и нарушает права истца, как арендатора земельного участка.
По доводу истца о том, что Комиссия должна была отклонить заявление муниципального образования, поскольку рыночная стоимость земельного участка в размере 475 895 рублей составляет ***% кадастровой стоимости земельного участка (530,55 рублей), то есть больше чем на 30%, ответчик указывает, что в статью 24.18 Закона об оценке Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", были внесены изменения. В частности абзац шестой части шестнадцатой названной статьи, предусматривающей, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости следует прикладывать положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, если рыночная стоимость превышает кадастровую более чем на 30%, был исключен.
С момента вступления в силу указанных изменений (6 июля 2016 г.) Комиссия не вправе требовать у заявителя положительное экспертное заключение. Абзац второй пункта 20 Порядка создания и работы комиссии не должен применяться, как противоречащий нормам федерального закона.
Данный довод ответчика является обоснованным. Поскольку полномочия Комиссии по принятию решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в зависимости от их относительной разницы в процентах в настоящее время законодательно не ограничены, Комиссия не была вправе отклонить заявление об определении кадастровой стоимости по тому основанию, что рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии об определении кадастровой стоимости в размере рыночной резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной Комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости (статья 258 ГПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, абзац тридцать девятый статьи 24.18, абзацы первый и второй статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Заявление АО "АЛРОСА-Газ" удовлетворить.
Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Саха (Якутия) от 24 января 2019 года об удовлетворении заявления Муниципального образования "Мирнинский район" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу:... в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в сумме 475 895 рублей признать незаконным, отменить и обязать Комиссию устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления Муниципального образования "Мирнинский район" РС(Я).
Исключить из сведений государственного кадастра недвижимости установленную решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Саха (Якутия) от 24 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в сумме 475 895 рублей
Взыскать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Саха (Якутия) в пользу АО "АЛРОСА-Газ" государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия): З.С. Дьяконова
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 28 мая 2019 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.