Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Солоповой И.В,
судей - Ялбаковой Э.В, Кокшаровой Е.А,
при секретаре - Абашкиной А.Ф,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Енчинова Олега Осиповича на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 19 марта 2019 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований Енчинова Олега Осиповича к Администрации МО "Улаганский район" о признании постановления в части незаконным, об обязании восстановить его в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Енчинов О.О. обратился в суд с иском к Администрации МО "Улаганский район" о признании постановления от "дата" N в части снятия его с учета незаконным, об обязании восстановить его в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в категории "пенсионеры". Требования мотивированы тем, что "дата" истец обратился в администрацию МО "Улаганский район" с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением Администрации МО "Улаганский район" N-с от "дата" он поставлен на учет для улучшения жилищных условий в категорию "работающие" с "дата", стаж работы на тот момент составлял 33 года. "дата" он подал заявление (рапорт) о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по категории "пенсионеры", в составе семьи указал супругу ФИО1 и сына ФИО2 В 2011 году брак между супругами расторгнут, ФИО1 исключена из членов семьи истца. "дата" он приобрел по договору купли-продажи квартиру, общей площадью 34,8 кв.м, расположенную по адресу: "адрес". Постановлением администрации МО "Улаганский район" от "дата" N Енчинов О.О. снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании подпункта "д" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879.
Статьей 5 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ определено, что размер жилищных субсидий, представляемых гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, определяется исходя из состава семьи, выезжающей или выехавшей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; социальной нормы площади жилья в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. общей площади жилья на семью из двух человек. Факт наличия жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей может иметь значение только для определения уровня обеспеченности жилой площадью. С учетом члена семьи - сына, на семью из двух человек 34,8 кв.м. менее норматива 42 кв.м, что указывает на нуждаемость семьи истца в жилом помещении. Истец полагает, что он неправомерно исключен из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым в апелляционной жалобе выражает несогласие Енчинов О.О, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что с "дата" он состоял на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и соответствовал условиям, предусмотренным Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Каждый год он проходил перерегистрацию и предоставлял в жилищную комиссию все необходимые документы. В 2012 году он приобрел квартиру в "адрес", которую продал "дата". Считает, что "дата" незаконно был снят с учета граждан на основании Постановления администрации МО "Улаганский район" N. По мнению апеллянта, для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий необходимо учитывать обеспеченность его жильем по месту проживания, а не по предполагаемому месту выезда, как сделал вывод суд.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, "дата" Енчинов О.О. обратился в администрацию МО "Улаганский район" с заявлением о постановке на очередь на получение "северной" квартиры, при этом стаж его работы составлял 33 года.
Постановлением администрации МО "Улаганский район" N-с от "дата" Енчинов О.О. поставлен на учет для улучшения жилищных условий в категории "работающие" с "дата".
"дата" Енчиновым О.О. подано заявление (рапорт) о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", с составом семьи - супруга ФИО1, сын ФИО2
Из искового заявления следует, что брак между Енчиновым О.О. и ФИО1 расторгнут в 2011 году, с указанного момента ФИО1 членом семьи не является.
Исходя из содержания учетного дела, Енчинов О.О. до 2012 года указывал супругу в составе своей семьи из 3 человек, с 2013 года он указывает состав семьи из 2 человек.
Постановлением администрации МО "Улаганский район" от "дата" N Енчинов О.О, состоящий в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, снят с учета на основании подпункта "д" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года N 879.
Считая свои права нарушенными постановлением администрации МО "Улаганский район" от "дата" N в части снятия с учета гражданина, желающего выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Енчинов О.О. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", пришел к выводу о том, что в связи с наличием у Енчинова О.О. в собственности квартиры в "адрес", то есть за пределами районов Крайнего Севера, в период нахождения на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, истец не может быть отнесен к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом из района, приравненного к районам Крайнего Севера.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года N 879.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Перечень оснований снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, определен п. 21 Положения, согласно которому такими основаниями являются, в том числе, приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам) (подпункт "д").
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество Енчинов О.О. с "дата" являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 34,8 кв.м, на основании договора купли-продажи от "дата".
О приобретении Енчиновым О.О. указанного объекта недвижимого имущества ответчик в известность поставлен не был, что не оспаривалось участвующими в деле лицами.
Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что Енчинов О.О. имел в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и продолжал состоять на учете в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд первой инстанции верно пришел к выводу о наличии у органа местного самоуправления оснований для снятия Енчинова О.О. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
При этом, судебная коллегия отмечает, что учитывая характер и назначение указанных выплат, выделяемых в целях решения проблемы переселения и приобретения жилого помещения по новому месту жительства, наличие жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей влечет безусловную утрату гражданином, поставленным на учет, условий, с которыми закон связывает саму возможность возникновения права на получение социальных выплат, независимо от площади находящегося в собственности жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 19 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Енчинова Олега Осиповича - без удовлетворения.
Председательствующий судья И.В. Солопова
Судьи Э.В. Ялбакова
Е.А. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.