Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А,
судей - Ялбаковой Э.В, Черткова С.Н,
при секретаре - Абашкиной А.Ф.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Николаевой М.Н. на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 22 января 2019 года, которым
исковые требования Чекурбашева Константина Михайловича о признании постановления незаконным, восстановлении в списке граждан на получение субсидии для приобретения жилья, удовлетворены в части.
Признано незаконным постановление администрации МО "Улаганский район" от 10 декабря 2018 года N 771 в части снятия с учета Чекурбашева Константина Михайловича, желающего выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
На администрацию МО "Улаганский район" возложена обязанность восстановить Чекурбашева Константина Михайловича с 26 июня 2012 года в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства".
Чекурбашеву Константину Михайловичу отказано в удовлетворении исковых требований в части восстановления в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства" с даты первоначального обращения - с 22 октября 2007 года.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В суд обратился Чекурбашев К.М. к Администрации МО "Улаганский район" с иском о признании незаконным постановления в части снятия с учета, обязании восстановить в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, мотивируя свои требования тем, что с 22.10.2007 года Чекурбашев М.А. состоял на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей. 26.06.2012 года по просьбе секретаря жилищной комиссии Чекурбашев М.А. написал заявление, чтобы вместо него на учет поставили ребенка-инвалида Чекурбашева К.М. Постановлением администрации МО "Улаганский район" N 443 от 24.07.2012 г. очередь Чекурбашева М.А. переоформлена на имя сына инвалида с детства Чекурбашева К.М. в категории "инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства". 03.12.2018 г. на заседании жилищной комиссии администрации МО "Улаганский район" принято решение о снятии Чекурбашева К.М. с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по п. "г" п. 21 Положения - неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет. А именно на момент постановки на учет Чекурбашеву К.М. было 14 лет. По инициативе суда к участию в делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство регионального развития Республики Алтай.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Министерства регионального развития Республики Алтай Николаева М.Н, указывая, что документы, подтверждающие, что Чекурбашев М.А. имеет право состоять на учете по категории "инвалиды 1,2 группы, инвалиды детства", в учетном деле отсутствуют, следовательно, отец истца по указанной категории на учет был поставлен незаконно. При переоформлении очереди с отца на сына администрацией района допущены действия, противоречащие действующему законодательству. В силу закона очередь может быть переоформлена только в случае смерти лица, состоявшего на данном учете. Считает, что правовые основания для признания оспариваемого постановления администрации района от 10 декабря 2018 года N771 незаконным, отсутствуют. Полагает, что истец вправе быть постановлен на учет с момента своего обращения с соответствующим заявлением. Кроме того, указывает, что истец свои исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ не изменял, требование о постановке на учет с 26.06.2012 года не заявлял. Суд на свое усмотрение вынес решение об удовлетворении исковых требований, которые истцом не были заявлены.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Николаеву М.Н, поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Чекурбашев К.М, "дата" года рождения, имеет инвалидность с детства, родился и проживает в Улаганском районе Республики Алтай, приравненном к районам Крайнего Севера.
С 22 октября 2007 года отец истца Чекурбашев М.А. состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства", с составом семьи 5 человек, в том числе сын Чекурбашев К.М.
26 июня 2012 года Чекурбашевым М.А. подано заявление о переводе его очереди на имя сына Чекурбашева К.М. - инвалида с детства, в котором указано, что он с 22 октября 2007 года состоит на учете, так как сын является инвалидом с детства.
26 июня 2012 года Чекурбашев К.М. написал заявление (рапорт) о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории "инвалиды", в составе семьи указал отца Чекурбашева М.А, мать Чекурбашеву З.И.
Постановлением администрации МО "Улаганский район" от 24 июля 2012 года N 443 переоформлена очередь Чекурбашева М.А. в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на имя сына инвалида с детства Чекурбашева К.М. в категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства".
Постановлением администрации МО "Улаганский район" от 10 декабря 2018 года N 771 Чекурбашев К.М, состоящий в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, на основании подпункта "г" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879, в связи с неправомерными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.
