и.о. заместителя председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Васильева В.Г., рассмотрев жалобу защитника должностного лица Афанасьева С.М. - Дьячковской А.А. на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2018 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2018 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица - министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Афанасьева С.М.
установил:
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от 29 марта 2018 года N... оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2018 года, должностное лицо - министр охраны природы Республики Саха (Якутия) Афанасьев С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2019 года указанные постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2018 года, и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2018 г. оставлены без изменения, жалоба защитника должностного лица - без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением и судебными решениями защитник Афанасьева С.М. - Дьячковская А.А. обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой, в которой просит их отменить, освободив должностное лицо от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.
Обосновывая требования жалобы, защитник указал на следующие обстоятельства.
На момент совершения указанного правонарушения пункт 39 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Порядок N 370), в редакциях постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.06.2016 N 215, от 26.12.2016 N 467, не предусматривал требования об изменении нормативных затрат. Полагает, что судебные инстанции оставили указный довод без оценки. Кроме того, считает пункт 39 Порядка, не исполнимым поскольку действующее законодательство не предусматривает порядок внесения изменений в государственное задание в случае уменьшения суммы предоставленной субсидии, так как, государственное задание согласно форме не содержит суммы предоставляемых субсидий, тарифы на энергоносители. Фактически достигнутые показатели государственных заданий учреждений не повлекли изменения в государственные задания ни по одному показателю. Полагает, что при производстве по делу в нарушение ст. 24.1 КоАП РФ не учтены вышеуказанные причины и условия, доказывающие отсутствие вины (умысла) в действиях Афанасьева С.М. Ущерб государственному бюджету Республики не причинен, отсутствуют тяжкие последствия.
Совершенное правонарушение не представляет существенной угрозы общественным правоотношениям в бюджетной сфере, поскольку остатки средств, субсидий, образовавшиеся за счет снижения тарифов, возвращены в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) С учетом изложенного считает необоснованным привлечение должностного лица к административной ответственности за нарушение неисполнимой нормы (п.39), настаивает на прекращении производства по делу по ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Считает суды не установили все обстоятельства по делу. В решении Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11.01.2019 не указаны срок и порядок его оспаривания. Копия указанного решения в нарушение ч.4 ст.30.9 КоАП РФ в трехдневный срок в адрес заявителя не направлялась, а была получена в Якутском городском суде Республики Саха (Якутия) лишь 01.02.2019.
В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Определением заместителя председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2019 года жалоба принята к рассмотрению, дело истребовано и поступило в суд _______.
Проверив в соответствии с требованиями ст. 30.16 КоАП РФ дело в полном объеме, нахожу состоявшиеся судебные постановления подлежащими оставлению без изменения.
Административная ответственность за нарушение порядка формирования государственного задания установлена ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Субъектом указанного правонарушения является должностное лицо, вина которого допускается как в форме умысла, так и неосторожности (небрежности).
В соответствии с ч. 2 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370 утвержден Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания.
В соответствии с п. 6 Порядка N 370 в случае внесения изменений в показатели государственного задания формируется новое государственное задание (с учетом внесенных изменений) в соответствии с положениями настоящего раздела.
В п. 11 Порядка N 370 указано, что объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
В соответствии с п. 39 Порядка N 370 уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.
В соответствии с ч. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Согласно пункту 8 Порядка N 370 государственное задание формируется в соответствии с утвержденным главным распорядителем средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности.
В данном случае в ходе выездной ревизии составления и исполнения бюджетной сметы, в том числе средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на содержание органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также исполнения государственных программ Республики Саха (Якутия) "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы" и "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 -2020 годы" за 2016-2017 годы в Министерстве охраны природы Республики Саха (Якутия) установлено нарушение Порядка, которое выразилось в следующем.
21.03.2018 в отношении должностного лица - министра охраны природы Республики Саха (Якутия) главным контролером-ревизором второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Респубулики Саха (Якутия) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 30.12.2016 N... утверждены государственные задания на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы для ГБУ РС (Я) Природный парк "Синяя" и ГБУ РС (Я) Природный парк "Усть-Вилюйский".
