Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Васильева В.Г., рассмотрев жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу Мкртчян Э.Ф. на постановление мирового судьи судебного участка N 59 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 04 февраля 2019 года, решение Якутского городского суда РС (Я) от 14 марта 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "город Якутск"
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 59 г. Якутска от 04 февраля 2019 года, оставленным без изменения решением Якутского городского суда РС (Я) от 14 марта 2019 года, юридическое лицо - МУП "Жилкомсервис" Городского округа "город Якутск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 704 453,78 руб.
В жалобе Мкртчян Э.Ф, не соглашаясь с произведенной судьями оценкой доказательств, просит вынесенные в отношении МУП "Жилкомсервис" Городского округа "город Якутск" судебные акты отменить, производство прекратить за отсутствием состава и события административного правонарушения. Указывает на нарушение норм материального права, допущенных в ходе административного производства.
Изучив доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность вынесенных судебных решений, по материалам истребованного дела, прихожу к следующему.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
По смыслу бюджетного законодательства, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, согласно статьям 69 и 78 БК РФ.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Согласно п. 2 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением является действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, и которое влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2013 года 1235-З N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", Приказом Министерства ЖКХ и энергетики РС (Я) от 27.09.2017 N 450-п утвержден Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Порядок).
Поскольку как усматривается из 3.3 Устава МУП "Жилкомсервис" Городского округа "город Якутск" одним из видов деятельности предприятия является управление эксплуатацией жилого фонда на территории ГО "город Якутск" включая оказание коммунальных услуг гражданам жилого фонда, частным лицам (собственникам), предприятиям, учреждениям, МУП "Жилкомсервис" является организацией, имеющей право на получение субсидии в силу п. 1.6.1 Порядка.
Согласно п. 1.5 Порядка, предоставление субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) производит государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" за текущий и предыдущие годы в пределах доведенных в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств (далее - Агентство).
Во исполнение условий предоставления субсидий из федерального бюджета 16 апреля 2018 года между ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" и МУП "Жилкомсервис" заключено соглашение о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги N 115-я (л.д. 28 - 35).
С учетом заключенных между указанными сторонами дополнительные соглашения N... от 17.06.2018г, N... от 24.08.2018г, N... от 24.08.2018г, N... от 21.09.2018г, N... от 19.10.2018г. средства субсидии в общем объеме 173 769 399,00 руб. перечислялись на счет МУП "Жилкомсервис", открытый в АКБ "Алмазэргиэнбанк" периодичными платежами, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями (л.д. 36-62).
В рамках контрольного мероприятия "Проверка законности и целевого использования средств государственного бюджета РС (Я)" в МУП "Жилкомсервис", проведенного на основании плана работы Счетной палаты РС (Я) на 2018 год, выявлено, что МУП "Жилкомсервис" нарушены условия предоставления субсидии, содержащие в разделе 2 Порядка N 450-п, в части отсутствия полного пакета документов, необходимых для получения субсидии.
Результаты проверки изложены в выписке из Акта от 05.12.2018г. 02-11/89 (л.д. 19-23).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления главным инспектором отдела контроля расходов бюджета в хозяйственной сфере Счетной палаты РС (Я) 25 декабря 2018 года в отношении МУП "Жилкомсервис" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность МУП "Жилкомсервис" подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают.
Действия МУП "Жилкомсервис" правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении мировым судьей и судьей Якутского городского суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и сделан обоснованный вывод о доказанности вины МУП "Жилкомсервис" в его совершении.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что предоставление справки КНД 1120101 для получения субсидии, не может рассматриваться как нарушение подп. "м" п. 2.1.1 Порядка N 450-п, и кроме того не представление указанной справки не может свидетельствовать о нарушении условий предоставления субсидии, нахожу несостоятельным.
Согласно подп. "а" п. 2.5.3 заключение соглашения о предоставлении субсидии осуществляется при соблюдении условий наличия заявления Организации о предоставлении субсидии с приложением полного пакета требуемых документов, в пределах сроков, указанных в пункте 2.2.1 настоящего Порядка.
Из выписки акта проверки от 05.12.2018г. N 02-11/89, протокола об административном правонарушении N 136 от 25 декабря 2018 года усматривается, что МУП "Жилкомсервис" представлены, а Агентством приняты справки территориального органа Федеральной налоговой службы, подписанные ее руководителем, по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии, подтверждающие наличие у МУП "Жилкомсервис" задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации, что в свою очередь влечет нарушение подп. "а" п. 2.5.3 Порядка N 450-п в части заключения соглашения от 16.04.2018г. N...
Между тем, для подтверждения отсутствия задолженности Заявителю необходимо было предоставить справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации N ММВ-7-8/20@ от 20.01.2017 г.
Таким образом, получение МУП "Жилкомсервис" субсидии из государственного бюджета РС (Я) в нарушение указанных условий Порядка образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не содержат правовых мотивов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
При назначении МУП "Жилкомсервис" наказания были учтены фактические обстоятельства дела, а также характер совершенного административного правонарушения. Наказание в виде административного штрафа в размере 1 704 453,78 руб. назначено с учетом требований ст. ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ в менее минимальном размере, предусмотренной санкций ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, что составляет половину суммы от 2 процентов от суммы полученной субсидии.
Порядок и срок давности привлечения МУП "Жилкомсервис" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
В удовлетворении жалобы представителя привлекаемого юридического лица Мкртчян Э.Ф. отказать.
Постановление мирового судьи судебного участка N 59 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 04 февраля 2019 года, решение Якутского городского суда РС (Я) от 14 марта 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "город Якутск" - оставить без изменения.
Врио Зам. Председателя Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) В.Г. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.