Считая свои права нарушенными постановлением администрации МО "Улаганский район" от 10 декабря 2018 года N 771 в части снятия с учета гражданина, желающего выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Чекурбашев К.М. обратился в суд с настоящим иском.
По смыслу Федерального Закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", порядок реализации прав граждан, указанных в его статье 1, на получение и использование жилищных субсидий предусматривает постановку их на учет по месту жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а при передаче осуществления государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, - органами местного самоуправления (ст. 3 Федерального Закона N 125-ФЗ).
Полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, переданы администрации муниципального образования "Улаганский район".
Условия возникновения права на получение жилищных субсидий вместе с кругом лиц, имеющих такое право, определены статьей 1 указанного Федерального закона, в соответствии с которой жилищные субсидии предоставляются, в том числе, инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года N879.
В соответствии с подпунктом "г" п. 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.
В силу п. 20 указанного Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Анализируя содержание указанных пунктов Положения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в соответствии с подпунктом "г" п. 21 названного Положения основанием для снятия гражданина с учета на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является незаконность действий должностных лиц при постановке на этот учет гражданина, у которого на момент его постановки право на получение социальной выплаты отсутствует. При этом, несоблюдение должностными лицами процедуры постановки на учет при наличии у гражданина права на получение данной социальной выплаты, само по себе не может служить основанием для его снятия с учета на получение такой выплаты. Подобное ненадлежащее исполнение должностными лицами Администрации должностных обязанностей при постановке на учет и снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, нарушает права таких граждан, добросовестно исполнявших все возложенные законом обязанности по перерегистрации.
В связи с этим судом первой инстанции обоснованно признано незаконным постановление администрации МО "Улаганский район" от 10 декабря 2018 года N 771 в части снятия истца с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с возложением обязанности восстановить его в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства".
Доводы жалобы представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Николаевой М.Н. в указанной части были предметом рассмотрения суда первой инстанции при разрешении спора, нашли свою надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении, не согласиться с которой, у судебной коллегии оснований нет.
Предоставление жилищной субсидии гарантировано государством. Поэтому в данной конкретной ситуации удовлетворение требований истцов о праве состоять в очереди граждан, претендующих на получение субсидии для переселения из районов Крайнего Севера, отвечает положениям конституционных норм, является гарантом осуществления его прав на судебную защиту и защиту его социальных прав. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере.
Ссылки в апелляционной жалобе представителя Министерства регионального развития Республики Алтай на то, что в силу действующего законодательства постановка на учет на переселение из районов Крайнего Севера носит заявительный характер, а истец не подавал заявление о принятии его на учет на получение субсидии, опровергаются материалами дела.
Тот факт, что должностными лицами органа местного самоуправления не сформировано новое учетное дело в отношении истца, не может являться основанием для ограничения, предусмотренного Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" права истца на получение жилищной субсидии при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при соблюдении предусмотренных законом условий.
В статье 2 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ определены категории граждан - получателей жилищной субсидии по принципу нуждаемости в социальной защите и в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности). Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
При этом государственная поддержка по обеспечению жильем указанных категорий граждан предоставляется в соответствии с действующим законодательством в форме государственных жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета, участие в подпрограмме является добровольным и носит заявительных характер.
Из анализа совокупности установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств и системного толкования приведенных выше норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, истец подлежит восстановлению соответствующем списке в соответствии с законодательством РФ с даты подачи им заявления и по предусмотренному законом основанию для принятия на такой учет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 26 июня 2012 года Чекурбашевым К.М. подано заявление (рапорт), которым он изъявил желание о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории "инвалиды".
В связи с этим суд обоснованно обязал Администрацию МО "Улаганский район" восстановить в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в категории "инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства" Чекурбашева К.М. с датой постановки на учет 26 июня 2012 года.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции судебная коллегия находит законным и обоснованным, постановленным в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 22 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства регионального развития Республики Алтай Николаевой М.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий - Е.А. Кокшарова
Судьи - Э.В. Ялбакова
С.Н. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.