Соглашением от 25.01.2017 N... о порядке и условиях предоставления субсидии ГБУ РС (Я) природный парк "Синяя" на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) было предусмотрено предоставление субсидии в сумме 7 383 465 руб.
В течение 2017 года дополнительным соглашением от 08.12.2017 N... к соглашению от 25.01.2017 N... объем субсидий был уменьшен на сумму 59 867,83 руб.
Соглашением от 23.01.2017 N... о порядке и условиях предоставления субсидии ГБУ РС (Я) природный парк "Усть-Вилюйский" на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) было предусмотрено предоставление субсидии в сумме 7 676 949 руб.
В течение 2017 года дополнительным соглашением от 08.12.2017 N... к соглашению от 23.01.2017 N... объем субсидий был уменьшен на сумму 35 481 руб.
При этом за 2017 год в государственные задания указанных ГБУ на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов не вносились соответствующие изменения.
Тем самым должностное лицо - министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Афанасьев С.М. не принял мер по изменению государственного задания за 2017 год путем уменьшения объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, что влечет его ответственность по ст. 15.15.15 КоАП РФ.
При этом, вопреки доводам заявителя жалобы отсутствие умысла должностного лица в совершении названного правонарушения, не исключает его вину в форме неосторожной вины.
Довод жалобы о том, что порядок N 370 в редакции постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.06.2016 N 215, от 26.12.2016 N 467 не предусматривал требования об изменении нормативных затрат является ошибочным, поскольку пункт 39 Порядка, как в редакции указанных постановлений, действовавшей до 01.01.2018, так и в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.01.2018 N 1 действующей с 01.01.2018 предусматривает уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания только при соответствующем изменении государственного задания.
Утверждение защитника о неисполнимости положений пункта 39 Порядка N 370, в связи с отсутствием соответствующей формы отклоняется исходя из следующего.
Форма по ОКУД 0506001 государственного задания (приложение N 1 к Порядку N 370) в части III. Прочие сведения о государственном задании, в том числе предусматривает следующие позиции: 2. Иная информация, необходимая для выполнения (контроля за выполнением) государственного задания; 4.3. Иные требования к отчетности о выполнении государственного задания; 5. Иные показатели, связанные с выполнением государственного задания.
Наличие указанных граф в форме позволяет сделать вывод о том, что в ней предусмотрена возможность указания корректировок, включая суммы предоставляемых субсидий и тарифы на энергоносители.
Оснований для признания совершенного учреждением административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Довод о прекращении производства по указанному основанию был предметом проверки судебных инстанций, которые пришли к обоснованному выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, исходя при этом из оценки фактических обстоятельств дела, характера противоправного деяния и степени вины правонарушителя.
Соответствующий вывод сделан с учетом положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Отсутствие в решении судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11.01.2019 указания на срок и порядок его обжалования процессуальным нарушением не является, поскольку такая обязанность в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ возлагается лишь на судью (должностное лицо, коллегиальный орган), вынесшего постановление по делу об административном правонарушении. Оснований для применения указанной нормы по аналогии в отношении судьи рассматривающего жалобу на не вступившее в законную силу постановление, не имеется.
Довод о направлении лицам, участвующим в деле, копии решения суда с нарушением предусмотренного КоАП РФ трехдневного срока отмену обжалуемого решения повлечь не может, так как позднее получение копии решения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу, на его обжалование не нарушило и существенным нарушением положений КоАП РФ не является, поскольку возможность обжалования вступившего в законную силу судебного решения по делу об административном правонарушении процессуальными сроками не ограничена.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановление и решения судебных инстанции подлежит оставлению без изменения, жалоба -оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 2 ст.30.17 КоАП РФ, суд
постановил:
Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2018 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2018 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 января 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица - министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Афанасьева С.М. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Вр. и.о. заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) п/п В.Г. Васильева
Копия верна:
Вр. и.о. заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) В.Г. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.