Заместитель председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Седалищев А.Н., рассмотрев жалобу заместителя начальника ОГИБДД МУ МВД России "Якутское" Куличкина А.К. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 января 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Окружной администрации городского округа "Город Якутск",
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 63 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2019 года от 18 мая 2018 года Окружная администрация городского округа "Город Якутск", признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Якутского городского суда Ресбпулики Саха (Якутия) от 14 января 2019 года постановление мирового судьи от 18 мая 2018 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Окружной администрации городского округа "Город Якутск" прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным решением городского суда, должностное лицо ОГИБДД МУ МВД России "Якутское" обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой, в которой просит отменить его, приняв решение в соответствии с действующим законодательством. Считает, что МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" не осуществляет текущее содержание и эксплуатацию люков смотровых колодцев подземных коммуникаций, расположенных на проезжей части, соответственно не является субъектом административного правонарушения. Ответственность за состояние дорожного покрытия несет ОА г. Якутска. При этом, нахождение канализационной сети по... эксплуатации, и текущем содержании у АО "Водоканал" по договору N... -ОТ от 18.07.2018 не освобождает администрацию города Якутска от исполнения обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе соответствия люков смотровых колодцев канализационных сетей на дороге и парковочных местах установленным стандартам, нормам и правилам.
В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, полагаю, что указанная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
22 ноября 2018 года постановлением мирового судьи Окружная администрация городского округа "Город Якутск" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 200 000 руб.
14 января 2019 года решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) постановление о привлечении к административной ответственности Окружной администрации городского округа "Город Якутск" отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Прекращая производство по делу, судья городского суда исходил из того, что ненадлежащее содержание названного участка дороги допущено не администрацией, а муниципальным казенным учреждением "Служба эксплуатации городского хозяйства" поскольку указанное юридическое лицо является ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений.
Из материалов дела усматривается, что основанием для составления в отношении Окружной администрации городского округа "Город Якутск" протокола об административном правонарушении предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, послужил факт дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 31 августа 2018 г. в 20 час. 45 мин. на... г. Якутска при котором водитель управляя транспортным средством "Тойота Чайзер" с государственным регистрационным знаком N... совершил наезд на крышку люка смотрового колодца, в результате которого, произошло самопроизвольное его открывание и получение автомобилем механических повреждений в виде поломки выхлопной системы.
В ходе обследования указанного участка дорожной сети государственным инспектором отделения дорожного надзора и контроля за организацией движения отдела ГИБДД МУ МВД России "Якутское" Борисовым Д.А. выявлено непринятие мер по приведению его в нормативное состояние, поскольку указанный люк смотрового колодца подземных коммуникаций в нарушение требований ГОСТ 3634-99 круглой формы с металлической крышкой, не чугунный, без рельефа верхней поверхности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п. 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ).
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Органом местного самоуправления создано муниципальное казенное учреждение "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" (далее - МКУ "СЭГХ", учреждение) в целях организации исполнения вопросов местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления муниципального контроля за сохранностью указанных автомобильных дорог, а также выполнения иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В числе прочих задач на указанное Учреждение возложены, в том числе деятельность по ремонту и содержанию элементов обустройства автомобильных дорог местного значения - сооружений, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, и другие устройства для регулирования дорожного движения, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог и внутриквартальных территорий, пешеходных дорожек, тротуаров, других предназначенных для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружений, за исключением объектов дорожного сервиса (п.3.4.4. Устава МКУ "СЭГХ").
Распоряжением Главы города от 12.10.2015 N N... автомобильные дороги местного значения городского округа, перечень которых указан в приложении к данному распоряжению, включая улицу Халтурина, закреплены на праве оперативного управления за учреждением.
Учреждению переданы соответствующие полномочия по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. От имени органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя Учреждения, выступает администрация города. Имущество Учреждения находится в собственности учредителя и передано учреждению на праве оперативного управления.
Данное учреждение создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, в связи с переданными полномочиями, МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "Город Якутск" является лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог, деятельность учреждения финансируется из средств городского округа.
Исходя из указанных обстоятельств, бездействие по обеспечению безопасности дорожного движения, выразившееся в нарушении вышеуказанных ГОСТов, допущено МКУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "Город Якутск", которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
Таким образом, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), принимая решение об отмене постановления мирового судьи судебного участка N 63 города Якутска от 22 ноября 2018 г. и прекращении производства по делу, обоснованно исходил из отсутствия доказанности в действиях Окружной администрации городского округа "города Якутска" состава указанного административного правонарушения.
При этом из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для вынесения постановления по данному делу имели место 31 августа 2018 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ составляет три месяца.
Исходя из смысла и содержания ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Таким образом, с учетом решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14.01.2019 на сегодняшний день Окружная администрация городского округа "Город Якутск" к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ не привлечена.
Учитывая, что на данный момент сроки давности привлечения ОА г. Якутска к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения истекли, вопрос о виновности за пределами указанного срока обсуждению не подлежит и в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ данное обстоятельство исключает производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого судебного решения, не установлено.
При таких обстоятельствах решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14.01.2019 подлежит оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст.30.17 КоАП РФ, суд
постановил:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Окружной администрации городского округа "Город Якутск" оставить без изменения, жалобу заместителя начальника ОГИБДД МУ МВД России "Якутское" Куличкина А.К. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) п/п А.Н. Седалищев
Копия верна:
Заместитель Председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) А.Н. Седалищев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.